Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Вступи в Союз

PG-kobchik.jpg

Rozhdest-uchety.jpg

BG.jpg

Систематическая галерея
baner_Sturman.gif
agrol.jpg


 



Варакушка - голубое горлышко

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

муниципальное образование – городской округ

город Рязань Рязанской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества «Приокский»

Городской Центр детского экологического образования

Конспект занятия по экологии

«Варакушка - голубое горлышко»

(в рамках программы Союза охраны птиц России «Птица года»)

Авторы: Логинова Ольга Николаевна, Егоркина Светлана Николаевна, Митина Марина Анатольевна, педагоги дополнительного образования отдела экологии.

Благодарность: Водорезову Алексею Владимировичу, доценту кафедры физической географии и методики ее преподавания Рязанского Государственного университета им. С.А. Есенина, к.г.н., за предоставленный фрагмент фильма о варакушке (фильм размещен на сайте: http://www.rzn-ecolog.ru)

Занятие апробировано педагогами Митиной М.А., Егоркиной С.Н., Логиновой О.Н. во время выездных занятий в начальные классы школ города Рязани:

СОШ №№ 20, 35, 36, 38, 40, 41, 46, 60, 65, 66, 70

Занятие проведено Митиной М.А. в 3 «Б» классе МОУ СОШ № 51,

в рамках конкурса «Педагогический дебют – 2011»

Материал стал победителем Международной Педагогической Олимпиады в номинации «Использование современных образовательных технологий в обучении школьников начальных классов»

Рязань, 2011/2012 учебный год

Цель – содействие формированию у детей познавательного интереса, воспитанию бережного отношения к природе через знакомство с птицей 2012 года.

Задачи.

Образовательный аспект:

ü познакомить с особенностями внешнего облика, гнездования и поведения варакушки;

ü обсудить опасности, связанные с месторасположением гнезда варакушки.

Развивающий аспект:

ü формировать потребность у детей чувства восхищения от общения с природой;

ü способствовать развитию внимания, мышления, памяти, творческого восприятия и самостоятельного интереса в познании мира птиц.

Воспитательный аспект:

ü вызвать интерес и желание наблюдать за птицами и помогать им;

ü привлечь внимание к проблеме уменьшения численности данного вида в городе Рязани;

ü содействовать воспитанию чувства ответственности за свои действия в природе;

ü использовать здоровьесберегающий аспект в личном поведении.

Методические особенности:

ü использование природоохранной символики;

ü информирование и нацеливание учащихся на участие в мероприятиях, проводимых Союзом охраны птиц России и городским Центром детского экологического образования города Рязани (ГЦДЭО);

ü использование дополнительной информации в оформлении кабинета для управления развитием внимания воспитанников;

ü демонстрация слайдов презентации «Знакомьтесь, варакушка – птица 2012 года» и беседа о полученных знаниях;

ü использование интерактивного игрового приема «Манишки и 2 звездочки (белая и красная)»;

ü просмотр фильма «Варакушка» и дополнительные комментарии;

ü проведение физкультминутки с использованием приема «Расскажи стихи руками»;

ü итоговая рефлексия «Бусинки», развитие мелкой моторики;

ü начало выполнения и обсуждение творческой работы для завершения её дома.

Дети узнают:

ü о программе «Птица года» Союза охраны птиц России,

ü о главных отличительных особенностях внешнего облика самца и самки варакушки;

ü об угрозах и опасностях для птицы, о правилах поведения в природе.

Дети научатся:

ü определять самца варакушки по основному признаку – голубому горлышку;

ü быть ответственными за свои поступки в природе.

Оборудование:

ü эмблема Союза охраны птиц России (СОПР);

ü изображения самца и самки варакушки;

ü портрет Барри Коммонера;

ü Красная Книга Рязанской области;

ü мультимедиа для воспроизведения презентации и просмотра видеофильма;

ü презентация «Знакомьтесь, варакушка – птица 2012 года»;

ü информационные листы «Английское название варакушки», «Международный День птиц», «Лозунги в защиту варакушки», «Словарь новых терминов»;

ü 2 манишки, выполненные под цвет оперенья самца варакушки, и 2 звездочки (белая и красная);

ü фильм «Варакушка» из цикла «Птицы средней полосы России» («Среда обитания», рязанское телевидение, 9 канал); автор Водорезов А.В.;

ü раздаточные материалы: стихотворение «У ручья – варакушка», лист для творческой работы, цветные карандаши;

ü визитки ГЦДЭО;

ü в коробочке – набор для итоговой рефлексии (желтая ленточка, 3 цветные бусинки: голубая, зеленая, коричневая).

Ход занятия:

1. Вводные слова педагогов на фоне слайдов № 1 и № 2 презентации «Знакомьтесь, варакушка – птица 2012 года».

