Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Вступи в Союз
  
Пухляк - птица 2017 года

Vesna-idet.jpg
   
BG.jpg

  Систематическая галерея
 
  baner_Sturman.gif

 Экогид1.jpg  

 


Котс Александр Федорович

Котс Александр Федорович

Александр Федорович Котc

1880-1964

 Александр Федорович Котc — известный ученый-эволюционист, создатель, хра­нитель и бессменный директор Дарвиновского музея. Он был талантливым, целеустремленным и удивительно трудоспособ­ным человеком. Интерес к животным и страсть к коллек­ционированию проявились у него с раннего детства. В дальней­шем он приходит к убеждению о необходимости систематизи­ровать коллекции на основе всеобщей идеи эволюции, а собранное многолетним трудом достояние сделать доступ­ным для всех, кто хочет смотреть и изучать животных.

В личности Александра Федоровича сочетались пре­красные качества: художественное восприятие природы и желание показать ее людям, умение систематизировать, везде видеть и находить подтверждение системности, жизненная стойкость и бескорыстие, презрение к личной выгоде и благожелательное отношение к людям.

Своего отца Александр Федорович не помнил. Он рано умер, не оставив вдове и двум детям никаких средств к существованию. Семья бедствовала. Еще одна смерть посетила ее: умер старший брат, и Александр Федорович занял его место в 1-й Московской классической прогимна­зии, ставшей потом 7-й гимназией. Выпускники гимназий имели право поступать в университет, так Александр Федо­рович получил доступ к высшему образованию. Никакой биологии в гимназии не изучали, поэтому ему самому прихо­дилось добывать знания о любимых животных. Больше всего его интересовали птицы.

Первые уроки препарирования животных Александр получил от знакомого охотника Ф.Ю. Фельмана, долгое время бывшего единственным учителем начинающего так­сидермиста. Материал для препарирования он отыскивал на московских рынках и покупал на сэкономленные от завтра­ков деньги. Многие часы гимназист Котc проводил за изготовлением чучел животных, и его труды были замечены. Осенью 1896 г. пятнадцатилетнему гимназисту Александру Котсу была присуждена серебряная медаль Российского общества акклиматизации животных и растений за чучела, представленные на Птицеводческой выставке. Видимо, к этому же времени относится и его знакомство с профессором М.А. Мензбиром, автором его любимой книги «Птицы России».

В том же 1896 г. А.Ф. Котc познакомился с Ф.К. Лоренцом — художником, натуралистом, мастером пре­параторского искусства, владельцем Московской таксидер-мической мастерской, снабжавшей чучелами животных рос­сийские и европейские музеи. Здесь же, в мастерской, состоялось знакомство с В.Е. Федуловым, талантливым таксидермистом, создавшим за свою жизнь многие прекрас­ные экспонаты Дарвиновского музея. Это знакомство перешло в дружбу и многолетнее сотрудничество.

В 1899 г. при посредничестве Ф.К. Лоренца и М.А. Мензбира гимназист Александр Котc отправился в научную командировку на юг Западной Сибири от Московского общества испытателей природы. Напутствовал гимназиста перед поездкой молодой ученый П.П. Сушкин. Экспедиция продолжалась пять месяцев. Более сотни чучел, изготовлен­ных А.Ф. Котсом во время экспедиции, были представлены на выставку и удостоены большой серебряной медали Российского общества акклиматизации животных и расте­ний. Это первое крупное собрание чучел послужило основой всех последующих поступлений и заложило основу будущего Дарвиновского музея.

После окончания гимназии в 1901 г. А.Ф. Котс посту­пил в Московский университет. Естественно, он становится учеником профессора М.А. Мензбира, знакомого ему еще в гимназические годы. Известно, что Ф.К. Лоренц поддержи­вал многих начинающих орнитологов. Известны его регу­лярные экскурсии в окрестностях Москвы с К.А. Сатуниным (Кожевников, 1916). Александр Котс усердно зани­мался сравнительной анатомией позвоночных. Занятия его были успешными. Он быстро осваивал новый материал и хорошо рисовал. Видимо, поэтому М.А. Мензбир познако­мил Котса с художником Н.А. Мартыновым. Вместе с А. Котсом студию Мартынова посещали М.Д. Езучевский и В.А. Ватагин, будущие известные художники, дружба и сотрудничество с которыми у Александра Федоровича продолжались всю жизнь.

