Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Стажировка

Стажировка


Все хорошее, как известно, приходит неожиданно. Вот и на этот раз звонок мобильного телефона раздался прямо во время лекции. Звонили из отдела аспирантуры: «Кирилл Викторович, Вы первого числа должны быть на стажировке, а молчите! Немедленно пишите заявление на командировку, а суточные в пятницу получите!»
Пришлось срочно менять свои планы. Запланированную на начало октября поездку в деревню с целью подготовить домик к зимовке, а заодно побродить по осенней степи и понаблюдать за пролетом птиц, пришлось отменить. Сами сборы у меня много времени не заняли. В дорогу я много не беру. Смена одежды, ложка, кружка, тарелка, ножик, пачка чая, фотоаппарат, нет-бук … вот, собственно, и все.
В назначенный день автобус уже несет меня по просторам Русской равнины по направлению к столице. Кажется, я еду навстречу осени. Под Воронежем дубы ещё не начинали желтеть, а уже от Ельца почти все лесные великаны оказались одетыми в золотую броню. Тополя и ясени в придорожных лесополосах, уже начиная от границы с Липецкой областью, почти все стояли практически полностью облетевшими.
Перед Москвой на трассе образуются пробки. Столица явно давала понять, что с ней шутки плохи. От Домодедово до Видного мы ехали больше часа. А уже за МКАДом начался мелкий противный дождик. Столь разительное отличие от солнечной погоды в Воронеже навевало тоску.
Переночевав у родственников, следующим утром направляюсь в Московский педагогический государственный университет (МПГУ). Найти его труда не составило. Какая-то девушка довольно подробно и обстоятельно (что необычно для москвички) объяснила мне дорогу от станции метро «Юго-западная».
Подходя к зданию университета, ещё издали замечаю вывеску «МПГУ – национальное достояние России». Как потом рассказывали нам сотрудники МПГУ, сия афиша их сначала повергла в шок, да и сейчас навевает некоторое опасение: «Не иначе, как закрыть собираются!»
Прямо в вестибюле у главного входа в здание висел плакат, на котором аршинными буквами было выведено высказывание нашего Премьера: «МПГУ – национальное достояние России, эталон для всех педагогических вузов страны».
К назначенному времени являюсь в отдел переподготовки, но регистрировать нас ещё не собираются. Какая-то девушка-секретарша попыталась поговорить по поводу моей скромной персоны, на что тамошние вузовские чиновники ответили: «Пусть подождет в коридоре!». Такое отношение меня покоробило. Могли бы и кофе предложить!
Наконец, появляются и нужные мне люди. Передо мной извиняются (это несколько сглаживает первоначальное негативное впечатление от нелюбезной встречи), затем быстро регистрируют. К назначенному времени подходят и другие слушатели курсов.
В основном это были женщины в возрасте где-то от бальзаковского и старше. Такую публику можно встретить в любой провинциальной школе или на кафедре ботаники провинциального вуза. Их внешность и манеры не вызвали у меня особого интереса. Мужчин (считая с вашим покорной слугой) оказалось всего двое. Картину несколько разбавляла приятная девушка – орнитолог из Волгограда.
Первую лекцию нам читал заведующий кафедрой зоологии и экологии. Это оказался довольно живой и разговорчивый мужчина. На вид ему было чуть больше пятидесяти. Правда, он больше нам не рассказывал, а расспрашивал нас самих. Дескать, кто мы, откуда, чем занимаемся и т.д. Под конец завкафедрой сделал небольшой обзор современного состояния экологического образования.
Из его лекции выходило, что экологию собираются вернуть в школы в качестве отдельного предмета в … 2020 году. Почему именно в 2020 – никто не знает. Министерство образования последние лет шесть вообще не считает нужным общаться со специалистами и что оно затевает, можно лишь догадываться (хотя по всем его предыдущим действиям легко предположить, что ничего хорошего ждать не приходится).