Городской Центр детского экологического образования много лет сотрудничает с Союзом охраны птиц России (эмблема СОПР). С 1996 года эта общественная организация проводит кампанию «Птица года». Птица года, как символ года, выбирается по определенным принципам.

Мы нацеливаем вас на участие в программе СОПР. Информацию можно найти на сайтах http://www.rzn-ecolog.ru и http://www.rbcu.ru (визитки ГЦДЭО – на столах).

Сообщение темы и задач урока. А первый шаг мы с вами сделаем сегодня. Мы познакомимся с птицей 2012 года – варакушкой. Тема нашего занятия «ВАРАКУШКА – ГОЛУБОЕ ГОРЛЫШКО». Наши задачи – не только познакомиться с этой птицей, но и подумать о том, что можно изменить в поведении людей по отношению к этой птице.

2. Основная часть. Союз охраны (голосом выделяем это слово) птиц России выбрал эту птицу не случайно. Если полистать Красную Книгу Рязанской области, то эту птицу мы там не найдем. Как вы думаете, по какому принципу ученые выбирают птицу года? (Ожидаемые ответы: сокращение численности, уменьшение мест для гнездования, загрязнение мест гнездования).

Работа с презентацией.

Слайд 3. Ближайшие родственники варакушки – соловьи. Варакушку иногда называют болотным соловьём (почему?). Ожидаемый ответ: варакушка – родственник соловью, живёт по берегам около водоемов с густой растительностью.

Слайд 4. Другие названия варакушки. Народные названия варакушки: зорька, синегрудка, синешейка, лазоревка, В Англии варакушку любовно называют – «голубое горлышко» (обратить внимание на английское название: Bluethroat).

Слайд 5. На карте нашей страны отмечены места обитания варакушки: практически повсеместно (кроме северных тундр и некоторых таежных районов).

Слайд 6. На фото – любимые места обитания: кустарниковые заросли вблизи водоемов, берега тихих речек, поросших лозняком, тростниками и негустыми ольховыми рощами.

Веселое упражнение с манишками. Вызываются два смелых мальчика и две заботливые девочки. Девочки повязывают мальчикам манишки (манишки выполнены в соответствии с окраской оперения птицы).

Беседа:

- Почему манишки повязывают мальчикам? (Ожидаемый ответ: потому что, только у самцов такая яркая грудка).

- Почему самцы яркие, а самки незаметные? (Ожидаемый ответ: самцы привлекают внимание, самки на гнездах должны быть незаметными).

Сверху на манишки прикрепляем белую и красную звездочки. У варакушки встречаются две формы: белозвездная и краснозвездная. Некоторые ученые считают их представителями разных подвидов: североевропейского (краснозвездная) и центральноевропейского (белозвездная).

В подтверждение нашей беседы – просмотр слайдов 7 и 8 в качестве вывода по вышесказанному.

Слайды 7 – 8. Внешний вид варакушки. Еще раз посмотрите: горло и грудь варакушки – голубые с красным (рыжими) или белым пятном (краснозвездная и белозвездная). Спина и крылья оливково-серые, иногда бурые. Хвост у основания рыжий, на конце чёрный.

Яркий наряд самец носит только весной, потом оперение бледнеет. Почему же молодая птица тоже не имеет ярких перьев? (Маскировочная окраска).

Физкультминутка с использованием приема «Расскажи стихи руками».

Варакушка – очень подвижная птица, давайте и мы с вами подвигаемся, попробуем рассказать стихотворение «У ручья – варакушка» с помощью своих рук. Текст лежит у каждого на столе, читаем стихотворение (автор стихотворения Логинова О.Н.). Встаем рядом со своей партой, произносим слова и повторяем движения.

У ручья – варакушка,

Движение рукой – волна

Голубое горлышко,

Ладонью поглаживаем своё горло

Белобровушка.

Указательными пальцами проводим по линии бровей, начиная от переносицы

Средь корней ивушки

Нагибаемся, показываем корни

Свила своё гнездышко.

Поднятыми ладонями показываем, как перевиваются травинки.

Соединёнными ладошками показываем гнездо

Просмотр фильма «Варакушка» из цикла «Птицы средней полосы России». Во время просмотра фильма на фоне музыкальных заставок – комментарии педагога о распространении варакушки на территории России, её месте обитания, типе питания птицы, особенностях передвижения и о том, что фильм снят рядом с жилыми домами на окраине города Рязани, в одном из микрорайонов города, в пойме реки Оки. Фильм, продолжительностью всего 4 минуты, снят с большой любовью и с небольшой интригой; фильм создан талантливым автором областной программы «Среда обитания» на рязанском телевидении Алексеем Водорезовым.

Продолжение работы с презентацией.

Слайд 9. В России птицу не случайно назвали варакушка, давайте послушаем, как она поёт. Голос птицы бывает разным, но в нём можно услышать слово «варак».

