Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Депрессия численности массовых видов зимующих птиц в сезон 2010/2011 г. в лесах центральной России и ее возможные причины

Е.С. Преображенская (ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН)

Массовые учеты птиц, зимующих в лесной зоне России и сопредельных стран, проводятся ежегодно с середины 1980-х годов. Для ряда территорий имеются и более длинные многолетние ряды динамики численности птиц, начинающиеся в 1960-1970-х годах. В их числе Московская область, окрестности Казани (данные В.Г. Ивлиева), Костромская область (окрестности биостанции ИПЭЭ РАН), Висимский заповедник (Свердловская обл.). В последние годы в массовой кампании «Евроазиатский Рождественский учет» ежегодно участвует более 200 человек, которые обследуют около 30 модельных территорий и проходят с учетом за зиму более двух тысяч километров. Большая часть модельных территорий постоянна из года в год. В состав участников зимних учетов входят как профессиональные орнитологи, в основном сотрудники заповедников, так и любители. Среди последних - как группы студентов и школьников – учащихся различных экологических объединений, выезжающие в зимние «орнитологические путешествия» во время каникул или проводящие учеты вблизи мест, где они живут, так и «взрослые» любители птиц. Проведение зимних учетов координируется и поддерживается Мензбировским орнитологическим обществом и Союзом охраны птиц России. Учеты проводятся маршрутным методом, с использованием методики, разработанной Ю.С. Равкиным (1967) или ее модифицированного варианта. В основных типах местообитаний птиц – различных лесах, на сельскохозяйственных землях, в населенных пунктах учеты проводятся раздельно. Данные учетов накапливаются и хранятся в банке данных лаборатории зоологического мониторинга ИСиЭЖ СО РАН, а также публикуются в виде ежегодных сборников (Результаты зимних учетов…, 2010).

По данным многолетних исследований основную массу зимующих птиц в лесах Восточно-Европейской равнины и Урала составляют виды, входящие в зимние синичьи стаи (синицы, желтоголовый королек, ополовник, пищуха и поползень), семеноядные вьюрковые (чечетка, чиж, клест-еловик и снегирь) и дятлы, среди которых наиболее массовый – большой пестрый дятел. На долю остальных птиц приходятся единицы процентов суммарной плотности птичьего населения. Плотность массовых видов очень сильно колеблется по годам. Максимальные и минимальные показатели у наиболее «стабильных» видов на постоянных модельных территориях различаются в 5-6 раз, а у самых изменчивых – клестов, чижей и чечеток, московок и желтоголовых корольков плотность может меняться от десятков и сотен особей на 1 кв. км до сотых долей или полного отсутствия. Периодичность колебаний численности массовых видов лесных зимующих птиц за время наблюдений в целом прослеживалась слабо и была наиболее выражена у клестов-еловиков. На основании 30-летних наблюдений нельзя было считать общим правилом и синхронность колебаний численности разных видов, хотя в ряде случаев, в связи с влиянием погодных факторов и урожаев семян ели она и проявлялась.

Последнее десятилетие (2000-2010 годы) в целом характеризовалось снижением численности ряда массовых видов в южной части лесной зоны Восточно-Европейской равнины и Урала. Спад численности охватил леса, расположенные в подзоне южной тайги и к югу от нее и коснулся в первую очередь птиц, предпочитающих хвойные и смешанные леса. У хохлатой синицы и пухляка тенденции снижения численности отмечались и ранее, на протяжении всего периода наблюдений. Однако размеры снижения численности в целом были относительно невелики. Так, зимняя численность хохлатой синицы за последние 2 десятилетия в пределах российской части ареала снизилась примерно на треть, пухляка в европейской России – на 15%.

