Сегодня – знаменательный день! И при всей любви к родному городу замечу, что дело отнюдь не в отмечаемом сегодня Дне города. Нет, воспоминания уносят меня на двадцать девять лет назад (аж страшно подумать, как давно это было!), когда автор этих строк автор был зеленым первокурсником биофака. Как и сейчас была суббота, и лил проливной дождь.
В тот день старшекурсники пригласили нас в Воронежский заповедник. Они просто пришли к нам на занятия, одетые в сапоги и штормовки и спросили: «Есть желающие поехать в заповедник? Тогда во столько-то на вокзале под часами».
Как сейчас помню, нас тогда пришли трое первокурсников. Около часа мы тряслись в электричке до станции Графская, а затем брели по лесу до Черепахинского кордона, где тогда была база студенческой Дружины охраны природы. Пока мы шли, совсем стемнело, и дождь лил как из ведра. Мы сбились с дороги (мобильных телефонов тогда, сами понимаете, не было), но затем встретились с другой группой студентов, вышедших нам навстречу.
Затем старшекурсники, очевидно, для того, чтобы проверить крепость наших нервов, разыграли нападение под видом браконьеров. Затем был ужин манной кашей (ей-Богу, не ел ничего вкусней), душевные разговоры и песни под гитару допоздна. Уже глубокой ночью мы улеглись спать все вповалку в большой комнате на полу старого дома, стоявшего посреди заповедного леса.
Много воды утекло с той далекой поры, когда ещё не было мобильных телефонов, компьютеров и интернета с его социальными сетями. Почему я вдруг вспомнил об этом? А потому, что ровно двадцать девять лет спустя я стою напротив главного корпуса педагогического университета, ожидая студентов. Как и двадцать девять лет назад, нам предстоит поездка в Воронежский заповедник. Но теперь руководство заповедника специально присылает за нами автобус, организует нам питание и экскурсии в бобровый питомник. Очень уж большая нужда сейчас в волонтерах!
Студенты приходят вовремя. Вижу, что подходят не только мои студенты, но и несколько незнакомых мне парней. Это студентки пригласили на акцию своих «бой-френдов». Что ж, мужская сила нам будет нелишней. Где уж парней в «педе» набрать?
Ждать почти никого не приходится. Мы довольно быстро доезжаем до заповедника, где нас уже ждут. Тем временем начинает накрапывать дождик. Многие студенты опасливо смотрят в небо… Даже сотрудники заповедника нас предупреждают: «Вы готовы работать под дождем?» Конечно, готовы, а для чего мы ехали?
Нам выдают инвентарь: небольшие топорики, ручные ножовки и устрашающего вида кусторезы. Нам предстоит вроде несложная работа: очистка будущей экологической тропы. По дороге к месту работы замечаем несколько так называемых арт-объектов (в частности, русскую печь), а также аттракционы в виде альпинистских горок. Все это сооружено за счет федеральной программы развития экологического туризма. Да, многое изменилось в заповеднике за те двадцать пять лет, прошедших с того времени, когда автор сам был студентом и выезжал сюда в качестве члена студенческого отряда «Заповедник», наводящего в то время ужас на местных браконьеров.
Тем временем дождик прекращается, и студенты явно подбадриваются. Стук топориков и клацанье кусторезов то и дело сочетается с радостными возгласами, ознаменующими победу над очередным зловредным кустом.
Но это не все. Нам предстоит очистить, по словам сотрудников заповедника, «несколько проблемных мест». Так называются места, где упавшие вследствие ураганов деревья перегородили дорогу. Здесь нам приходится ждать, когда подъедут инспектора, вооруженные бензопилами.
Ожидание – не самое приятное занятие. Тем более, что дождик снова начинает накрапывать. Если работали студенты с шутками и смехом, то ожидание начинает многих раздражать. Пытаюсь рассказом о «тех давно минувших днях» развлечь заскучавших волонтеров.
Наконец, бензопила прибыла. Работа ведется быстро. Особых усилий потребовал один пень, недопиленный до конца. Студенты по очереди пытаются свернуть его, но безуспешно.
Наконец, последние кусты срезаны, упавшие стволы распилены и по частям отнесены от дороги. Места для размещения будущих артобъектов расчищены. А нас ждет еда и визит в бобровый питомник. Молодые желудки за два часа физической работы на свежем воздухе успели изрядно проголодаться. Так что работают студенты челюстями не хуже, чем топорами, пилами и кусторезами.
Но что такое еда по сравнению с возможностью погладить и даже подержать на руках настоящего живого бобренка? Такая перспектива взбадривает даже самых больших любителей «поныть».
Всю обратную дорогу автор не мог отогнать воспоминания своей далекой молодости. Перед глазами пробегали лица товарищей, различные эпизоды из бурной природоохранной молодости. Но одна мысль не оставляла меня: может быть, сегодня началась история нового отряда «Заповедник», который продолжит традиции легендарного отряда с таким названием из 80-х годов уже прошедшего столетия. По лицам части студентов вижу, что посеянные зернышки дали всходы. Разовьются они или зачахнут?
Воронежский биосферный заповедник -
Воронеж,
21.09. 2013