Солнечный день марта вновь (уже который раз!) застает нас в дороге. Нас, это студентов-экологов, активных членов недавно созданной Дружины охраны природы Воронежского педагогического университета и меня, их беспокойного куратора. На этот раз наш путь лежит в Воронежский биосферный заповедник, где нам предстоит участие в «Песковских днях», посвященных памяти нашего знаменитого земляка – Василия Михайловича Пескова.
За окном пробегают картины ранней весны. Очистились от снега поля, осел и потемнел лед на речке Усмани, где, кажется, каждый поворот, каждый отрезок берега связан с памятью Василия Михайловича. Мысли начинают бередить душу.
Не одно поколение выросло на книгах В.М. Пескова, его статьях и передачах цикла «В мире животных». Но … годы неумолимы, и человеческая память порой выкидывает странные кульбиты. Современные студенты знают о Василии Михайловиче в лучшем случае понаслышке. И это при том, что его книги наверняка имеются в каждом доме, их читали в каждой семье. Что же мы сделали, чего упустили? Причем совсем недавно? Вновь в уме встают извечные, непреходящие и не находящие ответа русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» Может быть, хоть эта поездка частично заполнит имеющиеся пробелы? Хотелось бы надеяться!
По прибытии на Центральную усадьбу заповедника («Централкой» называли мы её во время моей студенческой природоохранной молодости) нас встречает мой бывший преподаватель анатомии высших растений Наталья Юрьевна Хлызова. Именно она создала в музее заповедника «Песковский зал», который нам и предстоит посетить.
Конечно, нам и раньше приходилось бывать в Воронежском заповеднике. Даже студентам это место знакомо. Мы посещали музей заповедника, бобровый питомник, расчищали экологические тропы, по заданию сотрудников заповедника вырубали не в меру разросшийся девичий виноград – опасный заморский интродуцент. Но … этот визит особый. И, похоже, даже студенты это понимают!
Когда мы заходим в полутемный зал на втором этаже недавно построенного корпуса, смех и шутки моментально стихают, наступает почтительная тишина. Щелкают вспышки фотоаппаратов. Молодежь проявляет неподдельный интерес к рассказу о нашем знаменитом земляке.
Экспонатов в зале пока немного. Но в организации экспозиции чувствуется неповторимый стиль и даже изящество, отражающие любовь и знание В.М. Пескова. И дело даже не в подборе личных вещей гениального писателя и журналиста. Наибольшее впечатление на молодежь производит длинный кусок голубой ткани, протянутый через всю экспозицию. «Прямо как река!» - шепчет одна из студенток. Воображение не обмануло девушку. «Человек – река» - неоднократно называли Василия Михайловича при жизни. Он, словно бы любимая им речка Усманка, прошел длинный путь, делая повороты, то убыстряя своё течение, то замедляя, но неизменно стремясь к одной четко поставленной цели. «Не беспокойтесь! Я все успел и ни о чем не жалею» - сказал родным перед смертью этот удивительный человек.
В самой экспозиции лично на меня наибольшее впечатление произвели фотографии. В конце экспозиции лежал фотоальбом. Было видно, что этому альбому уже немало лет, и его перелистывал не один десяток рук, но он оставался удивительно опрятным и аккуратным. Я тоже не удержался и полистал. Немало знакомых лиц встретилось мне на его страницах. Владимир Евгеньевич Соколов, бывший директор Института эволюционной морфологии и экологии животных, Владимир Михайлович Галушин, чьи лекции я слушал, будучи на стажировке в Московском педагогическом университете, Андрей Григорьевич Банников – один из «китов» советской зоологии. Как будто я просматриваю фотографии о своей жизни!
Рассказ Натальи Юрьевны созвучен моим мыслям. «Когда перебирала библиотеку Василия Михайловича – рассказывает наш гид – мне казалось, что я перебираю собственную библиотеку». Как же, оказывается, был близок этот человек всем нам – биологам, экологам, журналистам и всем, кто неравнодушен к природе!
Один из стендов экспозиции посвящен передаче «В мире животных». На ней также выросло не одно поколение советских граждан. Когда шла эта передача, улицы пустели. Для нас в то время это была едва ли не единственная возможность заглянуть в природу далеких заморских стран. А как мы переживали за героев тех передач: шотландскую овчарку Лэсси, кенгуру Скиппи, за слонов и львов восточноафриканских саванн и песцов Таймыра!
Сейчас существует целый телеканал «Дискавери», а в интернете выложены полная подборка фильмов из «Одиссеи команды Кусто», сериала ВВС «Живая природа», фильмы о динозаврах и голубых китах! Интересно, просмотрели ли студенты хоть один фильм из вышеперечисленных, который я выложил специально для них на своей странице в «В контакте»? Очень бы хотелось в это верить!
В конце экспозиции лежит «Книга для гостей». Открываю её и тайком от студентов записываю: «Привез группу студентов экологов. Очень надеюсь, что на пользу», ставлю число, расписываюсь и быстро закрываю, пока мои подопечные не заметили…
Вижу, как две студентки, подошли совсем близко к витрине с фотографиями и при этом о чем-то оживленно перешептываются. Может быть, и правда не зря я их сюда привез? Может быть, зерна все-таки упадут на благодатную почву?