Если бы мне надо было выбрать птицу – символ России, то я предложила бы не орла, не журавля, не ласточку и не жаворонка, а буроголовую гаичку – пухляка. Смешно? А вы посмотрите на географическую карту. Больше двух третей России на ней – это леса, причем в основном из хвойных деревьев (ели, сосны, лиственницы) или с их участием. И зима на этой территории – со снегом, морозами – продолжается от четырех месяцев до полугода. Недаром российские любители птиц жалуются, что в Международные дни наблюдений птиц, которые проходят в первое воскресенье октября, много где большинство птиц уже улетели.
Разных птиц в российских лесах много. Но большая часть из них – перелетные. Пеночки, дрозды, мухоловки, коньки, славки и другие – все они проводят зиму в теплых краях: в тропиках Африки, Индии, Юго-Восточной Азии, в Средиземноморье. А если поближе – то в странах Западной Европы, на Кавказе и в Крыму. Птиц, зимующих в лесах России, совсем немного. И буроголовая гаичка – самая многочисленная из них. Это подтверждено многолетними учетами зимующих птиц, проводящимися на территории России и сопредельных регионов уже три десятка лет. На огромном пространстве – в Якутии, на Алтае, на Урале, в Башкирии, в Архангельской области, Карелии, Татарстане, Подмосковье, Брянских лесах – везде пухляк входит в число самых массовых зимующих птиц. И в другие сезоны, весной до начала мая, во второй половине лета и осенью, пухляки в лесах обычны и хорошо заметны. Только в мае-июне они как будто исчезают – становятся на время гнездования очень осторожными и мало заметными. Так что, если посчитать в среднем за год, то пухляк окажется в России одним из самых многочисленных, а может и самым многочисленным видом птиц.
Зимой пухляки, в отличие от своих ближайших родственников, больших синиц и лазоревок, не собираются к кормушкам в населенные пункты. Хотя с удовольствием посещают кормушки на опушках хвойного или смешанного леса. Они остаются в лесах – разыскивают спрятавшихся на зиму насекомых и пауков, семена, используют запасы корма, которые заготовили летом и осенью. В морозные зимние ночи пухляки прячутся в дупла или забираются под снег, в пустоты под корнями, нижними засыпанными ветками деревьев, под снежные шапки на ветвях.
Пухляки – завсегдатаи зимних синичьих стай хвойных и смешанных лесов. Впрочем, синичья стайка – название не совсем точное; кроме синиц (пухляков, лазоревок, больших синиц, московок, гренадёрок) в нее могут входить и другие птицы – желтоговые корольки, ополовники, пищухи, поползни, малый пестрый дятел. Птицы, перепархивая в кронах деревьев, постоянно попискивают, поддерживая таким образом связь друг с другом. Что-то вроде: «Вы здесь? – Я тут! Как дела? – Все в порядке!». Если же обнаруживается что-то опасное – например, птицы находят притаившуюся среди ветвей сову – начинают кричать громче. Более громкие сигналы раздаются и тогда, когда кто-то из членов стаи намеревается изменить направление движения, например, свернуть или перелететь через поляну.
Пары взрослых пухляков, которым весной удалось успешно вывести птенцов, круглый год придерживаются постоянного участка леса. Своих отпрысков, когда они вырастают (обычно это происходит ко второй половине июня - началу июля) родители прогоняют. Молодежь стайками кочует по лесам, а к зиме присоединяется к паре взрослых – но не своих родителей. С ними проводит зиму, весной же взрослые выгоняют их со своего участка, и молодым приходиться искать для гнездования другую территорию. Если кто-то из взрослых или оба не переживают зиму, их заменяют молодые птицы. Так участок обитания может существовать много лет – гораздо дольше жизни птицы (а она у пухляка в природе обычно не превышает 5 лет).
Питаться пухляки предпочитаю беспозвоночными: различными насекомыми, пауками, но в холодное время года охотно едят и семена. Семян же зимой в таежной зоне птицам доступно немного. Это семена бурьянных растений, торчащих из-под снега, семена березы, если они сохраняются до зимы, семена ольхи из шишек. Но особенно хороши как корм семена ели: по сравнению с семенами большинства трав и других деревьев они крупные и очень питательные. Недостаток таких семян как птичьего корма – то, что ель плодоносит не ежегодно, а раз в 3-4 года, и, соответственно, корм этот то есть, то его нет. Кроме того, большую часть времени чешуйки шишек плотно прижаты, и семена для мелких птиц, которые не могут их открыть, недоступны. Раскрываются шишки только в ясную, солнечную погоду, когда они нагреваются и высыхают. Обычно это происходит в конце зимы, в марте. Реже шишки открываются в ясные теплые осенние дни. Когда при большом урожае шишки раскрываются, и семена начинают высыпаться, еловый лес превращается в гигантскую кормушку, и множество птиц – и синицы, и вьюрковые, и куриные – активно кормятся еловыми семенами.