На такой вот не дюже веселой ноте и закончился первый день занятий. На обратном пути моё внимание привлекла одна московская ворона, с деловым видом прохаживающаяся по крыше припаркованного автомобиля и что-то собирающая. Меня она подпустила довольно близко, так что было грех упустить случай сделать интересный кадр. Встреча с вороной была, пожалуй, самым ярким впечатлением за весь первый день занятий.  
На второй день лекции проходили в корпусе возле станции метро «ВДНХ». Корпус биолого-химического факультета произвел на меня благоприятное впечатление. Здание не блещет архитектурными изысками, но внутри есть то, что принято называть «аурой» или «духом». Благоприятное впечатление произвели и студенты, считающие нужным поздороваться даже с незнакомыми преподавателями (наверно, шкурой чувствуют!).
Коллеги нас уже ждали. В отдельной аудитории для нас был накрыт стол, на котором стоял электрический чайник, пачки чая, кофе и сахара, коробки с печеньем и бисквитами. Хозяева кафедры предложили нам подкрепиться перед занятиями, показали, где висит ключ от нашей аудитории, и попросили не стесняться.
Первая тема должна была быть посвящена экологической нише. Но… нас невольно всех «снесло» на состояние современного образования. Пришлось лектору (тому же вчерашнему завкафедрой) рассказывать все, что он знает по этому вопросу.
Профессор начал с того, что последние года четыре так называемое Министерство образования вообще перестало обращаться к тем, на ком, собственно, это образование держится. Из министерства приходят стереотипные ответы, сводящиеся к одному: нам плевать на ваши научные и прочие достижения. Вы должны лишь предоставить нам соответствующие бумаги: те то и те то…
А начались реформы ещё в начале «нулевых» годов. В то время два известных московских профессора, светила экологической науки, обратились с письмом в министерство, в котором описали ситуацию, сложившуюся с экологическим образованием. Последствия оказались самыми неожиданными.
Профессоров вызвал к себе ректор. Об их разговоре стало известно из рассказа одного из них. Впрочем, рассказа, это громко сказано. Выйдя из кабинета ректора, известный зоолог, чьи труды неоднократно издавались за границей, произнес лишь одну фразу: «Я такого унижения в жизни не испытывал!»
В итоге мы пришли к выводу, что в идущих «реформах» образования необходимо принимать возможно меньшее участие. Это значит, выполнять требования министерства, от выполнения которых уклониться невозможно. Но, упаси, Боже, идти на разные нововведения типа «создания малых предприятий при кафедрах», «разработка компетенций» и т.п. Только так можно будет затормозить, а в итоге и остановить это варварство, нивелировав последствия так называемых «реформ».
К слову сказать, за все время стажировки к нам однажды обратились представители учебной части с просьбой написать рекомендации по разработке «компетенций». Большинство моих коллег отказались в этом участвовать.
Таким образом, лекция была несколько скомкана. А после неё нас ждала экскурсия в Музей землеведения МГУ. Её я описывать не буду. Пусть лучше читатели сами посетят это замечательное место и составят себе впечатление.
Во время посещения МГУ главное впечатление произвел царящий всюду полумрак. На мой недоуменный вопрос наш гид хмуро ответила: "Экономим. Мы же на бюджете".
Третий день нашей стажировки ознаменовался лекцией замечательного натуралиста профессора Владимира Михайловича Галушина. Это – замечательный лектор! Его лекция о биосоциальной сущности человека на нас всех произвела неизгладимое впечатление. Владимир Михайлович развлекал нас и весь следующий день. Не могу им не восхититься. В его возрасте «оттарабанить» восемь часов лекций, не выказывая признаков усталости и всё время «зажигая» аудиторию это, знаете ли, не каждому дано…
Следующие дни проходили довольно насыщенно. Лекции чередовались с занятиями в компьютерном классе. Весьма «зажег» профессор Эрнст Викторович Ивантер, рассказав об «экологических мифах». Здесь его несколько «повело». Многоуважаемый академик с ходу отверг почти все общеизвестные экологические проблемы: и сохранение биоразнообразия, и вымирание, и загрязнение. Меня задело то, что экологическое светило подвергло сомнению необходимость создания лесных полос и напрочь отвергло существование юго-восточных суховеев.
