"Мы не можем их всех убить. Так давайте заставим работать!"
ИТ-консультант, автор научно-фантастического романа «Roo’d» Джошуа Клейн
Джошуа Клейн — человек разносторонний. Он известный ИТ-консультант, востребованный организаторами бизнес-конференций оратор и автор популярного научно-фантастического романа со странным названием Roo'd.
Но в памяти человечества Клейн, скорее всего, останется как бизнес-орнитолог. Джошуа придумал способ зарабатывать деньги, используя в качестве рабочей силы обыкновенных ворон. Об удивительных качествах пернатых работников он рассказал "Секрету фирмы".
"СЕКРЕТ ФИРМЫ": Как вы додумались до того, что ворон можно использовать в качестве рабочей силы?
ДЖОШУА КЛЕЙН: Все началось лет десять назад с разговора с приятелем. Он сказал мне, что для решения проблем с воронами нужно перебить всех этих птиц. Я ответил: "Это глупо, надо каким-то образом задействовать их с пользой". И начал искать выгоды, которые мы можем извлечь из соседства с воронами.
В том, что выгоды найдутся, сомнений у меня не было. Вообще я убежден, что дефекты любой системы можно превратить в ее необходимые свойства. А отношения людей с воронами — это система, где люди считают птиц дефектом. В средние века образ вороны оказался связан со смертью. Поэтому мы отводим ей только две роли: птица, которая переносит болезни и губит посевы. Но если посмотреть на ворон как на свойство системы, то можно увидеть, что у них есть качества, которые люди могут использовать себе во благо: они зоркие, наблюдательные и вдобавок чертовски умные.
СФ: Как же капитализировать ум и сообразительность ворон?
ДК: Например, их можно заставить собирать потерянные деньги. Я придумал специальный ящик: если птица опускает в него монету, то автоматически получает взамен земляной орех. Вороны поняли принцип его работы и теперь отовсюду притаскивают мне мелочь. Как правило, это монеты по 5 центов — американцы теряют их чаще всего. Каждый орех в среднем стоит полцента, так что я имею 4,5 цента прибыли с каждой "операции".
СФ: И много уже заработали?
ДК: Вот и вы туда же! Это самый популярный вопрос, который мне задают.
СФ: Так сколько?
ДК: Не скажу. На воронах, безусловно, можно обогатиться. Вдумайтесь: ежегодно в Америке люди теряют мелочи более чем на $200 млн! Но я проводил исследования не ради этого. Главный вывод моих экспериментов состоит в том, что вороны очень умны, и если найти к ним правильный подход, они сделают для вас все что угодно. Нужно лишь создать для них нужные автоматы и научить ими пользоваться. Список того, что конкретно будут делать автоматы, ограничивается только человеческой фантазией. Сейчас я как раз собираюсь ее разбудить — открываю open source-проект по разработке приложений для ворон. Каждый, кто захочет в нем поучаствовать, получит возможность создать свой собственный ящик.
СФ: А вы сами какие ящики хотели бы сделать?
ДК: Ворон можно научить сортировать мусор и находить в нем ценные вещи. Кроме того, они могут очищать стадионы от бумажных стаканов из-под кофе и газировки. Это же настоящая экономическая проблема — зрители оставляют на трибунах огромное количество бумажных стаканов. Между тем с ней запросто могли бы справиться вороны. Нужно лишь сделать ящик, который выдавал бы им по земляному ореху всякий раз, когда они опускают в него бумажный стакан. Поверьте, эти птицы настолько умны, что могут научиться прилетать на стадион строго после матча и не мешать зрителям смотреть игру!
СФ: По вашей логике, вороны достаточно умны, чтобы и бизнес вести. Собранная мелочь может идти на ремонт старых и производство новых автоматов по выдаче арахиса. А люди будут выполнять роль бухгалтеров и разнорабочих.
ДК: Хорошая идея!
СФ: Тогда, может быть, они нас еще и научат чему-нибудь? Например, как управлять компаниями.
ДК: Непосредственно вороны — едва ли. Однако изучение истории их взаимоотношений с людьми, безусловно, принесло бы предпринимателям немало пользы. Основной вывод, который бизнесмены должны сделать из нее: надо внимательно изучать экосистему вашего бизнеса и искать способы максимизировать свои выгоды.
Если вы встречаете в системе "дефекты", не бросайтесь их сразу искоренять. Не факт, что из этого выйдет что-то хорошее. Расстреливая ворон, люди увеличивают их количество — создается избыток еды, который стимулирует взрывной рост рождаемости среди птиц. Перекрывая доступ сотрудникам, зависающим в социальных сетях, вы провоцируете их вредить компании каким-то другим способом. Постарайтесь извлечь из "дефектов" выгоду. Скажем, придумайте задание, выполняя которое люди могли бы сидеть в социальных сетях и приносить пользу бизнесу. Любую проблему можно обратить во благо.
СФ: И какие выводы из ваших экспериментов с воронами должно сделать общество?
ДК: Во-первых, нам нужно жить в мире с окружающими нас животными. Я говорю здесь не только о воронах, но и о тараканах, мышах, крысах, койотах, роющихся в помойках медведях. Мы не можем их всех убить, так давайте заставим работать! Все эти звери раздражают нас только потому, что мы не считаем их частью той системы, в которой живем. Каждое из этих животных способно приносить нам пользу. Конечно, было бы неправильно требовать, чтобы медведи вышивали крестиком. Но, скажем, у койотов отличный нюх, они могут различать запахи на большом расстоянии. Так почему бы не задействовать их так, чтобы они предупреждали нас о химической опасности?
Во-вторых, люди должны мыслить более целостно. Принимая важное решение, стоит учитывать, как работает экосистема в целом. Если вы хотите посадить дуб у себя на заднем дворе, думайте не только о том, как это скажется на вашем доме, но и о том, что будет с домом соседа.
Журнал «Секрет Фирмы» № 10 (291) от 05.10.2009
Текст: Дмитрий Лисицин