Заседание началось с того, что декан передала нам пожелания ректората: требовать со старост журнал посещаемости на подпись! Гениально: а чем мы всё время занимаемся? С начала семестра прошло меньше месяца, а на факультете иностранных языков было потеряно три журнала из десяти. В моей подшефной группе экологов также из двух журналов был потерян один. Ещё вчера староста одной подгруппы «похвалилась» мне тем, что уже взяла новый журнал и даже обещала наконец-то начать его заполнять!
Таким образом, за преподавателями устанавливается тройной контроль в плане проведения занятий: месячные ведомости, табель и журнал посещаемости студентов. И при этом учебная часть обещала следить, чтобы везде темы занятий были написаны одинаково! Дескать, вот мы вас, а то распустились тут, понимаешь!
Следующим вопросом стояло: итоги аккредитации специальности «Сервис и туризм». С самого начала было обращено внимание на темы выпускных квалификационных и курсовых работ. Оказывается, в названиях тем не должно быть слов «характеристика», «анализ», «обзор» и т.д. Что ж, с этим можно с известными оговорками согласиться.
Тематика курсовых должна быть ограничена … составлением бизнес-планов. На замечание одного из преподавателей, что студенты составляют такие бизнес-планы десятками при выполнении обычных практических работ, никакой реакции не последовало.
Что интересно: в словах «независимого эксперта», проводившего аккредитацию, то и дело проскальзывали слова «Я не обязана перед вами отчитываться!», «Я отчитываюсь только перед министерством!», «Я не могу ни с кем общаться!». Надо сказать, что за время своей работы эта «эксперт» не удосужилась поговорить ни с кем (!) из преподавателей, ведущих занятие на аттестуемой специальности.
Эксперт также предложила обязательную (нет, вы слышали?) структуру выпускных квалификационных работ. Цитирую здесь дословно (не поленился записать!): введение, теоретическая часть, аналитическая часть, проектная часть (???), правовое обеспечение (!!!), заключение, литература. Лично мне стало непонятно, какая проектная часть и правовое обеспечение может быть в работах по зоологии, ботанике или физиологии?
Параллельно анализировались учебно-методические комплексы. «Эксперт» указала нам, что учебники и учебные пособия должны быть изданными не более, чем пять лет назад! Для справочников справочных пособий «разрешен» десятилетний «срок давности». Куда в этом случае девать всю научную классику? Наверно, книги Дарвина, Вернадского, Докучаева, Элтона, Шелфорда, Риклефса, Радкевича, Кашкарова, Одума (это я только экологов упомянул) пора выбросить на свалку!
В вопросах, касающихся научной работы, пояснила «эксперт», главным является не количество вышедших статей и монографий, а … сумма освоенных денежных сумм, которые необходимо указывать в научных отчетах. За пятнадцать лет работы в педагогическом университете автор этих срок получил на науку … вы абсолютно правильно думаете – ноль целых, ноль десятых рубля…
Как результат услышанного на совете, напрашивались следующие выводы:
1. За высшей школой пытаются установить тотальный надзор.
2. Высшую школу сознательно пытаются «опустить» до уровня «колледжей».
3. Настоящая работа, связанная с преподаванием, научной и воспитательной деятельностью подменяется откровенным бумаготворчеством.
И последнее… Откуда, черт побери, берут этих экспертов?