Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Методические рекомендации к проведению Дня птиц

 Основу этого раздела составляет частичная перепечатка работы А. А. Соколовой «Методические рекомендации к проведению Дня Птиц (для студентов, учителей биологии, организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы и пионервожатых». — Курган: Курганский пединститут, 1990.

Введение

В данных методических рекомендациях рассказывается о многолетнем опыте организации и проведения Дня Птиц на естественно-географическом факультете Курганского педагогического института, во Дворце пионеров и школьников г. Кургана, школах области.

Главное в нашей работе — вооружить студентов — будущих учителей школы — разнообразными формами и методами внеклассной работы, среди которых особое место отводится Дню Птиц как одной из комплексных форм внеклассной работы, призванной решать вопросы нравственного, краеведческо-экологического, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Ежегодно в первую субботу апреля в нашей стране отмечается День Птиц. Птицы — наши друзья. Они повсюду и всегда рядом с человеком. Наиболее раннее упоминание о старинном русском обычае — развешивании скворечников — относится к 1774 году. Впервые День Птиц организовали в Москве в апреле 1918 года Председатель Сокольнического райсовета рабочих и солдатских депутатов И. В. Русаков и старейший орнитолог страны П. П. Смолин.

Дальнейшую работу по пропаганде и организации Дня Птиц проводил известный орнитолог профессор К.Н.Благосклонов. С 1956 года по инициативе газеты «Пионерская правда» День Птиц стал традиционным для многих школьных коллективов и внешкольных учреждений. Он может быть самостоятельным праздником или частью Недели биологии.
Организация Дня Птиц в Институте

Основную работу по подготовке и проведению Дня Птиц на нашем факультете осуществляют члены зоологического кружка и совет зоологического музея кафедры зоологии. Для этого создается Совет тематического дня, который состоит в основном из студентов младших курсов. На заседании Совета первоначально решаются вопросы о сроках и форме проведения Дня Птиц, его предметном оформлении, определяются задания учебным курсам и вырабатывается сценарий праздника.

Анализ анкет студентов по итогам педагогической практики в школах Курганской области показал, что в основном эти праздники проводятся однообразно. На нашем факультете в последние годы День Птиц проводится весной регулярно, накоплен определенный опыт, разработаны несколько новых форм проведения праздника: птичий слет, пресс-конференция, птичий кроссворд, птичий КВН, дискотеки «Расскажите, птицы» и «Мир людей и птиц», устный журнал «Приветствуем пернатых», «научная» конференция в защиту птиц и др. Каждая из названных форм требует особого подхода и к разработке, и к проведению Дня Птиц. Независимо от формы проведения праздника, особое внимание обращается на активизацию деятельности всех студентов, продумываются задания поискового, исследовательского характера для учебных групп в целом. Например: «Птицы Красной книги Курганской области», «Грач в Кургане», «Гнездование городской ласточки в Кургане», «Гнездовая биология скворца и полевого воробья на агробиостанции института», «Миграция птиц» и т. д.

Особый вклад в разработку, подготовку и проведение Дня Птиц вносят рефераты, доклады и курсовые работы студентов, выполненные по учебному плану, но представляющие интерес для практического использования. В них сконцентрированы итоги поисковой и исследовательской работы, подобран и систематизирован большой фактический материал о жизни и деятельности птиц родного края.

Выделяются группы студентов для оформления зала, фойе, где будет проводиться День Птиц. В разные годы традиционно используются обновляемые лозунги, плакаты, газеты... Существенно меняется другая наглядность: бумажные силуэты стай летящих голубей в Год Мира, стаи сорок и других птиц, приносящих весть о весне и празднике. Здесь может проявиться выдумка и фантазия организаторов, их творческая мысль. Заранее вывешиваются объявления о празднике, проводятся разнообразные конкурсы: стенных газет, плакатов, знатоков и друзей пернатых; студенты выпускают листовки, сообщающие о подготовке к празднику.

Ко Дню Птиц следует приурочить выставку курсовых работ, рефератов, отчетов по полевой практике, выставку книг о птицах, а также книжек-малышек, изготовленных студентами. В зоомузее факультета студенты старших курсов — члены зоологического кружка — проводят экскурсии для студентов младших курсов, а также для школьников города и области.