Занятия в компьютерном классе проводила очаровательный молодой преподаватель Анна Ивановна Бокова. Мы долго с ней разбирались с моделями колебаний численности в системе «хищник – жертва». Тем не менее, занятие пошло нам на пользу и в следующий раз, оценивая на компьютере структуру, слушатели проявили большее осмысление происходящего.
После занятий хозяева снова пригласили нас в аудиторию попить чаю. За дружеским разговором незаметно бежало время. Уходить от гостеприимных коллег не хотелось, но … пора и честь знать. Так закончилась первая неделя стажировки.
На второй неделе запоминающейся стала экскурсия по кафедре. Моложавый доцент спортивного вида оживленно рассказал нам об истории создания зоологической коллекции, ставшей в дальнейшем основой Дарвиновского музея. По секрету гид сообщил нам, что уже в наше время зоологические коллекции становились объектом крупных краж.
В тот же день состоялась экскурсия в газоаналитическую лабораторию. Нам продемонстрировали какой-то газовый анализатор, предназначенный для измерения содержания азота в живых тканях. Правда, как нам сообщил наш гид, работает он пока мало из-за отсутствия материала.
Пожалуй, ярким событиями моей стажировки стали экскурсии «Палеометро» и в Палеонтологический музей. Первая проходила на станции метро «Красносельская». В облицовке из мраморовидного известняка нам показали многочисленные отпечатки кораллов, моллюсков и так называемых стромалитов – древнейших экологических сообществ, состоящих из смеси сине-зеленых бактерий и органических веществ. Подобные сообщества обильно заполняют легендарный Сиваш и некоторые другие более мелкие водоемы.
Экскурсия в Палеонтологический музей продолжалась два с половиной часа. Нашим гидом был один из ведущих специалистов – профессор Кирилл Юрьевич Еськов. Описывать подробно я её не буду. Пусть читатели сами посетят это замечательное место и познакомятся с его экспозицией. Из музея мы выходили в пять вечера, когда Москва уже прочно замерла в пробках.
Последний день стажировки снова ознаменовался лекцией В.М. Галушина, который был в ударе, рассказывая о современных демографических проблемах и путях их решения в разных странах. При этом Владимир Михайлович неоднократно останавливался на известных ему фактах влияния заокеанских советников на проводимые у нас «реформы» образования. Эти факты пока косвенные, но в общей сложности выстраиваются в весьма логичную последовательность событий. Давая ещё в 90-е годы кредиты на данные «реформы», госдеп неукоснительно настаивает на их отработке.
Затем нам торжественно вручили дипломы и предложили завершить стажировку традиционным чаепитием. На прощание нам подарили обилие различной научно-методической литературы и сбросили на наши флеш-карты презентации проходивших у нас лекций. Такой щедрости мы никак не ожидали! Мы распрощались с гостеприимными хозяевами и покинули ставший нам почти родным биолого-химический факультет.
Общие впечатления от моей стажировки. Сотрудники биолого-химического факультета МПГУ отличаются не только высоким профессионализмом (в этом никто и не сомневался!), но и исключительным гостеприимством, радушием и добросовестным подходом к делу. Ни разу не было случая опозданий преподавателей на занятия или замены назначенного ранее лектора на другого. Мне приходилось также быть свидетелем доверительных отношений между преподавателями и студентами, что тоже кое о чем говорит. Я в очередной раз получил свидетельство наличия «феномена педагогических университетов», природа которого лично мне ещё до конца не ясна.
Из Москвы я уезжал ранним утром. Столица провожала меня дождем. Золотая осень уже окончательно вступила в свои права. Через Москву шел пролет дроздов рябинников, чьи характерные трескучие голоса были слышны практически отовсюду. За МКАДом мне навстречу бежала сверкающая яркими красно-золотыми цветами Русская Равнина.
0
15.10.2012 17:10:55
Ссылка 0




© 2003-2024 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media