Случай 1
В связи с падением рождаемости над вузами зримо возникла угроза недобора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из-за этого преподавателям частенько приходилось, не считаясь с собственным временем и сопутствующими трудностями, отправляться в командировки «по городам и весям», уговаривая поступать на свои специальности.
Автору этих строк вместе с деканом и заведующим кафедрой также пришлось оказаться в отдаленном селе на юге области. По нашей просьбе родители и предполагаемые кандидаты в абитуриенты собрались к определенному часу в местной школе. Казалось, мы вполне можем рассчитывать на конструктивный разговор.
Но разговора не получилось! Едва декан начал рассказ о факультете с перечислением всех имеющихся на нем специальностей, какая-то сидящая в переднем ряду мамаша бойко вскочила на ноги и заверещала:
- Что вы нам тут рассказываете? Моя дочь судебным приставом будет!
- ???
Ответом на наше недоумение стал рев всего зала:
- Мы в грязи возились – пусть хоть дети как люди поживут!
Я заметил, что некоторые дети пытаются успокоить своих не в меру и не по делу разбушевавшихся родителей, а другие, явно стыдясь, тихо пробираются к выходу.
Декан, собрав всю свою волю в кулак, продолжил рассказ о том, что обучение в нашем вузе бесплатное, общежитие бесплатное, причем в общежитие даже проведен бесплатный Интернет. Ответ родителей не блистал логикой:
- Мы последнюю корову зарежем, лишь бы дети учились!!! (?)
Создалось такое впечатление, что почтенные родители не слышат и не хотят слышать не только голоса разума, но и любого другого голоса кроме своего.
После неудачно проведенного собрания нам удалось поговорить с некоторыми школьниками. Одна симпатичная девушка, явно смущаясь, на вопрос, куда она собирается поступать, ответила:
- Я бы поступала к вам, но мама хочет, чтобы я в школу милиции пошла.
- ???
- Мама говорит, что там парней много, а меня надо скорей замуж выдать…
Вот такая у нас вышла агитация…
Случай 2
Второй случай произошел у меня на практике (выездные учебные практики вообще кладезь казусов для преподавателя, решившего взяться за перо). В тот год мы жили в школе в центре симпатичного районного городка, стоящего на высоком берегу Дона. Прямо под нами раскинулся шикарный пляж, которому бы позавидовал иной крымский или кавказский курорт.
В тот день мы только что вернулись с маршрута и, естественно, сразу пошли на пляж. Вернулись непосредственно перед обедом. Студентки ещё не успели переодеться, как перед воротами школы затормозила шикарная иномарка серо-стального цвета. Из машины стремительно вышли двое мужчин и одна женщина.
- Мама! Папка! Дядя! – радостно воскликнула Женя – одна из моих студенток – и тут же осеклась, увидев выражения лиц родственников, которые немедленно и безо всяких церемоний направились в комнату к девушкам. Дальнейшие события развивались стремительно.
- Почему моя дочь спит на полу? Что это за грязь? Откуда взялись эти матрасы? – накинулась на меня разъяренная мамаша.
Как только эти слова были произнесены, папа Жени доказал, что он все-таки человек умный. Демонстрируя свою полную непричастность к происходящему, мужчина тут же словно испарился (как потом выяснилось, он провел это время с куда большей пользой в павильоне «Балтика»).
В ответ разъяренной мамаше мне оставалось лишь показать на свое спальное место в соседней комнате.
- А почему она все деньги потратила? – не унималась мамаша, - Вы с них деньги берете! Взяточники! Я ректору напишу! Я министру напишу! Я Путину напишу!
Дядюшке стоило немалого труда, времени и нервов, чтобы затолкать разбушевавшуюся сестрицу обратно в машину. Сцена привлекла немало любопытных зрителей из прохожих. Всё это время Женя бегала кругом в одном купальнике (и это в центре города!), безуспешно умоляя: «Мама, не позорь меня! Мама, не надо!»
Через несколько минут после отбытия столь неожиданной делегации я застал Женю рыдающей, уткнувшейся носом в край матраса и так и не успевшую переодеть купальник. Не буду повторять тех слов, которыми подруги и я пытались утешить бедную студентку. Достаточно сказать, что Женя окончила институт с красным дипломом.
Случай 3
Сессия – горячее время не только для студентов, но и для преподавателей, включая руководство факультета и вуза. В это время, проходя мимо деканата, можно частенько видеть взъерошенных мамаш, держащих за руку (словно бы они вот-вот убегут) своих беспутных дочек или сыночков, заваливших очередной зачет или экзамен.
Рассказанное выше – лишь одна сторона медали. Проработав почти двадцать лет в системе высшего образования, автор с удивлением столкнулся с другой стороной сессии, куда более распространенной, но почему-то менее заметной. Как читатели наверно уже догадались, речь пойдет о родителях.
- Почему моей дочери не ставят зачет? Вы взятки вымогаете!? Сколько вам надо? – кричала ворвавшуюся в преподавательскую словно тропический торнадо мамаша одной из наших студенток.
На попытки её успокоить мамаша распалялась все больше.
- Вы все тут взяточники! Только и знаете, что деньги со студентов берете!
Наконец, вклинившись в поток выражений, спрашиваю фамилию студентки. Мамаша, переведя дух, называет. Смотрю в ведомость и вижу, что названый зачет студентка сдала уже неделю как… Показываю ведомость мамаше. Та осекается. что-то бормочет про себя и покидает преподавательскую так же внезапно, как за несколько минут ранее ворвалась туда…
Через несколько минут в коридоре случайно замечаю Надю (так зовут студентку) всю в слезах. Она явно что-то хочет мне сказать, но не решается…
Товарищи родители, вы хоть бы детей своих пожалели…