Летом 1902 г. А.Ф. Котс принимает участие в экспедиции П.П. Сушкина в Минусинский край, Западные Саяны и Урянхайскую землю, в которой были собраны многочисленные коллекции птиц, зверей и насекомых. Это была последняя дальняя экспедиционная поездка А.Ф. Котса. Он не чувство­вал интереса к полевой зоологической работе, его все больше привлекала систематизация животных и музейное дело.

В 1905 г. во время перерыва в университетских занятиях, вызванного студенческими волнениями, Александр Федоро­вич Котс совершает поездку на Виллафранкскую зоологичес­кую станцию, посещает европейские университеты и музеи естественной истории.

Знакомство с музеями навело А.Ф. Котса на мысль «об устройстве у себя на Родине более цельного, продуманного и общедоступного музея, специально посвященного нагляд­ной иллюстрации учения эволюции и дарвинизма», писал он в своих «Воспоминаниях» (рукопись хранится в Дарвинов­ском музее, цит. по: Муцетони, 1987).

Весной 1906 г. университет был закончен, а Александр Коте был оставлен на кафедре М.А. Мензбира для подго­товки к профессорскому званию. Видимо, с этого времени начинается целенаправленная и активная работа А.Ф. Котса по подбору коллекций для доказательства эволюци­онного учения. Были восстановлены связи с мастерской Ф.К. Лоренца, который поддерживал начинания молодого ученого. Коллекции постепенно увеличивались. Теперь их объединяла общая прогрессивная идея эволюции органичес­кого мира.

В 1907 г. П.П. Сушкин и Н.К. Кольцов пригласили А.Ф. Котса для работы в качестве ассистента на отделении естествознания физико-математического факультета Мос­ковских высших женских курсов. С осеннего семестра он начал проводить занятия по эволюционному учению. А.Ф. Котс решает перенести свою разросшуюся коллекцию в помещение МВЖК в Мерзляковском переулке и исполь­зовать ее в учебном процессе. Александр Федорович считал 1907 г. временем основания Дарвиновского музея. Все внимание он теперь отдавал преподаванию, подбору необхо­димых примеров, четкому изложению.

Успеху в занятиях способствовало умелое использование коллекций, которые размещались теперь в небольшой биб­лиотечной комнате зоологической лаборатории. Александр Федорович продолжал пополнять коллекции на свои личные средства. Главным источником для этого продолжали служить мастерские Ф.К. Лоренца, постепенно установились связи с фирмами Германии, Франции, Англии.

Осенью 1909 г. умер Ф.К. Лоренц. Уникальная зооло­гическая коллекция, которую он собирал более 50 лет, и мастерские остались без хозяина. Им грозила продажа с аукциона. Наследники и родственники Ф.К. Лоренца пригласили Александра Федоровича для коммерческого и научного заведования фирмой. А.Ф. Котс договорился, что плату за свою работу он будет получать исключительно чучелами животных. За три года сложной и изнурительной работы ему удалось получить чучела сотен зверей и птиц из личных сборов Ф.К. Лоренца и охотничьих трофеев, посту­павших в мастерские из разных уголков России. Прекрасная коллекция Ф.К. Лоренца полностью переместилась на Высшие женские курсы. Это были самые крупные приоб­ретения Александра Федоровича.

В 1911 г. Александр Федорович женился. Женой его стала слушательница третьего курса отделения естествозна­ния МВЖК, его ученица Надежда Николаевна Ладыгина. Союз этих двух людей был счастливым и удачным, они были единомышленниками, красивыми и талантливыми людьми. Весь бюджет молодой семьи шел на приобретение экспона­тов для музея, даже деньги, собранные родственниками в подарок молодоженам, были потрачены на приобретение уникальных шкур волков-меланистов. Благодаря единоду­шию, моральной и материальной поддержке супругов Котс состоялся Дарвиновский музей, была организована при нем зоопсихологическая лаборатория, выполнены уникальные научные исследования Н.Н. Ладыгиной-Котс «Дитя шим­панзе и дитя человека в их инстинктах, привычках, вырази­тельных движениях» (1935), «Предпосылки человеческого мышления» (1965) и др.

