... Мне понравилась экскурсия, потому что она была необычная. Мы не только слушали, но и ставили какие-то опыты над собой и своими чувствами. Я даже не ожидала, что в Москве можно найти такой лес и так отдохнуть.
... Я узнала много необычного. Много я замечала сама, задавала вопросы, мне отвечали, и для меня это было намного интереснее, чем когда мне показывают. Запомнилось больше всего, как мышку кормила, еще – что трава разная по запаху, что речка Серебрянка – не серебряная, что птицы разные встречаются и они другие, чем в лесу.
... Мне понравилось, что экскурсия семейная, что это такой неожиданный лес среди Москвы, и то, что не было жестких рамок. Можно было отвлекаться, нам давали ту информацию, которая сейчас для нас была важна и интересна. В первом упражнении понравилось, что и у ведомого, и у поводыря были свои задачи, приходилось думать, чем своего подопечного занять, что интересного показать.
... Мне бы хотелось добавить работу с полевыми определителями, чтобы можно было сразу посмотреть и найти название незнакомой травки. Рано или поздно любой захочет узнать, что это такое незнакомое перед ним.
Желание узнать незнакомое появляется тогда, когда начинаешь это незнакомое замечать. Работа с определителями конечно будет, в третьем блоке экскурсий, который называется "живые системы".
... Мне понравилось, что было предусмотрено или стихийно получилось взаимодействие взрослых и детей. Мне хотелось бы занятий, которые можно выполнять парой – ребенок и взрослый.
Такое взаимодействие действительно предусмотрено. В семейных группах специально подобранные упражнения помогают настраивать взаимодействие детей и родителей.
...Я по складу характера не биолог, а чувственник. Поэтому мне было не так интересно смотреть на травки, хотелось больше эмоциональных моментов – покормить птиц, потрогать гриб, фотографировать, почувствовать и восторгнуться. Чтобы можно было получить радость и поделиться ею. И еще мне хотелось бы, чтобы меня вели жестче, чтобы был какой-то план, от которого мне бы не позволяли отклоняться, а под конец мне сказали бы, зачем все это было нужно, куда мы продвинулись, что о себе узнали.
Поделиться своей радостью и открытиями, обсудить, куда мы продвинулись и что нового узнали, мы можем за чаем в офисе Союза.
...Мне понравилось, что группа у нас маленькая. И каждому можно сказать.
Да, в наших экскурсиях очень важно, чтобы каждый смог высказаться, поделиться своими впечатлениями. Именно поэтому мы не набираем много участников.
...Чему сегодня научились? Во-первых, я никогда не видела на небольшом пространстве столько птиц – и скворец, и малиновка, и зяблик, и воробьи с голубями. Теперь я знаю, как выглядит малиновка, что недотрога бывает трех видов. А еще во времена нашего сотрудничества со станцией юннатов были зеленые олимпиады, и там нужно было говорить о разных сообществах, через которые мы проходили, об устройстве реки и других подобных вещах.
Это интереснейшие темы и мы обязательно будем о них говорить, но позже, в третьем блоке наших экскурсий. Наши занятия выстроены от простого к сложному. Если дать человеку информацию, которая для него еще слишком сложна или еще не интересна, он, в лучшем случае, не поймет, а в худшем – может потерять интерес к тому, с чем знакомится.
... Можно было бы парами рисовать схему экскурсии и на ней отмечать, где и что мы увидели, услышали, почувствовали.
... Хотелось бы элементов поиска, викторины, соревнования. Мне кажется, что главными на экскурсии должны быть дети. А взрослые иногда начинали тянуть одеяло на себя, задавать свои вопросы…
... (детский отзыв) Было много непонятных слов, вопросы с незнакомыми названиями, в которых я запутывалась. Тогда я терялась. Еще мне не понравилось, что мы приходили в разное время, и пришлось ждать других.
... Мне было несложно найти травку, про которую рассказывать, Там росли травы, о которых я не знала или не могла узнать. Зато я узнала, как цветет подорожник. И еще я узнала хвощ. Мне мама его раньше показывала, но в сушеном виде он на живой совсем не похож. Еще нам дождик помешал, я хотела птичек покормить. Так приятно, когда синичка на руки садится маленькими лапками. Это очень трогает.
... А можно было бы найти растение, на которое ты похож, рассказать о своем дереве, почувствовать его. Есть календарь друидов, где у нас есть древесные аналоги.
Эти мы займемся в блоке «природа и личность», только используем не друидский календарь, а создадим свой собственный. Такие упражнения помогают развивать фантазию и творческие способности, улучшают интуицию.
... А мне понравилось завершение – чай с плюшками. Теплое, как подарок.