Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Вступи в Союз
  
Пухляк - птица 2017 года

Vesna-idet.jpg
   
BG.jpg

  Систематическая галерея
 
  baner_Sturman.gif

 Экогид1.jpg  

 


День рождения варакушки

День рождения варакушки
Занятие по развитию речи «День рождения варакушки»
Авторы-составители: Еремина Вера Николаевна, Зуйкова Алена Васильевна, учителя-логопеды МДОУ «Детский сад №10».  Рязань

Ход занятия
1. Речевая разминка. Сядет тот, кто добавит слово:
- у человека квартира, а у птиц ……. (гнездо)
- у зверей шерсть, а у птиц ……. (перья)
- у нас нос, а у птиц ……. (клюв)
- у человека ребенок, а у птиц ……. (птенец)
- у людей ногти, а у птиц ……. (когти)
2. Основная часть.
1) Дети, в самом начале лета я нашла синенькое перышко. Как вы думаете, кто его потерял? Его потеряла варакушка, единственная птица, в оперении которой имеется редкий в природе синий цвет. За эту особенность окраски ее называют «осколком радуги».

2) Рассматривание варакушки. Варакушка чуть меньше воробья. Спинка бурая, надхвостье рыжее. Горло и зоб – синие. В середине синего пятна либо красная звездочка, либо белая. Варакушка с красной звездой – какая? .... (краснозвездная). А с белой звездой?... (белозвездная). Над глазом у варакушки белая бровь. Надгрудничек разноцветный трёхполосный. Сказочная птица любит селиться по склонам оврагов, берегам озер.

3) Сегодня у варакушки день рождения. Улыбнемся ей. Она пригласила на праздник своих родственников и друзей. Стали птицы поздравлять и варакушку прославлять.
Изящная красавица
Поет нам у реки
И песни пересмешницы
Уж очень хороши.
Сестрица соловьиная
Поет: «чак-чак-ваа-рак»
За пенье бормотушечку.
Назвали варакушечкой.
И красива варакушка оперением,
И красива варакушка своим пением.
И сверкает опереньем,
И приятная на вид,
А чудесным звонким пеньем
Соловья аж удивит.
Вьет гнездо варакушка
Из травы и мха,
Будет дом для птенчиков
Лучше чем всегда.
На кусточке варакушка
Звонко песню поет.
Ярко-синее пятнышко
На груди у нее.
Словно синий платочек.
Птичка носит с собой
Словно неба кусочек
Голубой, голубой. (Воробьев А.В.)
5) Мы тоже приготовили для варакушки хоровод. В хороводе будем использовать оригинальную походку варакушки. Варакушка семенит прыжочками, театрально быстро прыгает, на носочках. Похожа на балерину. Как девушка на высоких каблуках. Давайте попробуем это показать.
А как наша варакушка
У реки ходила.
Чак-чак, ваа-рак,
У реки ходила.
А как наша варакушка
Во реке купалась.
Чак-чак, ваа-рак.
Во реке купалась.
А как наша варакушка
Детушек кормила.
Чак-чак, ваа-рак.
Детушек кормила.
А как наша варакушка
Деток защищала.
Чак-чак, ваа-рак.
Деток защищала

6) Дети, о чем можно сказать: звонкая, громкая, душевная, протяжная, мелодичная, веселая, напевная? (Песня)
Одни птицы пели громко,
а другие еще … громче.
Одни птица пели тихо,
а другие еще …тише.
Одни птицы пели протяжно,
а другие еще … протяжнее.
Одни птицы пели сильно,
а другие еще … сильнее.
Одни птицы пели хорошо,
а другие еще … лучше.

7) Изображение варакушки с варакушонком. Необходимо сравнить птицу с птенцом:
- у варакушки хвост, а у варакушонка хвостик;
- у варакушки крыло, а у варакушонка …(крылышко)
- у варакушки перо, а у варакушонка … (перышко)
- у варакушки шея, а у варакушонка …(шейка)
- у варакушки голос, а у варакушонка …(голосок)

8) На память варакушка раздает свои изображения гостям. Поможем ей их раскрасить ватными палочками (звучит аудиозапись с голосами птиц).