Если организаторы избрали «Птичий слет» как форму проведения Дня Птиц, то идет разработка заданий по изготовлению масок, костюмов, содержательная подготовка команд-стай, изготовление бутафории, в том числе эмблем для участников, членов жюри, болельщиков, а также различных жетонов и медалей для победителей конкурсов. Одна из аудиторий факультета превращается в пункт подготовки этого мероприятия. Особая ценность праздника видится в том, что студенты в процессе подготовки получают дополнительные сведения о птицах, самостоятельно работают с литературой, периодической печатью. Кроме того, развивается их общественная активность.

Особенности подготовки и проведения праздника в школе

В каждой школе подготовка и проведение Дня Птиц — коллективное, совместное дело Совета школы, кружка юных биологов или клуба друзей пернатых. Они — организаторы этого тематического дня, являющегося итогом Недели биологии. Для подготовки и проведения Дня Птиц создается Совет дела или инициативная группа. Под руководством преподавателя биологии организаторы Дня Птиц продумывают вопросы его подготовки и проведения, Включения каждого классного коллектива в эту большую познавательную и общественно-полезную деятельность. В Неделю биологии любители природы действуют совместно с другими творческими объединениями в школе.

Клуб интересных встреч приглашает ученых, лесничих, представителей общества охраны природы. Члены литературного кружка подбирают художественную литературу, стихи о птицах и о природе родного края. Хоровой коллектив разучивает песни. Драматический готовит постановки, отрывки из спектаклей, скетчи, инсценирует басни и сказки. Кружки юных художников подводят итоги конкурса на лучший рисунок о птицах и природе родного края. Кружок «умелые руки» оформляет выставку искусственных гнездовий и кормушек для птиц. Найдется дело и для юных фотографов: фотовыставка, фотоконкурс, фотовикторина — дело их рук.

Члены кружка юных художников продумывают эмблему праздника или объявляют конкурс на лучшую эмблему, готовят жетоны, рисунки силуэтов птиц. Интересной может быть выставка репродукций произведений изобразительного искусства о природе.

В школьной библиотеке должна быть развернута выставка книг и периодической печати о птицах, природе, природоохранной работе. Среди учащихся школы много коллекционеров марок, открыток, спичечных этикеток, конвертов, значков. Они могут оформить выставки и провести экскурсии, сопровождая их рассказом об истории экспонатов. Юных техников можно привлечь к изготовлению слайдов, диафильмов, что будет способствовать развитию их общественной активности и оснащению учебного процесса, обогащению кабинета биологии необходимым фактическим материалом.

По классам проводятся походы, экскурсии в природу, музеи, а также беседы о пользе птиц, встречи, викторины, конкурсы. Надо предусмотреть изготовление гнездовий, кормушек, вывешивание их в школьном саду, парке, сквере, близлежащем лесу. К этой работе должны быть привлечены учителя труда — под их руководством работают ребята. Они оформляют стенд о том, как правильно изготовить и укрепить гнездовье.

В период подготовки к празднику ребята подбирают пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни и скороговорки о птицах. Много творчества и выдумки проявят ребята в изготовлении масок, макетов птиц, поделок из природного материала, которые могут быть представлены на выставке «Природа и фантазия», «Природа и творчество».

Развитию познавательной и общественно-полезной активности учащихся будет способствовать подготовка радиопередач по школьному радио, так как необходимо подобрать материал, взять интервью, продумать музыкальные заставки, озвучить радиопередачу голосами птиц и т. д.

Одним из центральных моментов подготовки к празднику является разработка сценария. Для его составления необходимо выбрать форму проведения, отобрать необходимый познавательный материал, продумать музыкальное оформление, подобрать технические средства, выбрать интересные кинокадры, сделать эскиз оформления помещения.

Чтобы праздник заинтересовал ребят, Совет дела выбирает лучший материал, который был представлен на классных выставках. Сценарий праздника должен быть творчеством самих ребят, и здесь на помощь приходит конкурс на лучшее предложение в план проведения праздника. Очень важно, чтобы как можно больше ребят приняло участие в его разработке. Нужны ведущие, чтецы, затейники, действующие лица, представляющие птиц, кинодемонстраторы. Каждому нужно найти дело и определить его роль. В период подготовки праздника необходимо уделить большое внимание информационному освещению всех дел: это листки новостей, стенгазеты, листовки, сообщения по радио.

