Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Юбилей Ирэны Анатольевны Нейфельдт

Юбилей Ирэны Анатольевны Нейфельдт
Ирэна Анатольевна Нейфельд
Дата публикации: 27.06.2014
Источник: С. Смиренский, Союз охраны птиц России
Проголосуйте за новость
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)

Верится с трудом, но 27 июня 2014 года И. А. Нейфельдт исполняется 85 лет! Мне посчастливилось познакомиться с Ирэной Анатольевной и её работами в 1971 г. Наши краткие встречи случались редко. Поэтому не мне повествовать об Ирэне Анатольевне. Вместо этого расскажу более о том, о чём не знает сам юбиляр, о значении для меня этих встреч и публикаций Ирэны Анатольевны.

В 1970 г. я перевёлся с биолого-химического факультета Московского государственного педагогического института (МГПИ) им. В.И. Ленина на биологический факультет Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова. При переходе мне засчитали полевую практику, так что лето оказалось свободным. Поэтому, когда Р.Л. Бёме предложил мне и моему другу Валере Рудницкому отправиться в экспедицию на Дальний Восток, это было для нас подарком свыше. Рюрик Львович изучал горных птиц, и его интересовала биология дроздов рода Monticola. Синий и пёстрый каменные дрозды обитают в горах и связаны со скалами. А вот про белогорлого или лесного каменного дрозда мало что было известно. Р.Л. Бёме очень хотелось познакомиться с этой птицей в природе и привезти птенцов в Москву, где у него в маленькой квартире в Неопалимовском переулке неподалёку от здания МИДа, помимо семьи, проживали десятки птиц со всех концов СССР и из других стран.

Мы отправились из Москвы в Климоуцы, поскольку именно в окрестностях этого села И.А. Нейфельдт в начале 1960-х гг. изучала белогорлых дроздов. Дроздов мы услышали уже в первый день, но познакомиться ближе с этой птицей оказалось непросто. Месяц мы тщательно обследовали склоны сопок, на которых пели дрозды, и с огромным трудом, скорее случайно, нашли два гнезда. Зимой я еще раз прочитал статью И.А. Нейфельдт, и тогда стали проясняться особенности биологии дрозда. На следующий год Ирэна Анатольевна отправилась в Климоуцы вместе с Б.В.Некрасовым и Евгением Шутенко. Рюрик Львович решил, что для меня это прекрасная возможность поучиться у Ирэны Анатольевны, к работам которой он относился с огромным уважением, и отправил меня следом. Не могу сказать, чтобы мне очень обрадовались, но дело было не в бытовавшем в то время мнении о трениях между орнитологами Ленинграда и Москвы. Все участники маленькой экспедиции были заняты с раннего утра до ночи, и мои визиты отвлекали их от работы. Ирэна Анатольевна не допускала «осетрины второй свежести» и требовала от своих помощников материалов только «ЗИНовского» качества. Благодаря этому, мне досталась забракованная, а на мой тогдашний взгляд, превосходная тушка пятнистого конька. Но когда я попадал к ленинградцам в редкие для них свободные от работы моменты, то погружался в неведомые мне ранее и недоступные по книгам истории о жизни птиц.

Рассказ Ирэны Анатольевны о том, как она носком сапога выдавливала небольшие углубления на склонах, в которых потом белогорлые дрозды устраивали гнёзда, открыл мне глаза на очевидное, на то, на что раньше не обращал внимание: не только дуплогнёздники, но и другие птицы испытывают дефицит мест гнездования. Это дало возможность в дальнейшем помочь самым разным птицам. Так, в Муравьёвском парке в Приамурье имеются замечательные кормовые условия для журавлей и аистов. Даже до создания парка в 1994 г. там гнездилось более десятка пар уссурийских и даурских журавлей, но существовало лишь одно гнездо аистов. Дело, как выяснилось, было не столько в том, что в парке мало деревьев и они низкие, а в том, что кроны у них густые. Стоило удалить несколько ветвей в кронах и создать пространство для взлёта и посадки этих крупных птиц, как число гнездящихся пар возросло с одной до десяти.

Neifeldt_Amur__1957.JPG

В середине 1970-х годов за информацией по биологии, распространению и численности журавлей приходилось обращаться в основном к сводке «Птицы Советского Союза». Многие ее данные к тому времени устарели или были ошибочными. Например, считалось, что на Хоккайдо зимуют японские журавли из бассейна Амура. Серия статей И.А. Нейфельдт в журнале «Охота и охотничье хозяйство» привлекла внимание к журавлям охотников, любителей природы и учёных и позволила осознать неблагополучное состояние популяций этих птиц и угрозы их существованию. Статья И.А. Нейфельдт 1977 года «Ареал черного журавля в свете имеющихся данных» (в сб. Орнитология, Вып.13, с. 56-61) показала, куда даже известных учёных может завести вольная интерпретация первоисточников и сколь важна работа с коллекционными материалами. Эта работа помогла мне понять ошибочность описания местообитания даурского журавля – «узкие горные заболоченные долины, с протекающими по ним реками» (Птицы Советского Союза, 1951) и вскоре обнаружить ряд ранее неизвестных участков обитания этого вида.

