Поиск по сайту
Авторизация
|
Cобытия и Конференции
13.04.2010
VIII Всероссийский конкурс "Человек на земле"«Человек на Земле» VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов 2010–2011 г.г.
Учредители конкурса· Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию»
· Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» · Департамент образования г. Москвы · Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества · Российское геологическое общество · Всероссийское общество охраны природы · МИТХТ им. М.В.Ломоносова · Географический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова · Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова · Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН · Журнал «Химия и жизнь» · Союз охраны птиц России · Журнал «Мурзилка» СОСТАВ ЖЮРИ
Капица Андрей Петрович (председатель жюри), член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой рационального природопользования Географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Жердев Анатолий Витальевич (заместитель председателя), кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биохимии РАН
Ротина Елена Сергеевна (заместитель председателя), директор НП «Содействие химическому и экологическому образованию»
Стрельникова Любовь Николаевна (заместитель председателя), главный редактор журнала «Химия и жизнь»
Члены жюри: опытные педагоги, ученые, специалисты в области биологии, географии, химии и этнографии.
Адрес Оргкомитета: 119571, Москва, пр. Вернадского, 86, МИТХТ им. М.В. Ломоносова, (для Е.С. Ротиной) телефон/факс: (495) 434-81-02, 8-910-473-66-21 e-mail: rotina@rambler.ru ПОЛОЖЕНИЕ
I. Цель, задачи, ожидаемый результат Цель Конкурс проводится с целью формирования экологической культуры –важной составной части культуры XXI века, включающей экологические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для выявления, осознания и решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой. Задачи Важнейшими задачами конкурса являются: – приобщение школьников и дошкольников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека; – формирование навыков исследовательской деятельности учащихся; – поддержка детского природоохранного движения как действенной формы экологического воспитания и образования; – развитие у подростков чувства причастности к решению экологических проблем. Ожидаемый результат Участники конкурса приобретают навыки исследовательской работы, умение формулировать и решать экологические проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды. Учащиеся приобретают опыт партнерских взаимодействий с педагогами, сверстниками, студентами, учеными и местной общественностью. Они становятся активными пропагандистами экологических знаний среди школьников и всего населения. Привлечение подростков к решению общегосударственных проблем будет способствовать формированию деятельных, думающих личностей, граждан, понимающих свою ответственность за спасение жизни на Земле.
II. Участники конкурса К участию приглашаются детские экологические коллективы, созданные в школах, средних специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, при вузах, научных центрах, заповедниках и других организациях. Возможно участие отдельных авторов; приветствуются семейные коллективы.
III. Номинации конкурсаНоминация № 1
"Эколог может наслаждаться образом жизни натуралиста, используя методы химии или философию математики". П.Колинво
В номинации «Растения и животные в экосистемах» можно представлять работы по изучению отдельных видов или систематических групп животных, растений или других живых существ, направленные на анализ их взаимосвязей с природными сообществами. Возможные тематические направления проектов – Изменения в строении и образе жизни животных и растений, вызванные антропогенными воздействиями. – Отличия популяций животных и растений, обитающих на разных территориях. – Роль различных растений и животных в «пионерских» сообществах и процессах восстановления естественного состояния экосистем. – Животные и растения, переселенные человеком на новые территории, особенности их адаптации к новым условиям обитания. – Редкие и вымирающие организмы, способы их эффективной защиты. – Организмы-биоиндикаторы состояния экосистем.
