«17 марта с 13:00 по 18:00 приглашаем Вас посетить «Живую библиотеку» в Воронеже.
Мероприятие пройдет в Доме молодежи (пр. Революции, 22)
«Живая библиотека» - это международный некоммерческий проект, направленный на повышение понимания между людьми разных социальных групп и культур.
Эта библиотека» работает так же, как и обычная: «читатели» приходят, заполняют библиотечную карточку, выбирают «книгу» и читают ее в течение получаса. После чего возвращают «книгу» в библиотеку и, если захотят, берут другую. Отличие лишь в том, что книги «Живой Библиотеки» – это люди, а чтение – разговор.
Вспомните, приходилось ли Вам слышать нелестные отзывы о мусульманах и кришнаитах, о полицейских и правозащитниках, о гомосексуалах и выпускниках детских домов, о автостопщиках и студентах из других стран, о бывших наркоманах или ВИЧ-положительных? Да еще много о ком. Наверняка и у Вас есть какое-то мнение о людях, которых Вы не знаете лично, а только случайно сталкиваетесь с ними на улице, в магазине, университете или еще теснее – в маршрутке в час пик. Но была ли у Вас в действительности возможность поговорить с подобным человеком, узнать о том, как и чем он живет, что его радует и расстраивает, во что он верит и что не любит, и задать волнующие Вас вопросы? Может быть, после этого Вы поменяете свое мнение и разглядите в представителях той или иной группы - людей, а не стереотипы.
На первой в Воронеже «Живой библиотеке» Вы можете познакомиться с бывшим полицейским, матерью тяжелобольного ребенка, ВИЧ-положительным, геем, лесбиянкой, правозащитником, студентом из Ирака, путешественником, кришнаитом, девушкой, принявшей ислам.
Главная идея Живой библиотеки - понимание. Никто нас не заставляет соглашаться, уважать или даже любить иной образ жизни, поведение, обычаи, чувства, но по крайне мере мы можем попытаться понять и принять их. А это и есть основа толерантности и ненасилия в обществе.
Очень важно, что «Живые книги» дают своим «читателям» возможность задавать такие вопросы, которые очень непросто задать в обычной жизни, или вопросы, которые не зададут из страха прослыть расистом. На «Живых Библиотеках» не бывает глупых вопросов. Люди, которые участвуют в мероприятии в качестве «живых книг», постараются искренне ответить на любой ваш вопрос. Они становятся книгами не только для того, чтобы рассказать свои истории. Они делают это, чтобы их истории помогли создать общество, в котором могут мирно сосуществовать разные люди.
Мероприятие пройдёт в рамках международной Акции «Стоп расизм!». Партнёрами «Библиотеки» в Воронеже стали международное Молодёжное Правозащитное Движение (МПД), Сеть против расизма и нетерпимости (YNRI), Централизованная библиотечная система (ЦБС), организаторы «Живой библиотеки» г.Москвы.
Будем рады видеть Вас на проекте «Живая библиотека»!»
Не скрою, я вначале не придал этому письму большого значения. Однако затем, прочитав внимательней, решил все-таки сходить, что называется, из чистого любопытства. Свои впечатления постараюсь изложить в этом посте.
В назначенный день в 16.00 я подхожу к монументальному зданию Дворца молодежи, где когда-то при проклятом царизме жили и работали воронежские губернаторы.
Поднимаюсь на второй этаж. За столом, установленном на площадке между двумя лестничными пролетами, сидят две девушки. На столе обращаю внимание на табличку «Живая библиотека». Здороваюсь. Девушки выдают мне билет, предварительно спросив, с кем бы я хотел пообщаться, т.е., какую «книгу» я бы хотел прочитать.
Мне хотелось встретиться с путешественником, но выяснилось, что как раз он то и не пришел по каким-то личным обстоятельствам. Из оставшихся «книг» я выбрал для начала правозащитника, решив, что начинать своё «плавание по книжным морям» надо с чего-то хоть немного знакомого.
Прохожу в зал, где мне указывают на стол. За столом уже сидят несколько молодых людей, как потом выяснилось, студентов факультета журналистики. В глазах молодежи – неподдельный интерес. Почти одновременно со мной за стол садится симпатичная девушка Вика, с которой мне уже приходилось иметь дело в связи с работой наблюдателем на выборах, а также по разным экологическим вопросам.
- Чьи права вы защищаете? – задает вопрос правозащитнице один из молодых людей.
- Как чьи? Людей, конечно – со смехом отвечает Вика, после чего переходит к планомерному изложению. Привожу основные тезисы её «лекции».
- При наших российских реалиях государству периодически приходится напоминать о взятых на себя правовых обязательствах. Иными словами, защищать права граждан приходится как раз в случаях столкновения их интересов с интересами государства.
- Например, если вас ночью подкараулили, дали битой по башке и отобрали кошелек, то здесь мы не сможем защитить ваши права. А вот если после такого случая у вас в милиции отказались принять заявление, то тогда уже наступает наша сфера деятельности. Мы помогаем гражданам при решении подобных вопросов в судах и при административных делах.
На вопрос, кто финансирует их деятельность, Вика ответила прямо и без утайки:
- В зависимости от проекта. В основном иностранные фонды (Вика назвала несколько). Российских денег мы уже года четыре не получали. Помните дело Ходорковского? – слушатели дружно закивали. – Он был единственным представителем большого бизнеса, который финансировал правозащитные организации.
- Какими соображениями руководствуются те, кто вас финансирует? – задал вопрос ещё один студент. Вика на секунду задумалась.
