Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Вступи в Союз



BG.jpg

Систематическая галерея
baner_Sturman.gif
agrol.jpg


 



Впечатления от проведения школьных экологических конференций

Впечатления от проведения школьных экологических конференций

Такое явление как школьная научная конференция зародилось в «проклятые» 90-е годы и, можно сказать, зародилось не «благодаря чему-то», а «вопреки всему». Дело социологов разобраться, почему такое абсолютно невыгодное с экономической точки зрения явление появилось именно в те «лихие» годы и что этому способствовало… Тем не менее результат налицо. Если в советские времена в каждой уважающей себя школе должна была существовать художественная самодеятельность (как минимум, хор), то теперь для школ считается весьма престижным иметь научное общество.
Может быть, всему виной моя профессиональная ограниченность, но мне до сих пор попадались лишь школьные научные общества эколого-биолого-географического направления, хотя допускаю, что есть и другие. Они просто должны быть! Не могут школьники не интересоваться литературой, историей, даже химией и физикой. Что бы там мне не твердили: «Молодежь ничем не интересуется!» Нет, господа, ещё так интересуется, как вам и не снилось! Хороший учитель всегда этот интерес подметит и попытается придать ему нужное направление, поощрить! Дело в конце концов не в том, станет ли школяр в будущем великим ученым, а хотя бы в том, чтобы он хоть на какое-то время отвлекся о бесцельного шатания по улицам, компьютерных игр, сигарет и пива (думаю, все эти четыре вещи друг друга стоят).
Итак, вступление закончено… Надеюсь, теперь никто не станет спорить со мной по вопросу: надо ли школьников привлекать к научной работе? Ответ, я думаю, не вызывает сомнений.
Вот уже более десяти лет автор принимает участие в проведении школьных экологических конференций: где-то в качестве руководителя или консультанта научных работ, где-то в качестве члена жюри или оргкомитета. Конференции эти бывают самого различного уровня: школьные, районные, городские, областные, общероссийские. Приходилось бывать и на знаменитой международной «BIOS»-Олимпиаде в Санкт-Петербурге. За это время накопились кое-какие наблюдения, нуждающиеся в осмыслении и обобщении.
Мне хорошо запомнились первые школьные экологические конференции, проводящиеся в конце 90-х. Очевидно, учителя не совсем понимали, о чем идет речь, или упорно не замечали слово «научная», черным по белому выведенное в информационном письме. В результате программы конференций были заполнены … стихами, песнями и танцами, которые учителя и участники добросовестно готовили и … были искренне возмущены и недоумевали, когда их творение оценивалось весьма низким количеством баллов.
Да что там школьники! Автору пришлось присутствовать на одной вузовской географической конференции, на которой директор школы полтора часа (!) вдохновенно рассказывал, как они с учениками вырыли и освятили купель!!! И никто его не остановил и не одернул!!! Создание купелей для верующих – дело, может быть, и полезное, но при чем тут географическая конференция?
Некоторые участники (а также их руководители) почему то считали, что достаточно прочитать несколько страниц из умной книжки (всю книжку читать не надо, а то мозги не выдержат), изложить их содержание, и призовое место у них в кармане. Нам стоило немалого труда разубедить их в этом.
Но уже тогда в нашем городе были те, кто поднял школьную экологическую науку на должную высоту. Я хочу облегчить жизнь краеведам будущего и назвать их имена: Алексей Фомич Заводченков и Владимир Петрович Паршиков. Первый создал экологический клуб «Воронежский меридиан» при Центре творчества детей и юношества Ленинского района, второй организовал центр «Экология» при станции юных натуралистов Коминтерновского района. Запомните эти имена и поклонитесь их памяти! Эти люди создали школьную экологическую науку в Воронеже.