Слайд 10. Гнездо варакушки – на земле. В первой половине июня самка откладывает 4-6 яиц оливкового цвета с небольшими бурыми пятнами. (Маскировочная окраска).

Слайд 11. Летом варакушки питаются околоводными насекомыми. Осенью поедают плоды и семена растений.

Начало выполнения творческой работы.

На столах лежит лист бумаги с изображением самца и самки варакушки.

Раскрашиваем брачный наряд самца варакушки: голубое горлышко, рыжую и черную полоски, отделяющие манишку от беловатого брюшка, хвост с рыжеватым пятном у основания и Т-образной полосой (продольной посередине и поперечной у вершины).

Оставшуюся часть творческой работы выполняем дома.

Продолжение работы с презентацией.

Слайд 12 -13. Опасности для варакушки. Беседа о том, что гнездо птица строит на земле и отсюда много опасностей. Это и бездомные кошки, которые охотятся на птиц. Это и поджог травы весной – весенний пал. Это и загрязнение водоемов и прибрежной зоны. В пространстве классной комнаты, в разных местах прикреплены 3 лозунга об опасностях и угрозах в жизни варакушки. Педагог предлагает найти эти лозунги, вслух их прочитать, прокомментировать.

В разных местах классной комнаты висят лозунги, сочиненные учащимися начальной школы № 36 города Рязани:

- Водоёмы загрязняют,

А варакушки страдают!

- Сухая трава весною горит.

«Стойте!», -

Варакушка нам говорит!

- Бездомные кошки по лугу гуляют –

Птичьи гнёзда они разоряют!

Подумайте о лозунге, который вы бы могли сами сочинить. В домашней работе напишите добрые слова для варакушки, обращения к людям о бережном отношении к природе, подумайте, что вы можете сделать для того, чтобы варакушка радовала нас своим пением, может кто-нибудь из вас напишет стихи про эту птицу, а к весне сделает домик для перелетных птиц.

И задумайтесь о том, каким должно быть наше поведение у реки, во время весенних семейных дней отдыха в природе или встреч с друзьями на берегу водоемов!

Итоговая беседа: еще раз делаем выводы: опасности в жизни птиц, гнездящихся на земле, - поведение людей в природе с учетом этого.

Слайд 14. Читаем стихотворение Павла Барто «Краснозвёздная варакушка».

Слайд 15. Спасибо за внимание!

3. Итоговая рефлексия «Бусинки». На столах в коробочках лежат ленточки и бусинки. Возьмем голубую бусинку – это вода, воздух, небо. Возьмем желтую ленточку – символ солнца, солнечный лучик. Тепло и свет нашей планеты. Голубую бусинку наденем на ленточку. Возьмем зеленую бусинку – это растения, это легкие нашей планеты, красота и здоровье. Коричневая бусинка – это символ жизни на планете: почва, окраска животных, кровь, которая течет в наших сосудах.

А если снова посмотреть на брачный наряд самца варакушки и на бусинки, то какие ассоциации возникают у вас? (Ответы детей: у самца есть голубое горлышко, зеленым отливает спинка, хвостик оранжево-коричневый). Давайте поможем завязать эти ленточки на руках друг у друга. Солнечный лучик объединяет нас всех. Даёт жизнь и варакушке, и растениям, и нам с вами, связывает всех, как в первом законе американского эколога Барри Коммонера «Всё в природе взаимосвязано». Именно взаимосвязи между неживой и живой природой изучает наука экология, наука о доме – природе. Именно о влиянии человека на жизнь птиц, домашних питомцев в окружающей человека природе, о самом поведении человека в природе будет напоминать нам природоохранный символ 2012 года – птица варакушка – голубое горлышко.

Домашнее задание: раскрасить контурный рисунок – символ на весь 2012 год и написать лозунг-обращение в защиту варакушки.

Список литературы и информационные источники:

1. А. Брем. Жизнь животных современная версия.- М.: Издательство ЭКСМО, 2002. 960 с.

2. А. Брем. Птицы том 2. – М.: Издательство АСТ, 1999. – 592 с.

3. Большой энциклопедический словарь Биология, гл. редактор М.С. Гиляров – М. Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 1999.

4. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999, 265с.

5. В. Волина. Этимологический словарь. С.-Пб: издательство «Дидактика Плюс», 2000.

6. Михайлов К.Е. Птицы мира. М.: мир энциклопедий Аванта+, 2008.

7. Экологический цент «Экосистема», сайт: http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/149.php

8. Союз охраны птиц России, сайт: http://www.rbcu.ru

9. Городской Центр детского экологического образования, сайт: http://www.rzn-ecolog.ru

10. http://redbooksam.ru

11. http://www.zoovod.ru

12. http://www.birds.kz


Возврат к списку

Forum.jpg
 
Fotogallery.jpg

LEP.jpg

Literat.jpg

KOTR.jpg

KOTR_karta.jpg

Blogi.jpg


© 2003-2021 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media