- Есть в мире неравнодушные люди, которые готовы ехать хоть в Африку, хоть на край света. Они просто не могут спокойно жить, зная, что где-то убивают, бьют и пытают людей или просто нарушают их права.
- С этой точки зрения даже на Украине свободы больше. – Вика явно воодушевляется. - Там есть в конституции пункт о свободе собраний и … всё. Значит, граждане имеют право собираться, где им вздумается и по какому угодно волнующему их вопросу. У нас же помимо конституции есть ещё куча так называемых подзаконных актов. Те есть, мы обязаны в таком случае уведомить власти, получить разрешение и так далее.
- Правозащитным организациям постоянно стараются затруднить работу. Даже налоги с нас, хоть мы и некоммерческие организации, берут двадцать пять процентов. А ещё мы периодически должны отчитываться перед минюстом, прокуратурой, МВД и так далее.
- Формально должности уполномоченных по правам человека есть и в государственных структурах. То есть, они обязаны проверять деятельность чиновников, которым сами же и подчиняются – Вика горько усмехнулась.
Студентов явно интересовал рассказ правозащитницы, они внимательно слушали, часто переспрашивали и под конец даже попросили координаты воронежских правозащитных организаций. Одна девушка даже робко спросила:
- А как можно вступить в вашу организацию?
Следующей моей «книгой» был студент из Ирака. Разговор с ним получился довольно оживленным.
- Сначала я даже хотел здесь остаться. Мне после Ирака здесь все нравилось – свобода, дешевизна, девушки. Но … - Мухаммед (так он нам отрекомендовался) вздохнул – не понимают нас здесь. Больше года встречался с девушкой и … безрезультатно. Её родители наотрез были против меня. «Иностранец» и … все тут. А мне ведь скоро тридцать.
- Вернусь в Ирак. – продолжал Мухаммед - Там с высшим образованием работу всегда найду. А у нас высшее образование тяжело получить.
После последних слов мы насторожились.
- Нет, образование у нас бесплатное. – предварил собеседник наш вопрос - И среднее, и высшее. Но поступить тяжело и учиться тяжело. В день по восемь часов занятий. Спать некогда! И зачет у нас не купишь! Профессора слишком много получают.
Дальше разговор перешел на ситуацию в Ираке.
- Народ сейчас живет лучше, чем при Саддаме. – охотно отвечал посланец Востока. – Свободы стало больше. В стране больше трехсот партий. А ведь раньше, если у тебя родственники не состоят в партии Саддама, то и в институт не возьмут. Но – тут наш собеседник погрустнел – взрывы периодически случаются. У меня родственников убило. Политики власть делят…
Один из слушателей задал Мухаммеду вопрос.
- Сможет ли Ирак стать богатой страной, как Катар или Арабские Эмираты?
Наш собеседник задумался.
- Вряд ли. В Катаре Израиль и США хозяйничают. А они и школы строят, и больницы и инфраструктуру создают. А у нас власти разве такое допустят? Они лучше сами все разворуют.
- Значит – не удержался я – Надо звать американцев и израильтян, и тогда все будет хорошо?
- Получается, так – Мухаммед улыбается.
На том наша беседа закончилась.
Беседа с девушкой, принявшей мусульманство, оказалась мало интересной. Собеседница не отличалась многословием, и каждое слово из неё приходилось почти вытягивать. Не дождавшись конца беседы, я перешел к другому столу, про себя подумав: «Если тебе вера не позволяет разговаривать с неверными, то не приходила бы вообще».
Моя последняя «книга» представляла собой бывшего сотрудника милиции, не прошедшего аттестацию, и теперь оспаривающего решение комиссии в судах. До того наш собеседник проработал в милиции восемнадцать лет, имея кучу поощрений, которые почему то не пошли ему в зачет.
На наш вопрос о причинах такого неблаговоления со стороны начальства, бывший майор милиции ответил однозначно:
- Моя общественная деятельность. Я уже несколько лет участвую в проекте «Суд присяжных». В школах мы устраиваем театрально-ролевые представления, опираясь на реальные судебные дела. По делам проекта дважды ездил за границу. Меня начальство на аттестации спросило: «Как ты ездил за границу?». Отвечаю «По приглашению». «А почему нас не пригласили?» - отвечали высокие милицейские (ой, простите, полицейские!) чины.
На вопрос курсантов института МВД бывший майор милиции с воодушевлением описал несколько героических эпизодов из своей трудовой биографии.
Я спросил, как повлияло на милицию переименование в полицию, на что майор среагировал мгновенно:
- Резко отрицательно! – после чего пояснил – С нас сейчас требуют показатели. Сколько наркопритонов выявлено? Сколько краж раскрыто? «Но, смотрите, говорят, чтобы было все законно». Вот сотрудники и стараются «законно». Ради новой зарплаты и премиальных кто не постарается?
- Возобладала философия Глеба Жеглова – продолжал опальный мент - «Вор должен сидеть в тюрьме!» А какими путями он туда попадет – не важно! А ведь Жеглов у Вайнеров – отрицательный персонаж. Это уж он под влиянием таланта и обаяния Высоцкого он в герои попал.
В заключение я попросил у нашего собеседника координаты. В конце концов, «Суд присяжных» - интересный проект. Может быть, предложить его осуществить у нас в институте?
В качестве еврея присутствовал мой сосед Саша. Я решил, что мы с ним и так всегда сумеем поговорить. С геем, лесбиянкой и кришнаитом я встречаться не пожелал. Наверно, я ещё недостаточно для этого толерантен!
Благодарю организаторов, прощаюсь и направляюсь к выходу.