Я хорошо помню выступления их учеников. Тогда ещё редкостью были компьютеры, а о мульти-медиа-презентациях к докладам даже и не слыхали. Плакаты писались цветными фламастерами или маркерами, на них наклеивались фотографии. Но сами работы сделали бы честь иному соискателю ученой степени. У меня сохранились программы первых конференций. Вот названия некоторых работ: «Эколого-флористический анализ растительности заповедника «Галичья гора»», «Структура популяций жужелиц Хоперского заповедника», «Асимметрия окраски как показатель среды обитания лягушки озерной», «Динамика состояния озонового слоя над Воронежской областью», «Социально-экологичексий анализ отношений Хоперского заповедника с населением окрестных сел». Мне запомнились вдохновенные лица выступающих, удивительно грамотная речь, свободное владение научной терминологией. Создавалось впечатление, что перед тобой выступают не школьники, а как минимум аспиранты и не первого года обучения.
Многих учеников Алексея Фомича и Владимира Петровича автор знает лично. Они достойно окончили вузы и продолжают работать по раз выбранной специальности, продолжая дело своих учителей. Не люблю пафоса, но в данном случае иначе и не скажешь! Есть ведь люди в наше время, интересующееся чем-то ещё, кроме зарабатывания презренного металла!
Шло время. Экологические конференции испытывали подъемы и спады. Количество участников постоянно колебалось. Пал жертвой административного произвола «Воронежский меридиан». Но его дело даром не пропало! Именно выпускники «Меридиана» заняли лидирующие позиции в школьной экологической науке Воронежа. Сейчас ведущие позиции здесь занимают центр «Созвездие» и Дворец творчества детей и молодежи. Да хранит их судьба от административной «заботы»! В области определились ещё такие центры школьной экологической науки как Новохоперская станция юных натуралистов и Павловская средняя школа № 2. Работы, выполненные ими всегда отличались большими объемами собственноручно собранного материала, научной новизной и актуальностью исследований.
Новые тенденции в школьной экологической науке не оказались незамеченными. Постепенно члены научных обществ разных школ и учреждений дополнительного образования стали ориентироваться на сбор собственного материала. От танцев и песен в итоге совсем отказались, работы реферативного типа стали крайне редки. Пожалуй, здесь стоит отметить даже некоторую крайность. Руководители, уразумев, что работы, сделанные на основе собственноручно собранного материала, ценятся выше, бросились собирать этот материал. При этом не учитывались ни необходимый объем, ни характер материала!
Похоже, сейчас считается, что достаточно взять одну пробу воды в водопроводе или в ближайшем пруде, измерить диаметры десятка деревьев на ближайшей улице и … все. Работа готова! Слов нет, такой подход, конечно, вызывает большие симпатии, чем переписывание умных книг и статей. Если на этом не остановятся, то перспективы выстраиваются вполне радужные. Именно за счет таких вот «точечных» анализов поднялся уровень работ Калачеевского, Бобровского, Петропавловского районов, а также ряда воронежских школ.
Во время проведения школьных научных конференций мы столкнулись ещё с одной проблемой. На конференции стали появляться представители школьных лесничеств и опытных школьных полеводческих бригад. Ребята вдохновенно рассказывали о том, какой урожай овощей ими был выращен, каковы различия в урожайности различных сортов, сколько ими было высажено лесных культур, сколько огорожено муравейников. Работа, бесспорно, нужная, но … науки там абсолютно нет! Сравнивать подобные отчеты с научными работами просто невозможно! Возникает вопрос о том, чтобы для лесничеств и школьных опытных бригад (а их в области, не смотря на все старания наших чиновников, довольно много) проводить отдельные слеты и конференции. К сожалению, подобных мероприятий за 14 лет было проведено всего два. А такую работу надо бы поддержать!
Хочется отметить всё большее сращивание между научными экологическими и краеведческими конференциями. Иногда на экологических конференциях выделяют даже специальную секцию для заслушивания краеведческих работ. Подобные вещи можно только приветствовать! На стыке биологии, географии, экологии, истории и краеведения нередко получаются весьма интересные результаты!
В настоящее время наблюдается очередной подъем школьной экологической науки. Увеличивается число участников, расширяется тематика докладов. Со своей стороны вузы и научные учреждения будут эту науку всячески поддерживать. Только бы не вмешались чиновники с очередными «реформами»!




© 2003-2020 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media