Пухляки в такое время не только наедаются вдоволь, но и запасают семена – прячут их в разные укромные места на стволах и ветках. Они могут запасать и другой корм, когда его много, в том числе и насекомых. Места, куда спрятан корм, синицы не запоминают, отыскивая его позже так же, как спрятавшихся на зиму насекомых, обшаривая подходящие укрытия. Получается общий «банк кормов» - запасы может найти и другая птица того же или близкого вида. Это отличает синиц от других запасающих корм птиц, например от соек и кедровок, прячущих на зиму желуди и орешки кедра. Эксперименты, в которых оценивали скорость отыскивания этими птицами своих и чужих запасов, показали, что свои кладовые кедровки и сойки помнят и отыскивают намного быстрее, чем чужие. Одна птица делает на зиму несколько сотен кладовых и запоминает, где они все находятся.
Добывать корм зимой пухлякам, как и другим синицам, позволяют специфические особенности их поведения. Главное – это их умение отыскивать скрытые кормовые объекты (спрятавшихся беспозвоночных, семена в соплодиях) и извлекать их: расклевывать укрытия, выковыривать, вытаскивать. Среди нашей орнитофауны это умеют далеко не все птицы. Например, трясогузка, пеночка, мухоловка или ласточка не могут извлекать спрятавшихся насекомых – у них нет для этого ни нужной программы поведения, ни специально устроенных клювов и лапок. Синицы же готовы расковыривать все, что угодно. Широко известна история о том, как в Англии обыкновенные лазоревки научились открывать вначале оставленные на улице у порога дома торговцами молочные бутылки, закрытые крышечками из фольги, а позже – пакеты с молоком.
У нас на Костромской биостанции был интересный случай, иллюстрирующий способность пухляков к поиску скрытых кормовых объектов. Как-то раз, размечая по лесу маршрут для учетов птиц, мы развесили на ветках бумажные «флажки» - сложили небольшие листки бумаги вдвое, надели на ветки и закрепили по бокам канцелярскими скрепками. Через несколько дней обнаружили, что пухляки «разгрызли» листки бумаги сверху. Видимо, решили проверить, не прячется ли кто-то в пустом пространстве между бумагой и веткой. Как же тщательно они обследуют, сканируют все возможные закоулки в заснеженном зимнем лесу! Кроме умения находить и расклевывать убежища насекомых и соплодия с семенами, синицам в их зимней жизни помогает еще одна способность – «подвешиваться» на ветвях сбоку и снизу, в том числе вниз головой, прицепившись на согнутых лапках и крепко ухватившись коготками. Движение, которое они при этом выполняют, напоминает подтягивание спортсмена на перекладине. Для человека это упражнение достаточно трудное. Синицы же, благодаря особенностям строения своих нижних конечностей, выполняют подобные движения без специального усилия сотни раз в день. Это позволяет им осматривать ветки со всех сторон и находить убежища насекомых, в том числе, и снизу, под ветвями и хвоей.
Всего по данным зимних учетов в лесах Европейской России зимой насчитывается около 20-25 миллионов буроголовых гаичек. Всего же их в России, вероятно, в 5-7 раз больше. Много то или мало? Удивительное совпадение – оказывается, что по численности пухляков в России примерно столько же, сколько людей… А в Европейской России пухляков по сравнению с людьми примерно в 4 раза меньше. Казалось бы, что птиц, особенно самых массовых, должно быть больше, чем людей. Но это не так. Кроме того, численность пухляков, зимующих на территории Европейской России, снизилась за последние три десятилетия более чем на четверть. Так, в 1980-1990-х годах их было по расчетам 26-28 миллионов, в первом десятилетии двухтысячных – 21-26, во втором – 19-20 миллионов. Причины этого снижения не до конца ясны; основные среди них, вероятнее всего – это массовые вырубки таежных лесов и изменения климата. Влажные зимы с оттепелями пухляки переносят хуже, чем многоснежье и морозы.
Любители птиц в России очень много внимания уделяют редким видам. Это, конечно, правильно. Но пример буроголовой гаички показывает, что пора уже задуматься и о массовых видах птиц – ведь, на самом деле, не такие уж они и массовые… Особенно если учитывать «экономику природы». Одна гаичка весит в среднем около 12 граммов; один человек – допустим – около 60 кг. То есть, по биомассе пухляк в 5 тыс. раз меньше человека. Если количество пухляков и людей по численности на территории России примерно одинаково, то во сколько же раз больше люди потребляют ресурсов? Понятно, что в тысячи раз. При такой нагрузке на среду обитания выживание даже для самых массовых видов, если они нуждаются не в антропогенной, а в природной среде обитания, становится непростым делом.
Обычно, когда речь идет о «птице года», то встает вопрос – что мы можем для этого вида сделать? Основное, что может помочь гаичкам, это охрана места их обитания – взрослых хвойных и смешанных, таежных лесов – от уничтожения, от вырубок и пожаров. Ну, и кормушка зимой в лесу или невдалеке от него, конечно, тоже пригодится.
Е.С. Преображенская