Потешка «Варакушка»
Авторы-составители: Куприкова Светлана Владимировна, Баранаева Анна Сергеевна воспитатели МДОУ «Детский сад №10»
- Варакушка-сударушка, где ты живешь?
- у ручья, у куста ивы.
- Варакушка-ракушка, где ты отдыхаешь?
- У моря.
- Варакушка-пташечка, как ты поешь?
- Скороговорочкой.
- Варакушка-душечка, как твои детки пить просят?
- «Чак-чак-ваа-рак!»


Конспект занятия по экологии
«Варакушка - голубое горлышко»


Авторы: Митина Марина Анатольевна Егоркина Светлана Николаевна, Логинова Ольга Николаевна, педагоги дополнительного образования отдела экологии.
Благодарность: Водорезову Алексею Владимировичу, доценту кафедры физической географии и методики ее преподавания, к.г.н., за предоставленный фильм.

Занятие апробировано педагогами Митиной М.А., Егоркиной С.Н., Логиновой О.Н. во время выездных занятий в школы города Рязани: СОШ №№ 20, 35, 36, 38, 40, 41, 46, 60, 65, 66, 70.
Занятие проведено Митиной М.А. в 3 «Б» классе МОУ СОШ № 51, в рамках конкурса «Педагогический дебют – 2011»

