Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Почему подростки шумят?

Почему подростки шумят?

Древние египтяне причисляли павиана к священным животным, потому что на заре он поднимается на открытое место и при восходе Солнца громко кричит и производит движения, отдаленно сходные с поклонами и мольбой. Т.е., павиан – священное животное, поклоняющееся Солнцу, как человек.
Только через тысячелетия наука внесла поправку: не павиан – как человек, а человек – как павиан.. Кричать на заре – свойство многих видов животных – птиц, копытных и, заметим, обезьян…Обезьян, относящихся к тому же отряду приматов, что и человек разумный. Коммуникативное содержание этих утренних криков: «Ночь с её опасностями миновала! Я жив и бдительно охраняю свой участок? А вы?»
Каждое утро обезьяны оглашают окрестности групповыми криками потрясающей силы. При этом они приходят в неистовое возбуждение, трясутся, подпрыгивают. сотрясают деревья. Цель такого демонстративного поведения – показать соседним группам мощь и единство своей группы. Если соседнюю группу удалось перекричать, то каждый член сообщества чувствует себя увереннее.
В ритмичном грохоте, выкриках, топоте и движении боевой группы мужчин без труда узнается её прародительская основа. Через ритмический шум к воинам приходит ощущение единства и силы, а к их противникам (по к.-л. причинам, не сумевшим их перекричать) – смятение и ужас.
Крики на стадионах (с подпрыгиванием, топотом, грохотом, треском трещалок, воем дудок, петардами) происходят без всякого речевого общения. Здесь важно соревнование своих и чужих. Возбуждение так велико, а чувство единства становится таким сильным, что болельщики одной команды (до этого друг с другом совершенно незнакомые) могут всей массой броситься на болельщиков другой команды.
Поколение подростков послевоенных лет, когда были недоступны музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства, устраивало своеобразные «пошумелки». По дворам и улицам проходили ватаги ребят, оглушительно стучавшие в старые кастрюли, листы железа, трещавшие палками по заборам и по водосточным трубам и при этом выкрикивающие нечто нечленораздельное, но вполне ритмичное. Разгонят их в одном месте – они соберутся в другом. Или заберутся на металлическую крышу и устроят там жуткую «пошумелку».
Автор этих строк застал времена пионерии, когда отряды вышагивали по улицам города под барабанный бой и звуки горна. Автор сам принимал участие в подобных шествиях и помнит то непередаваемое чувство восторга, чувства локтя, уверенности и силы, когда шагаешь в общем строю с товарищами. Даже взрослые посматривали на подобные шествия с уважением.
Когда подросткам стали доступны музыкальные инструменты и мощные звуковоспроизводящие устройства, «пошумелки» перешли на другой качественный уровень. Но остались и древние черты, перешедшие к нам ещё от приматов – обязательно громко, обязательно коллективно и с ритмичными телодвижениями, обязательно участвуют только «свои» (пусть и до того не знакомые друг с другом), обязательно с эпатированием взрослых.
Итак, современная «болезнь» подростков рок-музыкой имеет древнюю врожденную основу – потребность организовать «пошумелку». Мощная звуковоспроизводящая техника нужна лишь для более сильного воздействия. Чем громче, чем больше участвует подростков, чем активнее они участвуют и чем на большее число органов чувств оказывается воздействие ритмическими звуками, вибрацией и мельканием, тем сильнее «пошумелка», и, соответственно, устроившая её группа.  
Самая подходящая музыка для «пошумелки» - примитивная, текст тоже должен быть на доразумном уровне – повторяющиеся слова. Подросток в экстазе «пошумелки» охватывается древним инстинктом и извлекает из этого первобытное наслаждение.
Сейчас мы перейдем к самому важному вопросу – отношение взрослых к «пошумелкам.» Это отношение может меняться в зависимости от возраста, окружения и психологического настроя.
Разогнать «пошумелки» взрослых вряд ли кому придет в голову. Нужно быть до невменяемости агрессивным человеком, чтобы попытаться разогнать чужую свадьбу или юбилей.
К детским «пошумелкам» отношение снисходительное. Надоели – разогнали. А разогнать надоевшую группу детей мы нередко воспринимаем как наше неотъемлемое право или даже долг.  
Наибольшую негативную реакцию вызывают «пошумелки» подростков. С одной стороны и хочется разогнать, а с другой стороны – побаиваемся. Взрослый человек испытывает это двойственное ощущение и от этого раздражается ещё больше. Плюс к этому мы испытываем смутное ощущение угрозы, исходящей из подростковой «пошумелки». Откуда же оно берется?
Испокон веку молодежь удалялась в специфические клубы, на определенное время отделяясь от взрослых. Здесь они пели песни, танцевали, слушали музыку, в общем, всячески развлекались. Но … при этом регулярно выходили на ночные улицы, беспокоя спящих обывателей. Спрашивается – зачем?
Причина здесь отчасти затронута в предыдущей статье, посвященной природе подростковой агрессивности. Молодым животным любого вида, вступив в подростковый возраст, предстоит встраиваться в систему взрослых отношений, в которой для начала им отведен самый низкий ранг. Один выход из положения – расселение.
Другой – «встраивание» в общество взрослых. В литературе неоднократно описывался случай с цирковой мартышкой, попавшей в зоопарк. Поначалу её не приняли в общество взрослых обезьян, всячески задирали и даже не давали нормально питаться. Пришедший в зоопарк дрессировщик предложил дать молодой мартышке ложку, какой они привыкла есть в цирке. Она подошла к миске и стала ловко есть ложкой. Другие мартышки при этом расступились. В результате только за умение есть ложкой мартышка была принята в основную группу, опередив других молодых.
Генетическая программа неустанно говорит молодым: «Хотите стать взрослыми, необходимо чем-то выделиться!» Одному удастся поставить спортивный рекорд, другому – стать победителем олимпиады по математике, а остальным что делать? Выделяться! Что они и делают. И небезуспешно, подсознательно достигая главного: они привлекли к себе внимание, о них говорят, пишут, пытаются с ними бороться. Значит, цель уже близка, говорит генетическая программа – раз обратили внимание, значит скоро и примут в свое общество.
Так что по-своему правы те, кто говорит, что молодежь «ведет себя вызывающе» и «с этим надо что-то делать». Только что делать – никто не знает! Боролись со «стилягами» - получили «хиппи», начали бороться с «хиппи» - получили «металлистов». Потом бывшие повзрослевшие «стиляги» и «хиппи» боролись с «металлистами» - получили «панков» и так далее до бесконечности. При этом подобная чехарда ни в малой степени не зависит от социально-политического или экономического устройства общества.
У явления молодежных клубов нет никакой идеологии. Они болтают не о чем и обо всем, они не действуют, а «бьют баклуши». Для выхода энергии у них один канал – ритмические движения.
При этом молодежные клубы абсолютно устойчивы к призывам различных фюреров. В клубах фюреры бессильны, так как у собравшейся здесь молодежи нет особых желаний и стремлений. Они ведь пришли сюда чисто для общения и развлечения. Это и есть принципиальное отличие клубов от банд, о которых мы говорили в предыдущей статье. Банды являются следствием работы одной генетической программы – расселения, а клубы – встраивания в общество взрослых.
Так что по идеи власти, желающей отвлечь молодежь от политики, необходимо приложить максимум усилий для создания молодежных клубов и клубов по интересам. На деле же мы видим обратное. Может быть, и наши власти хотят чего-то другого?




© 2003-2024 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media