При подготовке и проведении праздника важно помочь организаторам определить их роль, активную позицию. В День праздника каждый должен отвечать за порученное дело. Одни — за встречу гостей, другие — за музыкальную часть, технические средства и т. д. Многое зависит от находчивости ведущих, чтецов, затейников. Активность участников можно повысить введением пропуска на праздники: каждый из них подбирает пословицу, поговорку, скороговорку или делает книжку-малышку о птицах родного края и др.
Формы проведения Дня Птиц

Опыт работы зоологического кружка и Совета музея Курганского пединститута по проведению Дня Птиц со студентами естественно-географического факультета показывает реальную возможность существенно разнообразить формы проведения этого традиционного мероприятия. Трудности и одновременно повышенный интерес к проведению праздника заключались именно в том, что каждый раз здесь реализовывался творческий подход и к выбору формы, и к методике проведения — чтобы избежать трафарета, шаблона в его организации.

Активное участие в этом традиционном празднике готовит студентов к практической работе в школе по руководству детским коллективом.

Остановимся на отдельных формах проведения праздника. День Птиц начинается с торжественной части, на которой все заслушивают одно или несколько сообщений: «Все о птицах», «Самые, самые обыкновенные», «Все ли вы знаете о птицах?» и т. д. Во второй части праздника проводим либо птичий слет, либо птичий карнавал.

Птичий слет предполагает соревнование птичьих стай. Птичьи стаи формируются заранее. Они выбирают вожака, продумывают название стаи, эмблему, девиз, выполняют задания организаторов праздника, готовят номера художественной самодеятельности (песни, стихи, скетчи, танцы, пантомимы и т. д.).

Во время состязания птичьи стаи соревнуются в знании жизни и деятельности птиц, а также в знании стихов, сказок, называют басни, где упоминаются птицы, участвуют в эстафетах, играх, узнают силуэты птиц, исполняют песни, отгадывают загадки, читают сочинения «Мои любимые птицы». Заканчиваются соревнования показом номеров художественной самодеятельности, которые подготовили стаи. Остальные гости птичьего слета участвуют в викторинах о птицах «Знаете ли вы, что?», в конкурсе песен о птицах. Победителям вручают призы.

Птичий карнавал предполагает подготовку каждого. Заранее на видном месте — на стенде — вывешиваются эскизы костюмов, масок. Несколько человек могут объединиться и подготовить для исполнения в лицах отрывки из литературных произведений о птицах, из рассказов, басен, пьес, песен и т. д. На карнавале звучит музыка о Родине, о птицах, записи птичьих голосов. Ведущие карнавала — тоже в карнавальных костюмах. Они организуют карнавальное шествие, игры, конкурсы, выявляют желающих обыграть свой костюм, защитить название той или иной птицы.

Старшеклассники для ребят младшего школьного возраста могут организовать заседание «Клуба Почемучек», текстовый и иллюстративный материал для которого рекомендуем найти на страницах журнала «Юный натуралист».

Пресс-конференция «Охрана птиц — дело каждого» проводится в виде деловой игры, на которую приглашаются «журналисты» различных отечественных и зарубежных газет. Своих «представителей» могут направить на пресс-конференцию также редакции любых журналов. «Журналисты» должны заранее просмотреть подшивки газет, журналов, выбрать интересные и познавательные вопросы. На вопросы «журналистов» могут отвечать «ученые», которых также играют ребята-школьники... «Корреспонденты иностранных газет и журналов» готовят вопросы на английском и немецком языках, и поэтому вместе с ними действуют «переводчики».

Часто перед устроителями праздника встает вопрос — как поднять настроение у всех присутствующих с тем, чтобы не было деления на ведущих и зрителей, организаторов и наблюдателей. Тогда на помощь приходит форма такого массового мероприятия как разгадывание кроссвордов, которые мы назвали «птичьими». Организаторами птичьих кроссвордов просмотрена обширная литература по зоологии с целью отыскания вопросов к викторине, сбора загадок, пословиц, поговорок о птицах, отбора самого интересного для составления кроссвордов. Каждый кроссворд следует начертить на большом листе бумаги и представить его участникам, где все присутствующие имеют равную возможность ответить на поставленные вопросы.