Цель - содействие формированию у детей познавательного интереса, воспитанию бережного отношения к природе через знакомство с птицей 2012 года.
Задачи.
Образовательный аспект:
 познакомить с особенностями внешнего облика, гнездования и поведения варакушки;
 обсудить опасности, связанные с месторасположением гнезда варакушки.
Развивающий аспект:
 формировать потребность у детей чувства восхищения от общения с природой;
 способствовать развитию внимания, мышления, памяти, творческого восприятия и мелкой моторики.
Воспитательный аспект:
 вызвать интерес и желание наблюдать за птицами и помогать им;
 привлечь внимание к проблеме уменьшения численности данного вида в городе Рязани;
 содействовать воспитанию чувства ответственности за свои действия в природе.
Методические особенности:
 использование природоохранной символики;
 информирование и нацеливание учащихся на участие в мероприятиях, проводимых городским Центром детского экологического образования (ГЦДЭО);
 использование дополнительной информации в оформлении кабинета для управления развитием внимания воспитанников;
 демонстрация слайдов презентации и беседа о полученных знаниях;
 использование интерактивного игрового приема «Манишки и 2 звездочки (белая и красная)»;
 просмотр фильма «Варакушка» и дополнительные комментарии;
 проведение физкультминутки с использованием приема «Расскажи стихи руками»;
 итоговая рефлексия «Бусинки», развитие мелкой моторики;
 начало выполнения и обсуждение творческой работы для завершения её дома.
Дети узнают:
 о программе «Птица года» Союзе охраны птиц России,
 о главных отличительных особенностях внешнего облика самца и самки варакушки;
 об угрозах и опасностях для птицы, о правилах поведения в природе.
Дети научатся:
 определять самца варакушки по основному признаку – голубому горлышку,
 быть ответственными за свои поступки в природе.
Оборудование:
 эмблема Союза охраны птиц России (СОПР);
 изображения самца и самки варакушки;
 портрет Барри Коммонера;
 Красная Книга Рязанской области;
 мультимедиа для воспроизведения презентации и просмотра видеофильма;
 презентация «Знакомьтесь, варакушка – птица 2012 года»;
 информационные листы «Английское название варакушки», «Международный День птиц», «Лозунги в защиту варакушки», «Словарь новых терминов»;
 2 манишки, выполненные под цвет оперенья самца варакушки, и 2 звездочки (белая и красная);
 фильм «Варакушка» из цикла «Птицы средней полосы России» («Среда обитания»); автор Водорезов А.В.;
 раздаточные материалы: стихотворение «У ручья - варакушка», лист для творческой работы, цветные карандаши;
 визитки ГЦДЭО;
 в коробочке - набор для итоговой рефлексии (желтая ленточка, 3 цветные бусинки: голубая, зеленая, коричневая).
Ход занятия:
1. Вводные слова педагогов на фоне слайдов № 1 и № 2 презентации «Знакомьтесь, варакушка – птица 2012 года».
Городской Центр детского экологического образования много лет сотрудничает с Союзом охраны птиц России (эмблема СОПР). С 1996 года эта общественная организация проводит кампанию «Птица года». Птица года, как символ года, выбирается по определенным принципам.
Мы нацеливаем вас на участие в программе СОПР. Информацию можно найти на сайтах http://www.rzn-ecolog.ru и http://www.rbcu.ru (визитки ГЦДЭО – на столах).
Сообщение темы и задач урока. А первый шаг мы с вами сделаем сегодня. Мы познакомимся с птицей 2012 года – варакушкой. Тема нашего занятия «ВАРАКУШКА - ГОЛУБОЕ ГОРЛЫШКО». Наши задачи – не только познакомиться с этой птицей, но и подумать о том, что можно изменить в поведении людей по отношению к этой птице.
2. Основная часть. Союз охраны (голосом выделяем это слово) птиц России выбрал эту птицу не случайно. Если полистать Красную Книгу Рязанской области, то эту птицу мы там не найдем. Как вы думаете, по какому принципу ученые выбирают птицу года? (Ожидаемые ответы: сокращение численности, уменьшение мест для гнездования, загрязнение мест гнездования).
Работа с презентацией.
Слайд 3. Ближайшие родственники варакушки – соловьи. Варакушку иногда называют болотный соловей (почему?). Ожидаемый ответ: варакушка - родственник соловью, живёт по берегам около водоемов с густой растительностью.
Слайд 4. Другие названия варакушки. Народные названия варакушки: зорька, синегрудка, синешейка, лазоревка, В Англии варакушку любовно называют – «голубое горлышко» (обратить внимание на английское название: Blue throat).
Слайд 5. На карте нашей страны отмечены места обитания варакушки: практически повсеместно (кроме северных тундр и некоторых таежных районов).
Слайд 6. На фото – любимые места обитания: кустарниковые заросли вблизи водоемов, берега тихих речек, поросших лозняком, тростниками и негустыми ольховыми рощами.
Веселое упражнение с манишками. Вызываются 2 смелых мальчика и 2 заботливые девочки. Девочки повязывают мальчикам манишки (манишки выполнены в соответствии с окраской оперения птицы).
Беседа:
- Почему манишки повязывают мальчикам? (Ожидаемый ответ: потому что, только у самцов такая яркая грудка).
- Почему самцы яркие, а самки незаметные? (Ожидаемый ответ: самцы привлекают внимание, самки на гнездах должны быть не заметными).
Сверху на манишки прикрепляем белую и красную звездочки. Ученые выделяют 2 подвида варакушек: белозвездная и краснозвездная.
Просмотр фильма «Варакушка» из цикла «Птицы средней полосы России». Во время просмотра фильма на фоне музыкальных заставок - комментарии о распространении варакушки на территории России, её месте обитания, типе питания птицы. Фильм продолжительностью всего 4 минуты, снят с большой любовью и с небольшой интригой; фильм создан талантливым автором областной программы «Среда обитания» на рязанском телевидении Алексеем Водорезовым.
Физкультминутка с использованием приема «Расскажи стихи руками».
Варакушка - очень подвижная птица, давайте, и мы с вами тоже подвигаемся, попробуем рассказать стихотворение «У ручья – варакушка» с помощью своих рук. Текст стихотворения лежит у каждого на столе, читаем стихотворение (автор стихотворения Логинова О.Н.). Встаем рядом со своей партой, произносим слова и повторяем движения.

