|
Страницы истории
Методическая разработка праздника, написанная одним из основателей движения П. П. Смолиным
День Птиц в СССР проводится уже более десяти лет, но в большинстве случаев он носит характер «кампании» и только юннаты-передовики продолжают работу по охране и привлечению птиц в течение круглого года.
В 1941 году, когда перед советской школой четко был поставлен вопрос о выработке сознательной дисциплины, привитии трудовых навыков и тесной увязке теории с практикой, работа по изучению, охране и привлечению птиц должна охватить широкие массы школьников. Ни одного разоренного гнезда в окрестностях пионерского лагеря, ни одной рогатки в руках школьников!
Охраняя птиц, истребляющих вредных насекомых и грызунов, дети включаются в активную борьбу за урожай 7–8 миллиардов пудов зерна, в борьбу с мухами и комарами — разносчиками заразных болезней, в борьбу за охрану садов и лесов от вредителей. С этой целью московские юннаты организуют развеску гнездовий на пришкольных участках, в парках и огородах и т. д. каждая школа и каждое внешкольное учреждение должны изготовить не менее чем 5 скворешен.
День Птиц необходимо рассматривать как систему мероприятий по изучению, охране и привлечению птиц. Кружки юннатов и пионерские отряды должны быть основным активом в этой работе.
В оформлении выставки, карнавала, в выпуске стенгазет, в выступлениях с пением, декламацией, танцами и прочими художественными номерами должны принять активное участие школьные и внешкольные кружки художественной самодеятельности.
План мероприятий по проведению Дня Птиц.
1. Внутришкольные мероприятия (Составляющие основной фундамент проводимой работы).
1. Доклады о пользе птиц и мерах их охраны и привлечения.
2. Посвященные птицам собрания пионерских организаций (отрядные и звеньевые, линейки, костры и т. д.).
3. Выпуск посвященных птицам школьных, классных и отрядных стенгазет.
4. Поделка новых гнездовий и ремонт старых, пришедших в негодность.
5. Устройство школьной выставки и утренников ко Дню Птиц.
6. Подготовка художественных выступлений и художественного оформления колонны общерайонного праздника Дня Птиц.
7. Участие в проведении развески гнездовий и в общерайонном празднике Дня Птиц.
8. Участие в общегородском празднике Дня Птиц.
2. Общерайонные мероприятия.
1. Подготовка организационной части Дня Птиц.
1. Проведение инструкторского совещания с руководителями Дня Птиц в школах.
2. Помощь школам в подготовке и проведении Дня Птиц.
2. Подготовка и проведение производственной части Дня Птиц.
1. Проведение учета развешанных в районе гнездовий и выяснение возможности развески.
2. Организация и проведение инструктивной работы по поделке и ремонту гнездовий.
3. Проведение развески.
4. Закрепление шефства над развешенными гнездовьями.
5. Проведение учета заселенности гнездовий.
3. Подготовка и проведение районного праздника День Птиц.
1. Подготовка художественных выступлений.
2. Подготовка художественного оформления.
3. Проведение праздника с примерной программой: вступительный короткий доклад, короткая информация о проведении Дня Птиц в школах, организация развлечений по занимательной орнитологии (игры, викторины, шарады, загадки, ребусы), художественные выступления, демонстрация кинофильмов, посвященных птицам, проведение конкурсов на лучшую скворешню, лучшую организацию Дня Птиц, лучшее художественное выступление и художественное оформление.
3. Общегородские мероприятия.
1. Обеспечение проводящихся в школах лекций и докладов квалифицированными лекторами, докладчиками — членами орнитологической секции Общества Охраны Природы по заявкам школ и внешкольных учреждений.
2. Обеспечение производственной части Дня Птиц консультантами того же порядка.
3. Устройство выставок по охране и привлечению птиц в зоопарке, в 1-ом МГУ, в Гордоме Пионеров и в Гордоме Юннатов.
4. Проведение кино-демонстрации широкопленочных орнитологических фильмов («Остров белых птиц», «Семь островов» и др.).
5. Проведение докладов для организаторов Дня Птиц в районах для юннатского актива.
6. Проведение общегородских праздников Дня Птиц 23/Ш и 30/Ш в Московском зоопарке.
4. Методические и организационные указания.
1. Проведение районных праздников Дня Птиц приуроченных к весенним каникулам 23–30/Ш. Вся подготовительная работа должна быть проведена до начала весенних каникул.
2. Организаторами работ по району являются лица, выделенные от районных отделов народного образования и райкомов ВЛКСМ (с привлечением детпарка, агробиостанции, ДТС, Дома культуры и т. п.), причем из числа работников этих организаций должно быть выделено специальное лицо ответственное за проведения работы по Дню Птиц.
3. Лица, организующие в районах работу по Дню Птиц опираются:
1. на юннатские кружки и их руководителей;
2. на пионерский актив, пионервожатых и пионер-организации района;
3. на школьных работников и на школьное методическое руководство района.
4. В связи с этим к работе по проведению Дня Птиц в районе привлекаются: юннатские кружки и их руководители, работники райкома комсомола, ведающие пионерработой Дома пионеров, Дома художественного воспитания, Райпедкабинеты.
5. Организаторы Дня Птиц в районе устанавливают связь с общегородской комиссией Дня Птиц и персонально с консультантом, членом орнитологической секции Общества Охраны Природы, закрепленным за данным районом.
6. При организации подготовки необходимо в первую очередь обеспечить:
1. проведение инструктивного совещания с организаторами Дня Птиц в школах;
2. учет наличия гнездовий и мест для развески новых гнездовий (силами юннатов района);
3. подготовку новых и ремонт пришедших в негодность гнездовий;
4. подготовку художественной части (с помощью районного Дома художественного воспитания, райдомов пионеров, детпарка и т. п.).
7. Развеска гнездовий проводится независимо от праздника с учетом условий погоды.
8. Организаторы Дня Птиц в районах составляют план районных мероприятий и возможно короткий срок представляют его лично в Натуралистический кабинет внешкольного сектора МосГорОНО.
5. Справочный материал.
Лозунги по охране и привлечению птиц.
1. Охраняя птиц, мы участвуем в борьбе за ежегодный урожай 7–8 миллиардов пудов зерна.
2. Каждый пионер должен изготовить один скворечник и две кормушки для птиц (из наказа 1-го Всесоюзного пионерского слета).
3. Превратим День Птиц в постоянную работу по охране и привлечению пернатых друзей.
4. Повесив скворечник, охраняй его и наблюдай за его обитателями.
5. Работа по охране и привлечению птиц повышает сознательную дисциплину и прививает трудовые навыки.
6. Школьники, изучающие птиц, участвуйте в работе по их охране и привлечению.
7. Ни одного разоренного гнезда.
8. Охрана и привлечение птиц — важное звено работы по озеленению.
9. Юные опытники, помните, что птицы охраняют ваши урожаи.
10. Будем изучать жизнь наших пернатых соседей.
11. Берегите и привлекайте пернатых истребителей мух.
12. Охотники, изучайте пернатых хищников, учитесь распознавать среди них друзей.
13. Рогаточники, бросьте рогатки, займитесь стрелковым спортом.
14. Для скворечников с птенцами скворечни строим сами.
15. Тает снег, журчат ручьи, птицы с юга к нам летят.
П. П. Смолин
Возврат к списку
|
|