Номинация № 2
«Мне нет до тебя дела, говорит природа человеку: - я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть». И.С. Тургенев В этой номинации можно представлять проекты по изучению природных сообществ, их состояния, развития, изменений, связанных с действием человека, в том числе работы по изучению взаимосвязей с природными сообществами отдельных видов или систематических групп живых организмов. Возможные тематические направления проектов – Организация экологического мониторинга природных экосистем; формирование комплексной картины состояния экосистем. – Анализ воздействия человека на экосистемы и их компоненты; снижение негативных последствий человеческой деятельности. – Восстановление, поддержание и улучшение состояния водных экосистем; улучшение качества природной и питьевой воды. – Сохранение лесов как уникальных экосистем, рациональное использование лесных богатств. – Биоразнообразие как критерий состояния экосистем. – Изменения в экосистемах за последние годы и десятилетия и их причины, сравнение результатов собственных наблюдений с историческими сведениями. – Восстановление утраченных и деградирующих компонентов особо охраняемых природных территорий, их защита от антропогенных воздействий.
Номинация № 3
и ресурсов» «Кто избавился от излишеств, тот избавился от лишений» И. Кант Эта номинация объединяет проекты, связанные с исследованием экосистем поселений человека (больших и малых городов, поселков и деревень). Сюда же относятся и проекты по изучению и решению проблем, связанных с возрастающим потреблением энергии, истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды бытовыми и прочими отходами. Возможные тематические направления проектов – Анализ влияния экологической обстановки на качество жизни и здоровьенаселения; пути оздоровления экологической ситуации в городе. Изучение качества воздуха, воды, почвы, организация мониторинга экологического состояния среды города, составление экологического паспорта района (микрорайона), школы, квартиры. – Растения в городе. – Проблемы содержания домашних животных в городе. – Городские птицы. – Бездомные животные в городе. – Мониторинг общественного мнения (социологические исследования) относительно экологической обстановки в городе. – Оценка потребления воды дома, в школе, на предприятиях, разработка рекомендаций по сокращению расходов воды. – Утилизация отходов различных производств вашего района: анализ ситуации, описание используемых на производстве способов утилизации отходов, предложение новых способов утилизации. Оценка эффективности работы очистных сооружений. – Оценка эффективности утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в вашем населенном пункте. Проводится ли раздельный сбор ТБО? – Оценка энергопотребления и потерь энергии дома, в школе. Выработка рекомендаций по экономии энергии. – Разработка проектов экологически безопасного и экономически выгодного крестьянского хозяйства применительно к условиям конкретного села. – Прогноз и предложения по развитию маленьких деревень на основе результатов собственных исследований. – Анализ представлений о семейных отношениях и семейных ценностях людей разных поколений в вашем городе (поселке, деревне).
Номинация № 4
|
|
Регистрационный № (заполняется оргкомитетом) |
|
|
Название коллектива (если авторов не более трех– их фамилии и имена) |
|
|
Полное название школы, учреждения дополнительного образования или другой организации, при которой выполнялся проект |
|
|
Город (поселок, деревня)
|
|
|
Регион (республика, область, край) |
|
|
Название проекта
|
|
|
Номинация, на которую подается проект |
|
|
Фамилия, имя, отчество руководителя (руководителей) |
|
|
Почтовый адрес
|
|
|
Контактные телефоны
|
|
|
Адрес электронной почты
|
|
Работы на конкурс следует подавать только в электронном виде e-mail’ом по адресу hraniteli2010@gmail.com.
В бумажном варианте работы на конкурс приниматься НЕ будут.
Форма №2
«Человек на Земле»
VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских
Сведения о руководителе проекта
(если руководителей несколько, форма заполняется на каждого руководителя отдельно)
01. |
Регистрационный № (заполняется оргкомитетом) |
|
02. |
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
|
03. |
Должность
|
|
04. |
Место работы (полное название учреждения)
|
|
05. |
Регион (республика, область, край)
|
|
06. |
Город (поселок, деревня)
|
|
07. |
Образование, научная степень (если имеется) |
|
08. |
Стаж педагогической работы |
|
09. |
Фамилия, имя, отчество руководителя учреждения
|
|
10. |
Почтовый адрес
|
|
11. |
Контактные телефоны
|
|
12. |
Адрес электронной почты
|
|
Работы на конкурс следует подавать только в электронном виде e-mail’ом по адресу hraniteli2010@gmail.com.