Сохранился уникальный кинофильм, снятый оператором студии Ханжонкова об опытах Н.Н. Ладыгиной-Котс с четырехлетним шимпанзе по кличке Иони. Он положил начало собранию документальных биологических фильмов Дарвиновского музея.

Для пополнения коллекций и знакомства с музеями супруги Котс в 1913 г. совершили поездку по двадцати городам Европы. На собственные средства было приобре­тено около тысячи экспонатов. В этом же году в антиквар­ном магазине в Берлине А.Ф. Котс приобрел неопублико­ванные письма Ч. Дарвина, наиболее ценным из которых было последнее письмо, написанное незадолго до смерти.

В распоряжении Александра Федоровича было уже несколько тысяч ценнейших экспонатов. Он считал, и в этом его поддерживала жена, что такие обширные и ценные коллекции не могут принадлежать одному человеку. В 1913 г. они были подарены Московским высшим женским курсам, перевезены в новое здание на Девичьем Поле. С этого времени коллекции, собранные А.Ф. Котсом, смонтированные и расположенные по его плану, стали называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов.

В 1922 г. он становится самостоятельным научно-просвети­тельным государственным учреждением — Дарвиновским музеем.

Музей создавался с огромными трудностями. Денег всегда было мало. А.Ф. Котс и его супруга вкладывали в создание музея все свои средства, брали дополнительную работу, жертвовали отдыхом. Поддерживали музей друзья и знакомые. Постоянные пожертвования музею эволюцион­ной истории МВЖК делала графиня M .А. Бобринская.

Успешному развитию музея способствовала самоотвер­женная и талантливая работа таксидермистов Ф.Е. и Д.Я. Федуловых, поддержка многих друзей и единомышленни­ков. Вокруг музея и его директора всегда держалось много способных и увлеченных людей. Работали здесь ху­дожники-анималисты В.А. Ватагин, М.Д. Езучевский, А.Н. Комаров, В.В. Трофимов, ученый-палеонтолог и художник профессор К.К. Флеров. А.Ф. Котс умел находить и поддерживать талантливых молодых людей.

Со своими первыми рисунками пришел к А.Ф. Котсу Николай Кондаков, остался здесь, жил, работал, учился. Первые оригинальные акварели для Дарвиновского музея сделал А.Н. Формозов. Многие биологи, художники, музей­ные работники благодарны Дарвиновскому музею и его директору за бескорыстную поддержку их первых начина­ний. Вся жизнь и деятельность А.Ф. Котса были связаны с Дарвиновским музеем, пропагандой эволюционного учения, экскурсиями с демонстрацией бесценных сокровищ, много­численными занятиями, лекциями, беседами. Они не прекра­щались даже в самых суровых условиях гражданской и Великой Отечественной войн.

Вклад А.Ф. Котса в орнитологию, развитие эво­люционной теории, высшего биологического образования, музейного дела в нашей стране до сих пор не оценен полностью. Требует тщательного изучения большой архив (6 крупных томов) Александра Федоровича, включающий не только рукописи, но и редкие негативы и фотографии. Осенью 1995 г. в специально построенном для него здании был вновь открыт Дарвиновский музей. Уникальные экспо­наты, скульптуры, картины, книги заняли свои места в прекрасно смонтированных экспозициях. Исполнились сло­ва известного английского биолога Джулиана Хаксли, сказанные им в 1945 г. о том, что Дарвиновский музей находится в таком здании, какое заслуживают его бесценные коллекции.

В.М. Константинов

 

 

Возврат к списку

Forum.jpg
 
Fotogallery.jpg

LEP.jpg

Literat.jpg

KOTR.jpg

Blogi.jpg


© 2003-2017 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media