Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Вступи в Союз
  
Пухляк - птица 2017 года
   
BG.jpg

Систематическая галерея
baner_Sturman.gif
agrol.jpg

 Экогид1.jpg  

 


Решение Приморского краевого суда от 25 июля 2013 г. по делу N 3-36/13

Приморский краевой суд в составе председательствующего судьи Украинской Т.И., при секретаре Бабичевой В.В., с участием прокурора Сухоноса А.Г., представителя Губернатора Приморского края Оленевой Ю.В., представителя департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края Хаснулина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края об оспаривании в части постановления Губернатора Приморского края от 8 октября 2012 г. N 67-пг "О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты на территории Приморского края",

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Губернатора Приморского края от 8 октября 2012 г. N 67-пг "О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты на территории Приморского края", опубликованным в официальном издании "Приморская газета" от 9 октября 2012 N 88 (705), утверждены виды разрешенной охоты в охотничьих угодьях на территории Приморского края, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Приморского края, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - Параметры осуществления охоты).

Подпунктом 1.3 пункта 1 Параметров осуществления охоты установлено, что охота на водоплавающую, болотно-луговую, полевую (за исключением фазана), степную дичь, вальдшнепа осуществляется в период с первой субботы сентября по 15 ноября.

На рябчика - с 1 октября по 28 (29) февраля (подпункт 1.4).

На фазана - с третьей субботы октября по 10 ноября (подпункт 1.5).

Охота на зайцев осуществляется в период с 1 октября по 15 февраля (подпункт 1.6).

В соответствии с подпунктом 1.7 охота на пернатую дичь с островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями, ловчими птицами осуществляется в следующие сроки:

на болотно-луговую дичь - в период со второй субботы августа по 15 ноября;

на полевую и степную дичь (за исключением фазана) - в период с первой субботы сентября по 15 ноября;

на фазана - с третьей субботы октября по 10 ноября.

Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению со дня принятия подпунктов 1.3 - 1.7 пункта 1 Параметров осуществления охоты, поскольку они противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) утверждение правил охоты, в том числе сроков охоты, отнесено к полномочиям Российской Федерации (статьи 22, 23, 32 Закона). К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 4 части 1 статьи 33). Право утверждать правила охоты и устанавливать сроки охоты субъектам Российской Федерации не предоставлено.

Подпунктами 1.3-1.7 пункта 1 Параметров осуществления охоты установлены сроки охоты в охотничьих угодьях на территории Приморского края, отличающиеся от сроков охоты, установленных Правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. N 512.

Таким образом, правовое регулирование, установленное подпунктами 1.3 - 1.7 пункта 1 Параметров осуществления охоты, произведено Губернатором Приморского края с превышением предоставленных ему полномочий и в противоречие с действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор заявление поддержал.

Представитель Губернатора Приморского края с заявлением прокурора не согласился, пояснив, что на основании утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе определить параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях, а значит и ограничения охоты в виде определения сроков её осуществления. Такие полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации по введению ограничений и запретов на использование объектов животного мира по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, установлены Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире). Исходя из системного толкования положений части 2 и части 5 статьи 23 Закона об охоте и ввиду отсутствия в действующем законодательстве требований к содержанию параметров охоты, определение сроков охоты в рамках параметров осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях не является превышением полномочий Губернатора Приморского края. Сроки охоты, указанные в подпунктах 1.3 - 1.7 пункта 1 Параметров осуществления охоты, установлены на основании и в пределах сроков охоты, предусмотренных Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 г. N 512.

Представитель департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица по ходатайству представителя Губернатора Приморского края, с заявлением прокурора не согласился. Пояснил, что ограничения охоты, предусмотренные статьей 22 Закона об охоте, установлены разделом VIII Правил охоты, в котором отсутствует ограничение срока охоты. Сроки охоты в Правилах охоты отражены в требованиях к охоте на объекты животного мира в разделах II - VI, а также в приложениях NN 1-3 к Правилам охоты. Поэтому сроки охоты, установленные в Правилах охоты, не являются ограничением, а являются требованием к осуществлению охоты и, соответственно, являются параметрами охоты, которые вправе устанавливать высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. То обстоятельство, что в понятие "параметры осуществления охоты" входит срок охоты, подтверждается содержанием пунктов 39, 39.1 Правил охоты, строкой 6 приложения N 1 к Правилам охоты, которыми установлено, что при определении параметров осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях высшее должностное лицо определяет единый срок охоты во всех охотничьих угодьях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Установление единых сроков охоты для всей территории Российской Федерации не соответствует сложившейся традиции в области охоты и не осуществимо ввиду разных условий обитания объектов животного мира. В связи с этим, по мнению департамента, субъект Российской Федерации вправе корректировать период охоты в установленных Правилами охоты пределах, в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования частью 1 статьи 22 Закона об охоте предусмотрена возможность установления ограничений охоты. К числу ограничений охоты отнесено определение сроков охоты (пункт 5 данной части). В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Закона об охоте сроки охоты - сроки, определяемые периодом, в течение которого допускается добыча охотничьих ресурсов.