В бумажном варианте работы на конкурс приниматься НЕ будут.
VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
Рекомендации
по выбору тематики исследований и методике выполнения проектов семейными коллективами с участием детей до 10 лет
Для полноценного развития ребенка очень важно, чтобы он приобрел в дошкольном и младшем школьном возрасте личный опыт постижения законов природы. К сожалению, современные учебные программы детского сада и начальной школы недостаточно эффективно решают эту задачу, хотя многие педагоги признают ее важность. Мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, имеющие опыт исследования природных объектов и явлений могут сами выступить в роли наставников для младших детей и помочь им принять участие в исследовательских проектах, подходящих для их возраста, способностей и интересов.
Дома, на прогулке, на летнем отдыхе и даже в рамках научной конференции можно, приложив некоторое усилие, привлечь внимание детей к тому, что жизнь мира природы подчиняется своим законам, которые можно понять, если правильно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Еще интереснее, самому вызвать определенные изменения в природном явлении (конечно, не разрушительное для него!), предсказать, что должно получиться, и проверить, так ли это на самом деле.
Очень важно в ходе исследования ненавязчиво и в доступной форме помогать детям усваивать следующие представления о природе:
· Все живые существа (в том числе и люди), чтобы быть живыми и здоровыми, должны использовать природные ресурсы по законам природы.
· В дикой природе отходы жизнедеятельности одних организмов перерабатываются другими организмами до состояния природных ресурсов.
· Живая природа существует как единое целое и включает в себя великое множество разнообразных видов живых существ, среди которых нет плохих и хороших, правильных и неправильных.
· Человек – особенный вид живых существ, который поддерживая свою жизнь по законам природы, использует природные ресурсы, чтобы создавать искусственную материальную среду: личные вещи и предметы быта, орудия труда, дома, дороги, разнообразные машины и механизмы.
· Помимо искусственной материальной среды человек создает среду информационную,передавая другим людям свои знания и представления с помощью речи, рисунков, жестов, музыки и т.д.
· Законы природы не подвластны воле человека и не поддаются на уговоры и приказания.
Семейные коллективы могут представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по экологическому мониторингу природной среды с помощью методов биоиндикации.
Например:
· Оценить пригодность для жизни растений почвы на разных участках доступной для ребенка территории. Одинаковые сосуды (емкости из-под кока-колы с обрезанным верхом) заполнить почвой, взятой с исследуемых участков (например, глина из соседнего карьера, песок из песочницы, земля с дачной грядки). Посадить одинаковые растения. Поместить в одинаковые условия. Обеспечить одинаковый уход. Следить за судьбой растений. Описать (сфотографировать, зарисовать) и обсудить результат.
· То же самое сделать, оценив прорастание семян кресс-салата.
· Оценить здоровье окружающей природной среды по степени нарушения симметрии листьев березы (детали методики можно найти на сайте «Ученые – детям»).
· Исследовать степень заселенности почвы мелкими обитателями. С этой целью извлечь из образцов почвы, взятых на разных участках доступной для ребенка территории, мелких обитателей. Набрать в сосуд из-под кока-колы почву с грядки, из песочницы, из-под куста живой изгороди и т.д., перевернуть сосуд горлышком в прозрачную чашку (например, обрезанное на высоту 10 см дно другой емкости) и нагреть дно перевернутого сосуда (например, с помощью настольной лампы). Обсудить с детьми, откуда взялись в нижнем (обрезанном) сосуде мелкие существа, попытаться определить их названия и обязательно вернуть эти существа домой: на грядку или под куст.
Также можно представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по такому тематическому направлению:
· «Живая аптека». Изучить, где на доступной для ребенка территории (в лесу, на лугу, на дачном участке) растут лекарственные растения. Вместе собрать и обработать лекарственные растения. Описать, какие части растений можно использовать и от каких болезней? Как лечить членов своей семьи с помощью лекарственных трав? Вырастить лекарственные растения в доме (каланхоэ, алоэ, красулу толстянку, традесканцию, бриофиллюм, календулу, мяту).
