Здесь необходимы некоторые пояснение. В связи с переходом на т.н. многоуровневое образование вместо специалитета в нашем педагогическом университете вводится бакалавриат. К тому бакалавриату разработаны новые стандарты образования (кем разработаны – до сих пор не ясно. Авторы, похоже, боятся себя афишировать). В соответствии с теми стандартами необходимо разработать новые программы.
Программы эти от старых отличаются весьма кардинально. Если раньше написание программ требовало многодневного труда, опирающегося на весь ваш преподавательский опыт, перелопачивания огромного объема литературы и интернет-сайтов, то теперь написание свелось к заполнению бланков установленного образца. Главная трудность заключалась в понимании того, что именно пункты тех бланков обозначают.
Здесь мне вспомнился рассказ моего друга, побывавшего в Москве на Съезде учителей географии и там имевшего встречу с одним из этих таинственных авторов образовательных стандартов. Дама бальзаковского возраста вещала с высокой трибуны примерно следующее:
- Отныне главным в образовании является не знания, а умения - на недоуменный вопрос, как одно может быть без другого, бальзаковская дама уверенно ответила – Достаточно поставить ученику задачу, чтобы он СУМЕЛ с ней справиться. Как он это сделал, неважно – зал замолчал в полном недоумении. Дама продолжала, – Для написания стандартов мы не стали привлекать специалистов-предметников. Они наших современных требований не понимают!
Последняя фраза была обращена к залу, в котором сидели многочисленные корифеи географической науки, профессора и академики, многие из которых являются авторами общепризнанных учебников.
К предыстории можно отнести и летнее событие, когда нас со скандалом отзывали из отпусков, так как программы, соответствующие новым стандартам, не были готовы. Позднее выяснилось, что для «подгонки» старых программ под новые стандарты оказались достаточными усилия двух студенток-практиканток (пользуясь случаем, выражаю девушкам особую благодарность), справившихся с задачей за несколько дней.
Оказавшись на кафедре, я с некоторым недоумением взглянул на список, включавший более десятка предметов, в основном мне совершенно незнакомых. Было видно, что список составлялся явно «от балды», лишь бы быстрее отделаться. Несколько странный подход к составлению учебного плана!
Впрочем, предыдущий опыт не пропал даром. Я отважно сгреб список в карман и отправился домой, предварительно не забыв скинуть на флешку с кафедрального компьютера новый макет составления образовательных программ.
Остальное было делом техники. Для коллег, у которых глаза лезут на лоб при виде подобных бумаг, даю краткое пособие. Вот программа по курсу «Международное сотрудничество в области экологии и природопользования». Объем лекционного курса – 36 часов, практических занятий – 18 часов.
Коллеги, не пугайтесь! Для написания программы по новым стандартам не требуется выдумывать темы лекций, рыться в литературе и в интернете. Достаточно заполнить несколько таблиц. Причем все таблицы заполняются практически одинаковыми словами. Даю таблицу
Номер/индекс и содержание компетенции (или ее части)
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
СК-12 | международные акты в области экологии и природопользования | анализирует последствия применения международных актов в области экологии и природопользования |
Далее идет таблица
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | Форма текущего контроля | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | всего | |||
1. | международные акты в области экологии и природопользования | 8 | | 16 | 24 | 48 | коллоквиум |
2. | анализирует последствия применения международных актов в области экологии и природопользования | 4 | | 8 | 12 | 24 | коллоквиум |
3. | Составление проекта международного сотрудничества в области экологии и природопользования | 6 | | 14 | 16 | 36 | проект |
Укажу, что «проект» в данном случае – ключевое слово. Авторы современных образовательных стандартов от него просто «торчат» (выражаясь на современном молодежном арго), считая его венцом образования.
Последняя таблица
Образовательные технологии
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Образовательные технологии |
Основные законы воздействия физических факторов на окружающую среду | Лекции, практические занятия | |
анализ последствий воздействия физических факторов на окружающую среду | Лекции, практические занятия | |
Составление проекта международного сотрудничества в области экологии и природопользования | Проект |
Программа составлена. Все дальнейшее за вас, дорогие коллеги, уже написали добросовестные авторы образовательных стандартов. Они ведь лучше нас специалистов знают, чему и как надо учить детей. Так что не заморачивайтесь.
Добавлю, что на написание десяти программ (раньше на это ушло бы больше месяца весьма интенсивного и, заметьте, творческого труда) у меня ушло меньше двух часов. Кто-то ещё думает, что преподаватель – работа творческая? Современный преподаватель должен меньше думать и меньше творить – и все получится, как нельзя лучше! К чему тогда сведется будущее образование?