О стриже – Птице 2014 года в России – мы знаем немного. Они стрижат (или стригут?), они спят в воздухе, они не могут взлететь с земли. Недалеко от истины, да. Правда, гораздо больше о стрижах мы НЕ знаем, даже будучи орнитологами. Эти птицы действительно во многом уникальны, и не все свои тайны они собираются раскрывать.
Тем не менее, стрижа знает всякий, и это хорошо. Правда, многие путают его с ласточкой. Сходство этих птиц проистекает от общего образом жизни: и те, и другие много летают, ловят насекомых в воздухе. Ласточек-береговушек иногда зовут «стрижками». Но если вы увидели стрижа вблизи, вы понимаете, что ласточке он не родня, это совсем другая птица – его взгляд, немного меланхоличный, немного хищный, не узнать трудно. Стриж более близок к другим уникальным летунам – колибри. Впрочем, нектаром он не питается, а ловит своим большим ртом насекомых в воздухе. Изучая питание стрижей, удивляешься, как много разных беспозвоночных способны взлететь – самостоятельно или с помощью восходящих потоков воздуха. Даже жуки и пауки попадают в стрижиный клюв. За день, чтобы прокормиться, нужно собрать десятки тысяч «насекомышей» - причем в воздухе, а не на земле, поскольку стриж действительно не способен садиться на землю и ходить по ней. Взрослая птица оказывается на грунте только случайно. Взлететь-то она потом может, но с большим трудом, отталкиваясь крыльями. Маленькие ножки стрижа приспособлены не для хождения, а для цепляния к вертикальной поверхности – у него все четыре пальца направлены вперед. Латинское название птицы – «apus» – и связано с тем, что ноги очень маленькие. Происхождение русского названия неоднозначно: может быть, оно происходит от резкого голоса «стрии», а может, оттого, что птицы в полете как бы стригут воздух своими длинными крыльями.
Гнездо у наших стрижей простенькое – небольшая кучка перьев и соломинок. Всё, что птицы могут поймать в воздухе, они складывают вместе и склеивают слюной. Азиатские родственники наших стрижей – саланганы – из той же слюны сооружают на скалах чашеобразные гнездышки. Именно эти конструкции называются в Юго-Восточной Азии «ласточкиными гнездами» и высоко ценятся местными гурманами. Птичек «обирают», чтобы продать свежепостроенные гнезда любителям или в ресторан.
Ну, а более близкие к нам виды стрижей довольствуются дуплом, скворечником, скальной нишей или полостью в стене. Видимо, европейские стрижи освоили житье в постройках человека после того, как леса Европы были изрядно сведены. Интересно, что в Восточной Сибири черный стриж селится только в лесных дуплах, а вот его родственник – стриж белопоясный – никогда этого не делает и гнездится в скалах. Поэтому здесь белопоясный стриж охотно идет в города и поселки, а черный стриж их избегает. А вот в Монголии и в Китае черный стриж, наоборот, вполне заселил постройки: с деревьями там проблема.
Стрижи – одни из поздно прилетающих и рано улетающих птиц. Ничего странного в этом нет, это насекомоядные птицы, причем собирающие корм в воздухе. Примерно 90 дней стрижи проводят в наших широтах. Даты прибытия, как и сроки отлёта, отличаются изрядным постоянством. Один и тот же хозяин гнезда может появляться день в день. Пара стрижей может селиться в одной и той же нише в течение многих лет.
Правда, когда за стрижами стали наблюдать через веб-камеры, оказалось, что если один из членов семьи запоздает, его место могут занять… А если опоздавший все-таки возвращается и находит своего супруга (или супругу) в новом браке, в гнезде начинается упорная баталия. Борьба иногда длится много часов, птицы пытаются друг друга выгнать до полного обессиления. Победить может как тот, так и другой стриж. В ходе баталии могут пострадать и яйца, если уже отложены.
Тем не менее, найти стрижа на следующий год в том же домике – дело обычное. Благодаря этому можно изучать миграцию стрижей, надевая на них геолокаторы. Миниатюрный прибор весит меньше грамма и регистрирует, как минимум, точное время захода и восхода солнца. Через год птица с большой вероятностью вернется в свое гнездо. Поймав ее, можно снять геолокатор и, считав его показания, вычислить, где стриж побывал за это время. Узнали, например, что черные стрижи из разных районов Западной Европы зимуют в разных частях Африки близ экватора. А швейцарский белобрюхий стриж за год провел в воздухе без посадки 200 дней! Ему-то точно пришлось спать в воздухе. Всё это предполагали, но теперь удалось доказать.
Однако, что делают стрижи в воздухе ночью – пока неизвестно. Иногда по вечерам они стаями поднимаются куда-то вверх и возвращаются под утро.
Еще одна уникальная черта стрижа – его птенцы на уровне инстинкта знают, куда надо лететь на зимовку. Поэтому родители, выкормив потомство, в начале августа могут отбыть к югу. А молодые некоторое время остаются в гнезде и потом улетают самостоятельно. Однако им может помешать погода – ветер, холод, дождь. Тогда стрижата становятся заложниками ненастья. Ведь кормить их некому, а энергия расходуется. В холод птенцы могут впасть в своего рода спячку, но только на несколько дней. Неудачно выбравшись из гнезда, молодой стриж может оказаться на земле, а взлететь оттуда сам не сможет, особенно если еще не дорос. И дальнейшая его судьба зависит от того, попадет ли птичка в нужные руки. Бывает и так: найдут на тротуаре «соколёнка», а пока разберутся, кто это и как за ним ухаживать – увы, предпринимать что-либо оказывается уже поздно…
Если стрижонок цел и невредим, дорастить его не так уж сложно, хотя и хлопотно. Кормить желательно насекомыми, а заменяющие корма подбирать тоже с оглядкой: одни портят оперение, другие не очень укрепляют птицу. Пищу птенец требует часто. Зато через пару недель он взлетит с вашей руки, и после этого за него можно не переживать: ловить мух с комарами сам научится.
Если же птица повредила крылья – беда. Стриж приспособлен к вечному полету и в неволе живет плохо. Но есть энтузиасты, которые сумели найти со стрижами общий язык. «Инвалиды» у них на попечении живут до десяти лет и более.
Наши летуны, нужно сказать, для своего размера – долгожители. Для них, судя по данным кольцевания, 10-12 лет жизни – нередкий случай, а если повезет, стриж может дожить до 17 лет и даже до 21 года. Птицы сходной величины обычно живут менее 10 лет.
Современные строительные технологии таят для стрижей новую угрозу. В лесу найти старые дуплистые деревья не так-то просто: их вырубают. Поэтому стрижи и двинулись в города. Одноэтажные домики им не подходят: слишком низко – ведь, чтобы полететь, стрижу нужно спрыгнуть с высоты в несколько метров. В старых «хрущевках», крытых шифером, можно загнездиться под крышей или в вентиляции, в деревянных двухэтажках – под наличником. А вот в новом доме из монолит-бетона – где?
В Западной Европе, в связи с новой застройкой и реконструкцией старых домов, эта тема встала очень остро. Страдают, оказалось, не только стрижи, но и летучие мыши, в том числе редкие виды. Поэтому местные любители птиц и природоохранные организации налаживают контакты со строителями. И во многих местах – успешно. Где-то оставляют ниши, где-то вешают специальные домики или замуровывают их прямо в стены. С дворниками тоже приходится договариваться: за лето колония стрижей может изрядно запачкать тротуар под гнездами. Но с нашими уникальными летунами город куда живее, чем без них.
И. Фефелов