· «А у нас во дворе». Во дворе есть природные объекты: деревья, кустарники, травы, цветы, насекомые, животные и птицы. Хорошо бы, чтобы ребенок их узнавал и интересовался их жизнью и судьбой. Интересно выяснить вместе с ребенком, какие природные объекты живут в вашем дворе по воле человека, поинтересоваться, кто эти люди? Насекомые и птицы (во многих дворах и крыс можно увидеть иногда) появляются сами по себе. Хотя – птиц можно привлечь птичьими домиками. Есть ли они в вашем дворе? Наверное, кто-то из соседей (а быть может и вы сами) развешивает зимой кормушки для птиц и подсыпает туда корм. Есть ли поблизости от вашего двора место для выгула собак? Или хозяева выводят своих питомцев, куда глаза глядят? По-настоящему рукотворные объекты во дворе – скамейки, детские и спортивные площадки, места для сбора мусора. Кто и как ими пользуется? Нравятся ли они вам? Кто содержит их в порядке? Хорошо или плохо? С кем вы дружите в своем дворе? Что вы знаете о своих соседях? И т.д.
· «Вода в доме». Изучить вместе с ребенком места в доме, где нужно использовать воду (кухня, ванная, туалет, поилка у птиц, домашние растения, аквариум). Выяснить, откуда и как вода попадает в дом, сколько ее нужно для той или другой цели и нужно ли воду предварительно готовить для использования. На какие домашние нужды используется вода, на что ее тратится больше всего и откуда берется вода в доме, как дома следить за чистотой воды. Приготовить несколько сосудов с чистой и загрязненной (песком, тушью, мусором) водой, предложить ребенку оценить качество воды. Попробовать вместе с ребенком очистить воду: отцедить крупный мусор, осадить песок, отфильтровать (например, через слой ваты на дне воронки). Познакомиться с работой домашнего очистителя воды, если он есть. Оформить результаты наблюдений и исследований в виде альбома с фотографиями, рисунками, таблицами и текстами.
· «Малыши и взрослые». Организовать наблюдение за развитием мальков в аквариуме, котят, щенят или птенцов (что окажется возможным). Описать, зарисовать, сфотографировать, как изменяется форма организмов при развитии? Как и когда малыши становятся похожими на родителей?
· «Запасы». Изучить вместе с ребенком, какие хранятся в доме запасы пищи и в каких условиях. Описать вредителей домашних запасов и способы борьбы с ними. Изучить, как оценивать, не испортились ли запасы. Описать судьбу испорченных запасов.
· «Идем по плану». Составить вместе с ребенком план квартиры, а также карту-схему микрорайона и дачного участка. Обозначить на этих схемах места общего пользования и свою комнату, магазин, почту, детскую площадку, поликлинику и детский сад или школу. Изучить план посадки деревьев и кустарников на территории. Выяснить, какие правила помогают всем жить дружно в семье? В детском саду или школе? В микрорайоне?
· «Упаковки». Собрать вместе с ребенком коллекцию разных упаковок. Описать их судьбу после первичного использования. Придумать вместе, как дать упаковкам вторую жизнь. Составить коллекцию таких вещей. Описать судьбу новых вещей, сфотографировать их и зарисовать.
На сайте «Ученые – детям» НИИ ФХБ имени А.Н.Белозерского МГУ имени М.В.Ломоносова [http://kids.genebee.msu.su] можно познакомиться с некоторыми примерами такой работы и попробовать свои силы, выполнив вместе с детьми младшего возраста интересное исследование, доступное им по возрасту и способностям, и подготовив материалы для участия в конкурсе.
Рекомендации подготовлены Татьяной Васильевной Потаповой,
доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником
НИИ ФХБ имени А.Н.Белозерского
МГУ имени М.В.Ломоносова