Зима 2010/2011 годов стала периодом глубочайшей депрессии численности всех видов лесных птиц, входящих в зимние синичьи стаи. К середине февраля 2011 г. в базу данных программы зимних учетов поступила информация с 9 модельных территорий, расположенных в подзонах средней и южной тайги (юг Архангельской обл., Печоро-Илычский заповедник, Центрально-лесной з-к, Ленинградская, Костромская обл.) и в зоне подтаежных лесов (Березинский з-к, Подмосковье, национальный парк «Угра» з-к «Большая Кокшага). Показатели плотности доминирующего по численности среднем по годам в лесах вида – пухляка – на всех обследованных территориях оказались на уровне средних многолетних минимумов, либо (на 6 территориях) ниже минимальных значений, отмеченных за предшествующие годы исследований. Плотность пухляка в средней тайге была меньше 1 особи на 1 км2 (при среднемноголетних значениях 20-35 особей), в южной тайге и подтаежных лесах – не более 15 особей (при средних по годам 35-70). Желтоголовый королек не был отмечен на большинстве учетных территорий в южной тайге и подтаежных лесах, где по средним многолетним данным он является вторым после пухляка по численности зимующим видом (среднее обилие 15-30 особей на 1 км2). В Московской области обилие королька в хвойных и смешанных лесах составило 2 особи при среднем многолетнем значении 78. Много корольков только в Березинском заповеднике (32 особи на 1 км2 при среднем значении 27 за 5 лет учетов во второй половине 1980-х годов; данные И.И. Бышнева). Такая же картина характерна для ополовника – третьего по обилию в среднем по годам вида. На большей части территорий в южной тайге и подтаежных лесах он не встречен или редок (при среднемноголетних показателях 10-30 особей на 1 км2). В лесах Белоруссии же ополовников больше, чем обычно – 22 особи на 1 км2 при среднем многолетнем значении 4.

Менее многочисленные в среднем по годам виды синичьих стай – московка, хохлатая синица, пищуха – оказались и менее подвержены депрессии численности. Так, московка не отмечена на большей части обследованных модельных территорий, но в Подмосковье ее обилие соответствует среднему многолетнему уровню (5 особей на 1 км2 при среднем уровне 7), а в Белоруссии даже выше (4 при среднем 0,8). Похожая картина наблюдается и для пищухи: на большинстве территорий она отсутствует или редка (при среднемноголетних показателях 3-5 особей), в Подмосковье обилие на среднем уровне (7 при среднем 8), а в Белоруссии – очень высокое (28 при 7 в среднем). Однако вероятно, что относительно высокие показатели в Подмосковье объясняются тем, что около половины учетных маршрутов пройдено до декабрьских «ледяных дождей». Обилие хохлатой синицы соответствует среднему многолетнему уровню (3-10 особей) везде, кроме Центрально-лесного заповедника, где она редка, и Березинского, где плотность вдвое превысила среднюю (41 против 24). Меньше других снизилось обилие также поползня и черноголовой гаички (там, где она обычна – в Центрально-лесном заповеднике и в заповеднике «Большая Кокшага). Среди семеноядных вьюрковых можно отметить остутствие клестов-еловиков на всех обследованных территориях. Уровень численности остальных птиц – чижей, чечеток, снегирей в целом невысок, но не выходит за рамки обычных многолетних колебаний. Общая депрессия численности меньше всего коснулась дятлов, в том числе большого пестрого дятла, который местами оказался в лесах в этом году доминирующим по численности видом.

Каковы возможные причины снижения численности? В первую очередь можно предполагать засуху лета 2010 года. Сильнее всего снизилась численность насекомоядных птиц и птиц со смешанным питанием, собирающих корм в кронах деревьев. Вероятно, аномально жаркая и сухая погода привела к значительному снижение количества беспозвоночных, служащих птицам кормом. Это привело как снижению успешности выживания молодых птиц, так и к массовой откочевке птиц к югу и западу - туда, где засухи не было, или где жаркая и сухая погода является нормой. Но снижение численности ряда массовых видов птиц началось уже достаточно давно, и нынешняя депрессия – лишь его продолжение; это говорит о том, что аномально сухое жаркое лето 2010 г. – не единственная его причина. Можно предположить, что для ряда лесных птиц оказались неблагоприятны тенденции изменения климата последних десятилетий. Кроме того, на численности негативно могли сказаться и массовые рубки таежных лесов, в которых расположены основные области их гнездования.

Возврат к списку

KOTR.jpg

KOTR_karta.jpg

Forum.jpg
 
Систематическая галерея

Fotogallery.jpg

LEP.jpg

Literat.jpg

Blogi.jpg


© 2003-2024 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media