На странице 18 старинного трактата о птицах Джиовании Пьетро Олина, напечатанного в Риме в 1622 г., описывается скворец, а против текста помещена гравюра (сделанная, по-видимому, Темпеста или Вилламена). На этой гравюре на первом плане изображен скворец, а позади – глиняный горшкоподобный сосуд с отверстием, прикрепленный к дереву. Это одно из самых ранних, насколько знаю, изображений искусственного гнездилища для скворца, во всяком случае, в книге орнитологического содержания.
Есть и более старые изображения таких скворечников. Триптих, написанный Герардом Давидом из Брюгге около 1500 г., изображает глиняные гнездилища, развешанные на стене: из летков этих урн или горшков вылетают самые разнообразные птицы.
Можно полагать, что подобного рода скворечники были широко распространены в Голландии уже в раннем средневековье. Но не в других странах, так как в известной «Орнитологии» итальянца Альдрованди прямо указывается, что эти скворечники – изобретение фламандцев. Альдрованди (1599) пишет: «Как я слыхал, голландцы устраивают для скворцов даже искусственные гнездилища, подобные тем, которые мы описывали в главе о воробьях, на местном наречии называемые Spraewe-potten, т. е. сосуды для скворцов». Упомянутый выше пьемонтец Олина так же называет глиняные скворечники «изобретением фламандцев».
Фламандская живопись показывает, что такие скворечники применялись – насколько пока можно судить по литературным и иным источникам – только фламандцами. Каково же было их назначение и устройство?
Очень показательны в этом отношении слова неоднократно упоминавшегося Олина. Он пишет: «Чтобы ловить скворцов, которые привыкли гнездиться под крышами и на зданиях, к стене зданий, где они выводятся, обычно прикрепляют сосуды из непокрытой глазурью терракоты, имеющие форму кувшинов, употребляемые крестьянами, с одной стороны плоских, с другой выпуклых. У них на плоской стороне имеется отверстие, достаточное для того, чтобы просунуть руку. Сосуды прикрепляют к стене так, что к ней прилегает их плоская поверхность. Скворцы и воробьи занимают эти сосуды для гнездования. Когда молодые подрастут, их выбирают из сосуда, и птицы в результате этого имеют несколько кладок».
Для чего же применялись эти сосуды? Молодых птенцов попросту ели, – никаких мотивов охраны и тому подобных, фламандцы, применяя искусственные гнездилища для скворцов, не имели.
Это был, по-видимому, местный обычай, исчезнувший после того, как с развитием хозяйства он утратил свой практический смысл.
Охрана скворцов и применение деревянных скворечников – они, как, известно, получили теперь повсюду широчайшее распространение – в Западной и Средней Европе дело новое. Они появились в ХIХ в, не раньше. Голландский горшок-скворечник, таким образом, не оказал влияния на развитие охраны и привлечения птиц, в первую очередь – скворцов.
Однако деревянный скворечник был известен в Силезии и Лаузитце, в восточной Германии. В известной книге Каспара Швенкфельда (1603) упоминается, что скворцы гнездятся в дуплах, но часто и в искусственных дуплянках, которые прикрепляются к дереву или выставляются на шесте на домах. Но и тут никаких мотивов и побуждений природоохранительного порядка или этических не было, так как Швенкфельд совершенно недвусмысленно говорит: «Птенцы нередко поедаются бедным населением, и крестьяне отрывают скворчатам головы». (Считалось, что головы птиц имеют горький вкус).
Для истории скворечника и охраны скворцов и птиц вообще чрезвычайно существенен один факт. В середине XVIII века деревянные скворечники имели чрезвычайно широкое, по-видимому, повсеместное распространение в России. Нам не удалось провести детальное изучение более старых источников – это задача будущего. Но нет сомнений в том, что в середине ХVIII века устройство деревянных скворечников уже было в России старым народным обычаем.
Знаменитый Паллас, путешествовавший по России в начале второй половины ХVIII столетия, пишет о скворцах в своей «Зоографии» (1811): «Во всей России, в особенности в умеренной полосе и на юге, встречаются в большом количестве и пользуются большой заботой, как со стороны христианского, так и языческого населения. У домов ставят на высоких шестах сосуды или сделанные из коры ящички, чтобы привлечь туда на гнездовье скворцов – доверчивых и смелых; скворцов не преследуют, и за преступление считается, если гнездо разоряется или убивают скворца в окрестностях деревни; донские и уральские казаки также считают такие поступки преступными».
В известной «Книге для охотников» Василия Левшина (первое издание вышло в 1774, второе – в 1779 г.) читаем: «А в Крыму, Малороссии и во многих местах России водятся скворцы по дворам под застрехами, иные хозяева делают для них из бересты нарочные свертки, где им гнезда вить. Таковые дворовые скворцы приятным свистом увеселяют слух человеческий. Они кричат голосами разного рода птиц, все перенимают, что ни услышат у домашних и диких птиц».
Из этих источников совершенно ясно, что применение скворечников именно в целях охраны и привлечения скворцов, а не из «кулинарных» соображений, как в Голландии, уходит в России в глубь времен. Судя по всему, именно у сельского населения России впервые возникла мысль об охране птиц по этическим и эстетическим соображениям. Надо еще вспомнить о старом обычае выпускать птиц на свободу на Благовещенье. Современный деревянный скворечник – русское изобретение. С развитием идей охраны природы, начиная с двадцатых годов прошлого столетия, деревянный скворечник стал применяться и в Европе, причем распространение обычая выставлять такие скворечники началось – за русскими пределами – по-видимому, с Прибалтики. На о. Готланд Линней видел скворечники типа дуплянок у крестьян уже в 1741 г. Но долго еще, почти три четверти столетия, наш скворечник не продвинулся дальше на запад. Еще в середине ХIХ века деревянные скворечники не были известны в континентальной части Швеции. Только в начале пятидесятых годов прошлого века в Германии началось движение за применение скворечников.
Г.П. Дементьев
(перепечатано с сокращениями из сборника «Охрана природы»
№ 10, Москва, Изд-во ВООП, 1950. С. 152-158)