Ограничения охоты, предусмотренные статьей 22 Закона об охоте, подлежат установлению правилами охоты, которые являются основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Правила охоты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 2, 4 статьи 23 Закона об охоте).

Пунктом 6 статьи 32 Закона об охоте утверждение правил охоты отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В соответствии с данными полномочиями Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 16 ноября 2010 г. N 512, которым утверждены Правила охоты.

Пунктом 41.2 Правил охоты установлены сроки охоты на водоплавающую, болотно-луговую, полевую, степную и горную дичь на территориях субъектов Российской Федерации, не указанных в пункте 41.1 Правил, в период с третьей субботы августа по 31 декабря; пунктом 41.3 установлены сроки охоты на боровую дичь (к которой относятся рябчик и вальдшнеп) в период с третьей субботы августа по 28 (29) февраля; Приложением N 3 к Правилам установлены сроки охоты на зайцев с 15 сентября по 28 (29) февраля; пунктами 44, 44.1 установлены сроки охоты на болотно-луговую дичь с островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями (далее - подружейные собаки), ловчими птицами в период с 25 июля по 31 декабря; пунктами 44, 44.2 Правил охоты установлены сроки охоты на боровую, полевую и степную дичь с подружейными собаками в период с 5 августа по 31 декабря.

Подпунктами 1.3 - 1.7 пункта 1 Параметров осуществления охоты установлены иные, более короткие, сроки охоты в сравнении со сроками, установленными Правилами охоты.

Поскольку определение сроков охоты как её ограничение подлежит установлению правилами охоты, утверждение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, то довод прокурора о превышении Губернатором Приморского края своих полномочий при определении сроков охоты на территории Приморского края суд признает обоснованным.

Право утверждать правила охоты субъектам Российской Федерации не предоставлено.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 4 части 1 статьи 33 Закона об охоте).

Однако, исходя из приведенных выше нормоположений, установление сроков охоты может относится к параметрам осуществления охоты, определяемым субъектом Российской Федерации, только в случаях, прямо предусмотренных Правилами охоты. Так, пунктами 39, 39.1 Правил охоты, Приложением N 1 в части охоты на лося всех половозрастных групп предоставлено право высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации определять срок охоты в соответствующих охотничьих угодьях. Во всех остальных случаях сроки охоты определены Правилами охоты и возможность их корректировки субъектом Российской Федерации, даже в пределах периодов, установленных Правилами, законодательством не предусмотрена.

Довод заинтересованного лица о том, что установление единых сроков охоты на территории всей Российской Федерации не соответствует климатическим и иным особенностям регионов и принципу сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования, суд не может признать правомерным. Из содержания пунктов 39 - 39.1, 41.1 - 41.6 Правил охоты усматривается, что при определении сроков охоты учтены особенности регионов путем распределения их по группам.

Федеральным законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации вводить ограничения охоты. Так, частью 1 статьи 6 Закона о животном мире предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, включая введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.

Согласно части 6 этой же статьи федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, осуществляют согласование введения органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений на использование объектов животного мира.

Пунктом 2 части 4 статьи 33 Закона об охоте к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти отнесено согласование введения органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений охоты.

Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), которая в соответствии с пунктом 5.5.6 Положения о Федеральной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400, согласовывает введение органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов (кроме объектов рыболовства).

Поскольку статьей 22 Закона об охоте к ограничениям охоты отнесено и определение сроков охоты, суд приходит к выводу, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе определить сроки охоты на конкретный объект животного мира и на определенной территории в целях его сохранения. Однако такое ограничение должно быть согласовано с Росприроднадзором.

В судебном заседании установлено, что Параметры осуществления охоты в части ограничения сроков охоты на территории Приморского края с Росприроднадзором не согласовывались.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о противоречии подпунктов 1.3 - 1.7 пункта 1 Параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Приморского края, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьей 253 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Приморского края удовлетворить. Признать подпункты 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 пункта 1 параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Приморского края, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 8 октября 2012 г. N 67-пг недействующими не подлежащими применению со дня принятия.

Сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Приморская газета".

На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Приморский краевой суд.

Судья Т.И. Украинская

Возврат к списку

Forum.jpg
 
Fotogallery.jpg

LEP.jpg

Literat.jpg

KOTR.jpg

Blogi.jpg


© 2003-2017 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media