А. П. Яновский
Много лет назад на радио была очень популярна песенка с такими словами:
У нас сейчас зима,
метет-метет пурга,
И голосов почти не слышно
птичьих.
Но где-то там, вдали…
И то верно. За окном — тоска, глаз нечем порадовать. Птичьего щебета совсем не слышно. Такое ощущение, что в городе обитают только молчаливые голуби да замерзшие воробушки. Сейчас намного легче перечислить птиц, оставшихся у нас на зиму, чем назвать все виды пернатых, улетевших далеко на юг. Где-то там, вдали, перепархивает сейчас над водной гладью и наша теплолюбивая, изначально южная птица с «северным« названием… зимородок. Трудно сказать, откуда у сугубо летней птицы такое зимнее имя. Известный новосибирский орнитолог Алексей Яновский предположил, что когда-то с этой птицей был связан миф об ее зарождении зимой, в заморских странах, поскольку мало кому на настоящей родине удавалось обнаружить гнездо зимородка в норке на укромном берегу тихой речки.
Алексей Павлович не согласился с вашим корреспондентом, что птичий мир нашей области крайне скуден. По его словам, многие новосибирские птицы сказочно красивы, особенно весной, в период гнездования. И что интересно, именно обношенное за осень и долгую зиму оперение у многих видов придает птице, как ни парадоксально, очень нарядный облик. Это явление возникло благодаря тому, что у каждого перышка птицы к весне снашивается вершинка, которая поначалу имела маскировочную окраску и до сих пор скрывала подлинную красоту. Это очень удобно и самой птице, которой не требуется дополнительной смены оперения, чтобы к брачному сезону выглядеть по максимуму экстравагантно.
Пожалуй, непревзойденными рекордсменами по красочности оперения считаются птицы отряда ракшеобразных. Огромное большинство, а именно 190 видов этих ярких птиц обитает в тропических и субтропических странах. В окрестностях же Новосибирска можно встретить, да и то изредка, только четыре представителя разных семейств этого отряда. Два вида — ярко-синяя сизоворонка и золотистая щурка — в отдельные годы с теплой весной и жарким летом могут появиться вблизи южных окраин нашего города как редкие визитеры. Ближайшие места регулярного гнездования сизоворонок и щурок находятся юго-западнее Барнаула, в норах по обрывистым берегам реки Алей. Золотистые щурки там, так же как в Казахстане и Средней Азии, даже признаются нежелательными обитателями окрестностей пасек, поскольку их излюбленной добычей служат медоносные пчелы. У такой щеголеватой птицы и меню очень даже изысканное.
А вот венценосный бело-черно-желтый удод считается гнездящимся видом не только в окрестностях Новосибирска, но и на сотню километров севернее от него. Гнездо он устраивает в дупле, груде камней, норе или на чердаке деревенского дома. Алексей Яновский припомнил случай, как местные жители поселка Черный Мыс в Колыванском районе показали ему гнездо удода на чердаке своего старого неказистого домика. Они были поражены обликом этой редкой у нас птицы и рассказывали об удоде, как об инопланетянине. До этого по вечерам на песчаном склоне к пойме Оби раздавался его голос — глухое «уп-уп-уп». В соответствии с голосом удода и как-то «по-фараонски» звучит его научное (латинское) название «упупо эпос».
Зимородка местные жители называют синим рыболовом. По словам сотрудника Новосибирского института систематики и экологии животных орнитолога Алексея Яновского, зимородок — характерный обитатель многих сибирских речек и проток с тенистыми берегами и медленным течением. На север он расселился дальше других сородичей по отряду и встречается даже севернее Томска. Cпециалисты оценивают его численность на реках севернее Барабинска и Новосибирска по данным учетов в июле в среднем за несколько лет в 2 особи на 10 км береговой линии. От других ракшеобразных, у которых по четыре пальца, он отличается трехпалыми лапками, на которых передние пальцы срастаются у основания так же, как и у всех представителей этого отряда. Сразу после прилета, во второй половине апреля — начале мая, птицы приступают к гнездовым делам. Отверстие гнездовой норы помещается над водой и почти всегда скрыто ветвями деревьев. Иногда гнездо располагается и на некотором расстоянии от воды, до километра от речки. Нору роют вместе самец и самка клювом, выбрасывая лапками выкопанную землю. В зависимости от твердости грунта на эту работу уходит от 7 до 12 дней. За это время птицы выкапывают горизонтальный ход в земле, который может достигать одного метра. В конце этого хода делается широкая гнездовая камера. Однажды поселившись, птицы строго придерживаются выбранного места и занимают сделанную ими нору в течение нескольких лет подряд. Как и все гнездящиеся в норах птицы, настоящего гнезда зимородки не делают. В свежевырытой норе яйца откладываются прямо на голый грунт, иногда на небольшую подстилку, сделанную из сухой травы. Самка и самец насиживают кладку поочередно в течение 21 дня. Птенцы выклевываются голыми, но вскоре у них появляются перышки, покрытые колпачками, и птенец тогда похож на крошечного ежика. Птенцов кормит только самка. Самец же находится поблизости от гнезда, но участия в выкармливании птенцов не принимает. Закончив воспитание одного выводка, что бывает обычно в середине — конце июня, птицы могут гнездиться во второй раз в конце июня — начале июля. Зимородок кормится главным образом рыбками размерами не больше 60 мм. Кроме того, он ловит насекомых и может есть также моллюсков и земляных червей. Совсем редко пищей нашего зимородка становятся маленькие лягушки.
Часто синий рыболов подолгу сидит неподвижно на сучке стоящего над самой водой кустарника или даже на выступающем из воды камне и высматривает добычу. Нередко он с пронзительным криком летит над самой водой, иногда зависает в воздухе, быстро взмахивая крыльями. При этом он то поднимается, то опускается в вертикальном направлении. Увидев добычу, зимородок стремительно падает в воду, немного погружается в нее и, схватив рыбку, несет ее в клюве в нору или возвращается на свой наблюдательный пункт. Если перемещаться по речке на весельной лодке или с помощью слабого мотора, зимородок может долго сопровождать вас, перелетая от одного кустика к другому, а затем возвратиться к месту гнезда, пролетев рядом с вами. В лучах солнца его оперение переливается при этом всеми цветами радуги…