Позволю и себе высказать свое мнение, так как буквально вчера я увидел этот сквер впервые. Но сначала обратимся к средствам массовой информации. Цитирую первое попавшееся мне сообщение об этом действе в интернете.
«Домостроительный комбинат (ДСК) направил экологическую премию и собственные средства на озеленение сквера ученых на Университетской площади в Воронеже. Власти города попросили застройщика рассмотреть возможность участия в создании сквера. ДСК решил сделать подарок горожанам и ВГУ, сообщила пресс-служба предприятия в среду, 11 июля. На приобретение саженцев предприятие потратило более 200 тыс. рублей.
– На лидерах регионального строительного рынка лежит большая ответственность за то, как живется в Воронеже. Дружелюбная к человеку и визуально комфортная среда – одна из важных составляющих гармонично развивающегося города. Все мы чувствуем нехватку «зеленых островков» – парков, скверов, прогулочных аллей. Поэтому в ДСК с радостью восприняли известие о том, что напротив главного корпуса ВГУ появится красивый и уютный сквер, и подключились к реализации этого проекта, который полностью был осуществлен за счет внебюджетных средств, – подчеркнул гендиректор Домостроительного комбината Сергей Крючков. На деньги, выделенные Домостроительным комбинатом, были закуплены и высажены деревья и кустарники. К этим средствам присоединили сумму, полученную предприятием в качестве премии в области охраны окружающей среды в 2018 году.»
Как говорится, не прибавить, ни убавить… «Лидер регионального строительного рынка» давно и хорошо известен воронежским экологам, как главный застройщик и разрушитель зеленых уголков Воронежа. На его совести: уничтоженные под строительство уродливых коттеджей зеленые насаждения в охранной зоне памятника природы «Дендропарк ВГАУ», скандальная ситуация с попыткой застройки Парка Оптимистов. Это только то, что первое пришло в голову. А теперь он, значит, озаботился «созданием комфортной среды» для воронежцев! Что ж, посмотрим, что это за «комфортная среда» и «уютный, красивый сквер», сделанный «в подарок горожанам».
Первое мое впечатление: ощущение какой-то гнетущей пустоты! Место, где была тенистая аллея из старых лип, теперь сияет практически полным отсутствием зеленых насаждений! На месте напрочь уничтоженных деревьев торчат несколько «хлыстов» клена остролистного. Судя по их состоянию (пожухлая раньше времени листва, укороченные побеги) чувствуют они себя здесь явно неуютно и вряд ли долго протянут. Такое вот у нас тут «создание зеленых насаждений».
Теперь пройдемся по этому так называемому «скверу». Первым нам бросился в глаза памятник лауреату Нобелевской премии Павлу Алексеевичу Черенкову в виде какого-то непонятного для непосвященных сооружения, одновременно напоминающего не то искусственный спутник Земли, не то пробку от бутылки шампанского. Впрочем, автор не физик и допускает, что, возможно, данное сооружение изображает какой-то физический прибор. Но неужели нельзя было хотя бы бюст гениального физика поставить? Или деньги экономили?
Следующим попался на глаза памятник М.А. Шолохову в виде … груды книг с заглавиями основных произведений великого писателя. Первая мысль, которая возникла у меня, бывавшего на родине М.А. Шолохова в станице Вешенской и кое-что знающего о жизни и вкусах писателя: «Ох, и врезал бы хорошую затрещину Михаил Александрович авторам этого «памятника»!» Сам — то он даже на могиле своей просил никаких памятников не ставить!
Памятник Жоресу Ивановичу Алферову также поверг меня во мрачное недоумение. Во-первых, какое отношение имеет Ж.И. Алферов к Воронежу, во-вторых, неужели денег на бюст пожалели?
Памятник Ивану Алексеевичу Бунину также не вызвал положительных эмоций. Или я ничего не понимаю в современном искусстве? Но вряд ли тот, кому сей памятник был поставлен, остался бы им доволен.
Памятник лауреату Нобелевской премии Н.Г. Басову представлял собой какой — то странный треугольник, лежащий прямо на асфальте. Внутри треугольника красовалось непонятное изображение в виде не то какого-то фантастического дерева, не то горящей спички!
Покидая этот сквер, автор задался несколькими до сих пор мучающими его вопросами:
1) зачем понадобилось уничтожать красивые старые липы, дававшие тень воронежцам в нашу летнюю жару, заменяя их на какие-то мало вразумительные «хлысты»?
2) почему в честь памяти великих людей не поставили даже их бюстов, что было бы более понятно горожанам и гостям города?
3) неужели нельзя было упомянуть других людей, сделавших славу Воронежского университета? Или здесь не работали Цвет, Левитская, Голицын, Думанский, Козо — Полянский и многие другие? Их почему проигнорировали?
Может быть, найдется тот, кто ответит мне на эти вопросы?