По реке Тумча. Я, естественно, понимаю, что в Мурманской области много гораздо более интересных для наблюдения птиц мест. Ничего, авось доберемся еще. Самая заметная на реке птица - перевозчик. Повсеместно, очень активны и подпускают близко.
Bот они где, оказывается! Свиристелей очень много, но не стайками, как зимой, а поодиночке, парами, иногда - по 3-4 птицы. Снегирей мало, пожалуй, столько и под Москвой летом можно найти
Полярные крачки. Инспектируют реку, как правило, по одной, зависая над одним местом и затем выхватывая из воды рыбу. Когда отдыхают на камнях, порой не взлетают, пока к камню не причалишь
Вчера утром возвратился из похода по Белому морю - на самодельном каяке "Игла" за 10 дней (с 16 по 25 июня) прошёл от Колвицкой губы до мыса Педунов (что в Порьей губе), посетил острова Рязановые луды и взобрался на горы Плоские тундры, и вернулся обратно в Колвицкую губу (протяжённость маршрута в одну сторону приблизительно 60 км. по прямой). Планировал также зайти на острова Средние луды, но это не удалось из-за погоды - как раз в тот день разыгралось ненастье и поднялась сильная волна. В остальном же с погодой мне везло, и птиц попадалось достаточно много. Да и не только птиц. Вот краткий фотоотчёт о моём походе. Из водоплавающих птиц на море больше всего заметна, пожалуй, обыкновенная гага. Попадались как большие (около сотни) стаи готовящихся к линьке самцов, так и выводки, а на островах ещё многие самки сидят на яйцах. Очень много было также гоголей, но эти почти все были самцами. В основном они держались крупными стаями на море, но отдельные попадались на впадающих в него ручейках и даже болотцах - как вот этот. Крохали (большой и средний) попадались в основном парами, однако единственный выводок большого крохаля я встретил не на море, а на небольшом лесном болотце по дороге на Плоские тундры. Кроме того, попадались турпаны и синьги, чирки-свистунки, кряквы и свиязи, гуси-гуменники и лебеди-кликуны. Из других водоплавающих (не гусеобразных) видел чистиков, чернозобых гагар (и даже одну краснозобую) и больших бакланов.
Из всех групп птиц север и тундра у меня наиболее прочно ассоциируется с куликами. И в этом смысле тоже было на что посмотреть. Камнешарка - встречается только на островах. На материковом берегу я не видел её ни разу, зато на каждой луде они непременно встречают своими криками. Куличок доверчивый, очень лёгкий объект для съёмки. Галстучников я, наоборот, встречал именно на литорали материкового берега - ощущение такое, что это не гнездящиеся птицы, а бродяги - хотя я видел и токовый полёт самца. Кулик-сорока - самая заметная, шумная и яркая птица морского побережья - однако он довольно осторожен, так что сфотографировать его сидящим мне так и не удалось. Золотистая ржанка гнездится в горной тундре, но отдельные особи встречаются и на литорали - и именно там мне удалось сделать самый удачный снимок этого кулика, семейные ржанки на Плоских тундрах были менее доверчивы.
Продолжение куличиной темы - теперь пойдут кулики, которых я видел и фотографировал во время экскурсии в горы. Фифи - населяет все лесные болотца, а вот на морском берегу его не встретишь - по крайней мере сейчас. Большой улит - встречается и на море, и на лесных болотах, где гнездится. Очень осторожен и подвижен, сфотографировать его оказалось очень трудно. Малый веретеник - весьма многочислен на морском побережье, кроме того, в горной тундре (особенно в горных долинках, где текут талые ручейки и уже растут ёлки) я обнаружил две явно гнездовые пары. Этот кулик на фото - из одной такой пары. Средний кроншнеп - всё что относится к веретенику, можно сказать и про него - однако этот кулик гораздо осторожнее. Сфотографировать его получилось так: я снимал веретеников, окрикивающих меня, а кроншнеп решил проверить, что это так взволновало соседей, и полетел на их голоса. Я краем глаза увидел, что к сидящему на верхушке ели веретенику приближается стремительный силуэт другого кулика - и решил, что это второй веретеник. Хотел попробовать заснять их одновременно, нажал на спуск... Упс - второй кулик оказался вовсе не веретеником! Из не попавших в кадр куликов могу ещё упомянуть щёголя (пара на литрали), бекаса и перевозчика (гнёзда).
Из певчих птиц самое занятное - я нашёл на небольшой речке гнездо оляпок, расположенное точно там же, где я видел его 8 лет назад, в 2000 году. Под той же самой раздвоенной берёзой, с подмытыми потоком корнями. Можно сказать - это то же самое гнездо, и скорее всего - это те же самые оляпки. И ещё один вопрос сохранился у меня с тех же времён: на Рязановых лудах, помимо обычных луговых коньков, держатся птички, которых я определил как Antus petrosus. Но моём коллаже этот конёк находится сверху, внизу, для сравнения, пара луговых, снятых там же. В 2000 я даже нашёл там гнездо этого конька, а теперь видел его токовый полёт и слышал пение, которое мне показалось непохожим на песню лугового конька. Хотелось бы узнать мнение специалистов по поводу птички на фотографии - действительно ли это petrosus? Ну и в заключение - ещё немного фотографий из серии "разное". Двое непернатых: кольчатая нерпа и сам хозяин здешних лесов, Топтыгин.
Если ноги темные, то практически наверняка верхний конек именно petrosus.
Оляпки товарищи консервативные, тем более что хороших мест для гнезда не так много. Мне расказывали про гнездовой... нет, не участок, как бы поточнее сказать... гнездовое место, в нише под мини-водопадиком, заселяемое ежегодно уже более 20 лет.