Но вот неумолимо наступил этот страшный первый день педагогической практики. Группа студентов четвертого курса неуверенно переступает порог подшефной школы, испуганно озираясь во все стороны. Типа, ну, всё, это — конец! Дети — это страшно!
Нас встречает молодая завуч подшефной школы (в недавнем прошлом, тоже моя студентка). С улыбкой здороваясь (студенты неуверенно отвечают), предлагает собраться в актовом зале. Здесь происходит быстрое распределение практикантов по классам. На лицах студентов всё ещё господствует обреченное выражение. Мне невольно вспомнились строки одного из романов: «Самое страшное в казни — её ожидание! Но палач пришел, и уже как то становится легче...» После общего собрания студенты расходятся знакомиться с классами и с учителями.
Проходит несколько дней, и испуганное (даже я бы сказал, затравленное) выражение на лицах практикантов сменяется другим: более осмысленным и даже заинтересованным. Да, вроде тут совсем не так страшно, как нам сначала казалось. И дети вроде ничего, а в старших классах даже симпатичные мальчики (девочки) есть.
Но первого урока боятся все! И не верьте тому, кто скажет, что не боялся! Я, например, не боялся, но вы и мне тоже не верьте! Чего только не вытворяли у меня практикантки на первых уроках - и в обмороки у доски падали, и накачивались валерьянкой до состояния ступора, и отпускали с перепугу учеников за полчаса до звонка и т. д.
Но, хочешь не хочешь, а вести урок придется. И далеко не всегда можно ждать помощи от учителя или руководителя практики! И, трясись не трясись, как осиновый лист, а все равно придется выйти к доске и, глядя детям прямо в глаза, произнести сдавленным голосом: «Здравствуйте! Садитесь!» Все дальнейшее рисуется в уже совершенном тумане, но именно сейчас самое главное — переступить через себя! Ох, как часто это придется делать в жизни! Впрочем, это я так, к слову…
В день Х я прихожу в школу к первому уроку, который должна давать моя практикантка Аня. Заглядываю в класс, и вижу в беспорядке разбросанные вещи школяров и сидящих за партами двух девочек. На мой вопрос, а где же весь класс, бойко отвечают: «На физ-ре!» и, предваряя дальнейшие мои расспросы, безаппеляционно продолжают: «А мы болели и у нас — освобождение!»
Выхожу из класса и сразу натыкаюсь на Аню. Ей предстоит вести урок "Окружающий мир" в третьем классе. Тема урока "В лесу и на воде". В глазах студентки не видно страха, а, может быть, она умело играет: для детей, для учителя, для руководителя, а больше всего — для самой себя! На вопрос, как практикантка себя чувствует, отвечает стандартно: «Нормально!» Типа, понимайте, как хотите.
Звенит звонок, и в класс вбегает толпа школяров. На последней парте уже появился чей-то принесенный в кабинет хлеб, крошки от которого уже успели рассеяться по полу в радиусе не менее метра. С удовольствием отмечаю про себя, что многие сразу направляются к Ане и начинают с ней о чем-то разговаривать. Одна белокурая девочка даже простодушно обнимает свою новую учительницу. Значит, Аню уже признали!
Звенит звонок, и урок начинается. Замечаю, что учителя в классе нет, но все ученики как один при виде Ани встают возле своих парт. Практикантка начинает довольно уверенно, сразу после приветствия приступая к опросу. Класс работает активно, ученики тянут руки, явно желая отвечать.
Идет урок (воображаю, как мучительно медленно тянется для практиканта это время), Аня переходит от задания к заданию, показывает презентацию, вызывает школяров к доске и т. д. и т. п. Учительница пару раз заглядывает в класс, но, очевидно удовлетворенная ходом урока, этим и ограничивается.
Ближе к концу урока в классе становится шумновато. Некоторые ученики начинают вставать и даже ходить по классу. Я обращаю внимание Ани на кучку сорванцов, собравшихся возле первой парты. Аня быстро наводит порядок, и урок в дальнейшем проходит без эксцессов.
Правда, в самом конце практикантка все-таки совершает ошибку, характерную для молодых учителей. Изложение материала закончилось за несколько минут до звонка, и …. Конечно, из положения можно было бы ещё выйти, проделав хотя бы опрос на закрепление материала. Но тут-то нехватка (а точнее, полное отсутствие) опыта и сказалась. Конец урока оказался несколько скомкан. Впрочем, судя по шуму, доносящемуся из соседних кабинетов и из коридора, в других младших классах урок также закончился раньше!
Выдержав время до звонка, практикантка отпускает класс с выражением явного облегчения на лице. Что ж, для начала неплохо! Поздравляю Аню с первым уроком (она пока ещё сама не осознает, какой подвиг сегодня совершила) и направляюсь в другой класс, где меня ожидает следующий практикант, дающий свой первый урок.
P.S. Образы, описанные в данном очерке сборные и не имеют конкретных прототипов! Всякое сходство с реальными людьми является случайным! Здесь описан этакий «усредненный» практикант, дающий в «усредненном» классе «усредненный» урок! Так что, остается лишь обратиться ко всем другим практикантам с коротким напутствием; «Вперед! И не бойтесь!»