Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Соловьиные вечера

Соловьиные вечера

Так романтически называется всероссийская акция, уже не первый год проводимая Союзом охраны птиц. Суть этой акции заключается в привлечении населения к наблюдению за природой и чем-то напоминает модные в последние годы флэш-мобы. По интернету в социальных сетях (а по возможности, в газетах и по телевидению) распространяется информация о времени проведения акции. В назначенное время участники выходят в места, где обитают соловьи, фиксируют их местоположение и сообщают указанному в пресс-релизах региональному координатору. Тот наносит координаты поющих соловьев на гугловскую карту. В итоге получается довольно эффектная картина распространения соловьев в поселке, городе, регионе и по России в целом.
Разумеется, экологи педагогического университета не могли остаться в стороне. Вечером воскресного дня мы собираемся у входа в самый большой парк города. Уж тут соловьи точно будут! Со мной вызвались пойти три студентки четвертого курса.
В назначенное время в назначенном месте я ожидаю своих питомцев. Девушки приходят без опозданий. Я, уже в который раз, отмечаю своеобразие представлений современных студентов о «походной форме одежды». Голые ноги и яркие маечки, на мой взгляд, плохо подходят для походов даже в пригородные леса. Хорошо хоть кроссовки догадались надеть!
Тем не менее, вооружившись биноклями, дневниками и ручками, мы направляемся вглубь парка. В воскресный вечер здесь довольно много народу. Мы встречаем компании парней и девушек, пожилые пары, семьи с детьми. Вскоре до нас доносится пение первого соловья. Он распевает на месте бывшего «Зеленого театра», где когда-то во времена моей молодости выступали ныне прочно забытые звезды советской эстрады: Ирина Понаровская, Йак Йоала, Африк Симон.
Я обращаю внимание своих спутниц на пение и прошу запомнить, как поет соловей. Для неопытного уха различить его пение в птичьем многоголосье, царящем в наших лесах в конце мая, довольно сложно. Ведь, помимо соловьев, в парке много и других птиц.
Мы слышим пение певчего и черного дроздов, посвисты иволги, пение зябликов, славок: черноголовки и завирушки, пеночки – трещотки, мухоловки – белошейки. Картину дополняют неистовые крики повзрослевших птенцов скворцов, полевых воробьев и дятлов. Попадаются нам и слетки: рябинников, ворон, сорок. Так мы проходим около полутора километров.
За несколькими открытыми прогалинами, представляющими собой поросшие терновником склоны балок, начинаются уже более «дикие» места. Людей здесь уже почти нет. С вершин деревьев доносятся глухие крики вяхиря. Замечаю, что мои спутницы начинают поглядывать вокруг с опаской. Словно бы подтверждая их опасения, с вершины растущей у самого края тропы березы доносится странный истошный крик, чем-то отдаленно напоминающий плач младенца. Девушки вздрагивают…
Дабы успокоить начинающих натуралистов, предлагаю им проследовать за мной. Девушки с опасением смотрят на заросли крапивы и ракитника русского, но мужество и любопытство берут верх, и они, стараясь не морщиться, лезут в самую чащу. Их страдания скоро вознаграждаются. На сухой ветви мы замечаем слетка ястреба – тетеревятника размером с хорошую курицу. Это он издает столь необычные звуки, навевающие мысли о леших, кикиморах и прочей лесной нечисти.
Я коротко рассказываю о ястребах и истории заселения ими парков нашего города (за гнездами тетеревятников я наблюдаю с 1999 года). В этот момент раздается резкий крик, напоминающий одновременно свист паровоза и разбойничий посвист. Огромная мамаша ястребиха прилетела с кормом и таким образом выражала недовольство по поводу нашего вторжения в её семейную жизнь. Дабы не беспокоить больше этих хозяев пригородного леса, поспешно ретируемся.
Соловьев вокруг становится заметно больше. Мы едва успеваем записывать, стараясь делать точную привязку к местности. Картина прочего птичьего населения также меняется. До нас чаще доносится пение пеночек (теньковки, веснички и трещотки). Время от время слышны характерные звуки, издаваемые токующим лесным коньком.
Постепенно подлесок вокруг редеет, и мы вновь выходим к «цивилизованным» местам. На автобусной остановке девушки, утомленные жаждой (прихваченная с собой вода уже давно иссякла) и впечатлениями, первым делом бросаются к бочке с квасом.
Последнего соловья мы записываем, уже стоя на остановке. Замечаю, что девушки часто оглядываются в сторону леса, и на их симпатичных лицах явно проявляется выражение сожаления. Впрочем, лес находится всего в одной остановке от общежития, так что прийти сюда с приятной компанией можно в любой момент! Кажется, эта мысль моих спутниц несколько утешает.
Итак, итог нашей акции. Пройдено в общей сложности каких-то три с половиной километра, на которых зафиксировано шестнадцать соловьев. Для леса, находящего в черте города неплохо!




© 2003-2024 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media