Особого слова заслуживают иллюстрации к публикациям Ирэны Анатольевны. Они не только отличаются высоким качеством, но и говорят о птицах и обстановке, в которой они обитают, лучше многих слов.

В 1980 г. была создана Рабочая группа по журавлям (РГЖ) СССР, которая впервые объединила более сотни представителей государственных учреждений, ВУЗов, ученых и любителей в изучении и охране одной группы птиц на огромной территории Советского Союза. Первое, организационное совещание было проведено на биофаке МГУ, а второе, полномасштабное совещание Ирэна Анатольевна вместе с С.В. Винтером, организовали в Зоологическом Институте. Трудно передать чувства, которое все мы испытали, когда Ирэна Анатольевна предоставила нам возможность познакомиться с журавлями, добытыми Н.М. Пржевальским на озере Кукунор в Тибете, его дневниками. По этим экземплярам им в 1872 г. был описан новый для науки вид – черношейный журавль (Grus nigricollus). И сто лет спустя мало что было известно об этом загадочной птице.

Ирэна Нейфельд в Карелии

Мы стали получать множество сообщений о встречах журавлей, состоянии мест их обитания, особенностях биологии и негативных формах воздействия на журавлей в различных регионах страны. Информация была очень важная, но весьма разношерстная. Даже сотрудники университетов подчас небрежно относились к фактам и форме оформления статей. Что уж говорить о тех, кто не имел отношения к биологии, но любил журавлей и располагал о них важными данными. Только благодаря И.А. Нейфельдт, Н.М. Литвиненко и Ю.Э. Кескпайку удалось отделить зёрна от плевел. Ирэна Анатольевна взяла на себя обязанности редактора, и благодаря ее неустанным трудам в 1981-1989 гг. нашей Рабочей группой было подготовлено и выпущено семь сборников статей и кратких сообщений - больше материалов, чем за всю предыдущую историю изучения журавлей. Можно только догадываться, сколько времени и сил за эти девять лет Ирэна Анатольевна вложила в работу Группы и подготовку ее публикаций к печати, сколько бессонных ночей провела за редактированием статей о журавлях.

Уже первые публикации И.А. Нейфельдт (всего ею опубликовано  149  работ на русском, английском и немецком языках) вошли в золотой фонд классических исследований биологии птиц и хорошо известны орнитологам многих стран. К сожалению, остались неопубликованными её монографии «Орнитофауна Амуро-Зейского междуречья» и «Дубоносы».

В 1970-х гг. началась компания по «омоложению» науки, и И.А.Нейфельдт раньше времени ушла на пенсию. И дело не в её возрасте, а в том, что и сейчас, 27 лет спустя, она также близко воспринимает всё, что происходит в мире птиц и в орнитологии и обладает мало кому доступными знаниями и видением птиц.

Хотелось бы исправить досадную ошибку в публикации С.В.Винтера («Орнитология», вып.31. с. 277) о якобы расстрелянных в 1940 г. родителях Ирэны Анатольевны. Отец —  Анатолий Александрович, по специальности инженер по лесоэксплуатации, был участником Финской и Великой Отечественной войн, сооружал укрепления на полуострове Рыбачий, в качестве гидростроителя возводил Братскую ГЭС. Скончался в 1965 г. и похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде. Мать — Варвара Августовна — скончалась в 1963 г.

Низкий поклон Вам, дорогая Ирэна Анатольевна, за Ваш огромный вклад в развитие орнитологии, и сердечные поздравления с юбилеем! Надеемся, что увидят свет Ваши монографии «Орнитофауна Амуро-Зейского междуречья» и «Дубоносы». Они нужны как учёным, так и тем, кто занимается охраной птиц.

С.М. Смиренский

Союз охраны птиц России присоединяется к поздравлениям и желает Ирэне Анатольевне Нейфельдт доброго здоровья, бодрости, благополучия и успехов!

Адрес для поздравительных телеграмм: 195196, Санкт-Петербург, ул. Громова, д. 12, кв. 94, И.А. Нейфельдт

Прикреплённый файл

KOTR.jpg

KOTR_karta.jpg

Forum.jpg
 
Систематическая галерея

Fotogallery.jpg

LEP.jpg

Literat.jpg

Blogi.jpg


© 2003-2024 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media