Важно привлекать организаторов не только к участию в подготовке и проведении праздника, но и к анализу его итогов, выявлению положительного и отрицательного во время его проведения.
Примеры конкурсов и состязаний на Днях Птиц (отобраны составителями).

Состязание «Закончи пословицы и поговорки».

    Ведущие зачитывают начало пословиц и поговорок, надо правильно их закончить.

        * Всякая птица... в своей стае хороша.
        * Всякая птица ... своим клювом сыта.
        * Цыплят ... по осени считают.
        * Грач на горе... весна на дворе.
        * Сорока на хвосте ... весть принесла.
        * Человек без Родины ... что соловей без песни.
        * Хвалилась синица... что море зажжет.
        * Всяк кулик ... в своем болоте велик.
        * Любит кукушка ... чужие годы считать.
        * Сова не высиживает... орла.
        * Сова спит, а... кур видит.

Состязание «Обыкновенные птицы».

    Каждая стая по очереди называет имена «обыкновенных» птиц (гага, горлица, горихвостка, дубонос, овсянка, кукушка, поползень, пустельга, сверчок, чечевица, чечетка, пищуха, каменка и т. д.).
Состязание «Узнай голоса птиц».
    Звучит пение птиц в грамзаписи (зяблика, соловья, зарянки, жаворонка, чибиса, пеночки-трещотки и т. д.). Стаи должны узнать птиц по голосам и рассказать о них.
Состязание «Знаете ли вы птиц в литературе».
    Многие писатели посвятили свои произведения птицам. Назовите эти произведения.
Конкурс веселых художников.
    Собирают по 5 человек от двух команд болельщиков. На двух досках или листах бумаги каждый по заданию ведущего рисует какую-нибудь хорошо знакомую птицу. Поскольку она хорошо всем известна, нарисовать ее надо с завязанными глазами. Рисуют под команду ведущего — сначала конечности, затем туловище, глаза, хвост, клюв, крылья, «украшения», ноги и т. д.
Конкурс «Почему мы их так называем».
    Ребятам предлагается объяснить названия таких птиц как трясогузка, козодой, глухарь, птица-секретарь, лысуха, кукушка, дятел, зяблик.
Конкурс «Что ни шаг, то птица».
    На каждый шаг необходимо называть птиц, не повторяясь.
Конкурс «Напоите птенца».
    В центре зала на стол ставятся два стакана с водой, а около каждой «стаи» — по стулу со стаканом, который сверху листом бумаги оформлен в виде клюва птенца. По команде ведущего члены стаи носят ложками воду и поят птенца. Кто быстрее и больше принесет птенцу воды — тот и победитель.
Конкурс «Птичья эстафета».
    Каждая «стая» по очереди называет птиц так, чтобы следующее название начиналось с буквы, на которую заканчивается предыдущее. Например: сорока–аист–турухтан–носорог–гусь–синица и т. д.
Конкурс «Веселая гимнастика».
    Выбирается режиссер. По его команде стаи болельщиков изображают повадки птиц (кто точнее и дружнее). Например, просят изобразить цаплю, аиста, дятла, воробья, турухтана, голубя, журавля и т. д.

Конкурс «Давайте споем».
    По очереди исполняются по куплету песни о птицах.

Конкурс «Сделай сам».
    Изготовьте эмблему «Знаток птиц» и подарите ее сопернику.

Конкурс «Знаток сказок о птицах».
    Капитаны команд по очереди называют сказки.

Конкурс «Знаток русского языка».
    Объяснить, почему сложились такие поговорки о птицах:

        * Седой как лунь.
        * Как с гуся вода.
        * Вышел сухим из воды.
        * Глухая тетеря.
        * Заладил как дятел.
        * Забился как сыч.


    «Подготовьте выступление на тему „День Птиц в 2100 году“ по форме известных телепередач („В Мире животных“, „Утренняя почта“, „Клуб кинопутешественников“ и т. п.)».

А. А. Соколова

   

Возврат к списку

KOTR.jpg

KOTR_karta.jpg

Forum.jpg
 
Систематическая галерея

Fotogallery.jpg

LEP.jpg

Literat.jpg

Blogi.jpg


© 2003-2024 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media