У ручья – варакушка, Движение рукой - волна
Голубое горлышко, Ладонью поглаживаем своё горло
Белобровушка. Указательными пальцами проводим по линии бровей, начиная от переносицы
Средь корней ивушки Нагибаемся, показываем корни
Свила своё гнездышко. Поднятыми ладонями показываем, как перевиваются травинки. Соединёнными ладошками показываем гнездо

Продолжение работы с презентацией.
Слайды 7 - 8. Внешний вид варакушки. Еще раз посмотрите: горло и грудь варакушки - голубые с красным (рыжими) или белым пятном (краснозвездная и белозвездная). Спина и крылья оливково-серые, иногда бурые. Хвост у основания рыжий, на конце чёрный.
Яркий наряд самец носит только весной, потом оперение бледнеет. Почему же молодая птица, тоже не имеет ярких перьев? (Маскировочная окраска).
Слайд 9. В России птицу не случайно назвали варакушка, давайте послушаем, как она поёт. Голос птицы бывает разным, но в пении можно услышать слово «варак».
Слайд 10. Гнездо варакушки – на земле. В первой половине июня самка откладывает 4-6 яиц оливкового цвета с небольшими бурыми пятнами. (Маскировочная окраска).
Слайд 11. Летом варакушки питаются околоводными насекомыми. Осенью поедают плоды и семена растений.
Начало выполнения творческой работы.
На столах лежат лист бумаги с изображением самца и самки варакушки.
Раскрашиваем брачный наряд самца варакушки: голубое горлышко, рыжую и черную полоски, отделяющие манишку от беловатого брюшка, хвост с рыжеватым пятном у основания и Т-образной полосой (продольной посередине и поперечной у вершины).
Остальную часть творческой работы выполняем дома.
Продолжение работы с презентацией.
Слайд 12 -13. Опасности для варакушки. Беседа о том, что гнездо птица строит на земле и отсюда много опасностей. Это и бездомные кошки, которые охотятся на птиц. Это и поджог травы весной – весенний пал. Это и загрязнение водоемов и прибрежной зоны. В пространстве классной комнаты, в разных местах прикреплены 3 лозунга об опасностях и угрозах в жизни варакушки. Педагог предлагает найти эти лозунги, вслух их прочитать, прокомментировать.
В разных местах классной комнаты висят лозунги, сочиненные учащимися начальной школы № 36 города Рязани:
- Водоёмы загрязняют,
А варакушки страдают!

- Сухая трава весною горит.
«Стойте!», -
Варакушка нам говорит!

- Бездомные кошки по лугу гуляют –
Птичьи гнёзда они разоряют!

Подумайте о лозунге, который вы бы могли сами сочинить. В домашней работе напишите добрые слова для варакушки, обращения к людям о бережном отношении к природе, подумайте, что вы можете сделать, для того, что бы варакушка радовала нас своим пением, может кто-нибудь из вас напишет стихи про эту птицу, а к весне сделает домик для перелетных птиц.
Слайд 14. Читаем стихотворение Павла Барто «Краснозвёздная варакушка».
Слайд 15. Спасибо за внимание!
3. Итоговая рефлексия «Бусинки». На столах в коробочках лежат ленточки и бусинки. Возьмем голубую бусинку – это вода, воздух, небо. Возьмем желтую ленточку – символ солнца, солнечный лучик. Тепло и свет нашей планеты. Голубую бусинку наденем на ленточку. Возьмем зеленую бусинку – это растения, это легкие нашей планеты, красота и здоровье. Коричневая бусинка - это символ жизни на планете. Почва, окраска животных, кровь, которая течет в наших сосудах.
А если снова посмотреть на брачный наряд оперенья самца варакушки и на бусинки, то какие ассоциации возникают у вас? (Ответы детей: у самца есть и голубое горлышко, зеленым отливает спинка, хвостик оранжево-коричневый). Давайте поможем завязать эти ленточки на руках друг у друга. Солнечный лучик объединяет нас всех. Даёт жизнь и варакушке, и растениям, и нам с вами, связывает всех, как в первом законе американского эколога Барри Коммонера «Всё в природе взаимосвязано». Именно взаимосвязи между неживой и живой природой изучает наука экология, наука о доме – природе.
Домашнее задание: раскрасить контурный рисунок, написать лозунг-обращение в защиту варакушки.
Список литературы и информационные источники:
1. А. Брем. Жизнь животных современная версия.- М.: Издательство ЭКСМО, 2002. 960 с.
2. А. Брем. Птицы том 2. – М.: Издательство АСТ, 1999. – 592 с.
3. Большой энциклопедический словарь Биология, гл. редактор М.С. Гиляров – М. Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 1999.
4. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999, 265с.
5. В. Волина. Этимологический словарь. С.-Пб: издательство «Дидактика Плюс», 2000.
6. Михайлов К.Е. Птицы мира. М.: мир энциклопедий Аванта+, 2008.
7. Экологический цент «Экосистема», сайт: http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/149.php
8. Союз охраны птиц России, сайт: http://www.rbcu.ru
9. Городской Центр детского экологического образования, сайт: http://www.rzn-ecolog.ru
Варакушка - птица 2012 года

Авторы: Шугай Лариса Юрьевна, воспитатель; Зенина Оксана Витальевна, педагог-психолог; Авдакова Елена Сергеевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 14».
1. Отгадываем загадку и выполняем упражнение из комплекса утренней гимнастики:

У малой пташки
Разноцветная рубашка.
Поёт по-соловьиному,
Может и по-скворчиному (варакушка).

И.п. ноги на ширине стопы, руки на поясе.
1-2-3 – прыжки на месте.
4 – дети по часовой стрелке перебегают в соседний обруч.
Повторяем упражнение 8-10 раз.

2. Рассказываем стихотворение А.В. Воробьёва «Варакушка», пользуясь пиктограммой.

На кусточке варакушка
Звонко песню поёт.
Ярко-синее пятнышко
На груди у неё.
Словно синий платочек
Птичка носит с собой,
Словно неба кусочек,
Голубой-голубой.

Алгоритм работы:
• Педагог 2-3 раза читает вслух стихотворение.
• Педагог читает стихотворение, делая паузы между строчками или логическими частями. Дети рисуют образы на тему во время соответствующих пауз.
• Педагог изучает рисунки детей, выбирает оптимальное соответствие образу стихотворного произведения и вносит этот образ в обобщённую таблицу (приложение).
• Разучивание с детьми стихотворения с детьми по обобщённой таблице.
• Повторение стихотворения с детьми в течение недели.
• Заключение: по желанию детей несколько человек рассказывают стихотворение по обобщённой таблице.





3. Занятие по развитию речи с использованием мыслительной карты.
Цель: Развитие монологической связной речи.
- посмотрите, какая у меня есть красивая птица, она называется варакушка. Что вызнаете о варакушке? Хотите, я научу вас составлять об этой птице рассказ?
Сначала мы с вами расскажем о среде обитания этой птицы, а что б нам было легко запомнить, мы обозначим среду обитания вот такой картинкой (зелёный домик). Далее мы вспомним рассказы и стихотворения о птицах, и обозначим это вот такой картинкой (книга). Теперь мы будем описывать внешний вид птицы, обозначим это вот такой картинкой (красный знак вопроса). В заключении мы с вами расскажем о поведении птицы, обозначим это вот такой картинкой (волнистая линия).
Варианты работы:
1. ребёнок выбирает секцию по своему желанию и своим возможностям, рассказывает её содержание.
2. ребёнок выкладывает последовательность секций, составляет рассказ.
3. участвует 4 ребёнка, каждый выбирает себе секцию и дети поочерёдно рассказывают каждый о своей секции.











Возврат к списку

Forum.jpg
 
Fotogallery.jpg

LEP.jpg

Literat.jpg

KOTR.jpg

Blogi.jpg


© 2003-2017 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media