Многие цивилизованные страны давно поняли, что всем живым существам весной необходимо дать шанс продолжить свой род. В США и Канаде весенняя охота на птиц отменена с 1913 года, в странах Европейского Союза с конца 20 века, в Украине весенняя охота на птиц была запрещена с весны 2003 года. Против весенней охоты выступали ещё с конца XIX века многие серьёзные ученые, в том числе охотники и охотоведы. Запрет весенней охоты в СССР в своё время был серьёзной победой здравого смысла. Касаясь экономической стороны вопроса, следует остановиться на том, что запрет проведения весенней охоты на птиц является эффективным способом управления биологическими ресурсами региона.
Весенняя охота влечёт за собой ряд серьёзных негативных последствий:
1. Согласно оценкам орнитологов из разных регионов России и ближнего зарубежья, численность большинства видов водоплавающих птиц, резко подорванная в период бесконтрольной борьбы с гриппом птиц, продолжает снижаться, и специалисты отмечают, что существенную роль в этом процессе играет, в том числе, весенняя охота.
2. Наносится ощутимый вред не только популяциям охотничьих и условно-охотничьих видов птиц, но и популяциям птиц и других групп животных околоводного комплекса, не являющихся объектами охоты, так как охота – глобальный фактор беспокойства. Это приводит к более частому покиданию гнёзд, гибели кладок, и как следствие – к снижению успешности гнездования.
3. Снижается производительность угодий. Если осенью изымается прирост популяции, то весной гибнут производители. Молодняк всегда имеет повышенную смертность, поэтому умеренная, научно обоснованная осенняя охота в годы успешного размножения существенно не сказывается на численности популяций птиц региона.
4. Нарушается структура популяций. Декларируемый отстрел одних самцов не имеет обоснованной аргументации биологической целесообразности. В популяции должно быть оптимальное соотношение полов, иначе нарушается воспроизводство.
5. Происходит снижение запасов охотничьих ресурсов. Как известно, пары у ряда видов уток формируются на зимовках. Весенняя охота приводит к разбивке пар, на создание новых теряется время, в итоге птицы размножаются не в оптимальные сроки, с потерей продуктивности вида (в 3-6 раз для кряквы, красноголового нырка и хохлатой чернети), а некоторые особи в данном сезоне вообще не размножаются. Для гусей характерно постоянство пары. При гибели одного из партнеров, другой, во всяком случае, в данном сезоне, не участвует в размножении.
6. Весенняя охота негативно влияет на численность боровой дичи. Особенно уязвима популяция обыкновенного глухаря, находящегося в Алтайском крае у южной границы своего распространения, а, как известно, плотность населения вида на границе ареала ниже, чем в центре ареала, а сам ареал зачастую не является сплошным. Любая охота на этот вид на южной границе ареала должна быть жёстко лимитирована (заседание учёного совета ВНИИОЗ по проблеме весенней охоты, от 31.03.2005).
Весенняя охота является мощным ограничивающим фактором, что подтверждается научными исследованиями. Канадские учёные получили убедительные доказательства негативного влияния весенней охоты. Напомним, что такая охота уже длительное время запрещена в этой стране. В провинции Квебек был проведён эксперимент и разрешена весенняя охота на большого белого гуся (в 1999 – 2000 годах). В результате исследования проверяли индексы состояния организма самок гусей (размеры, вес и т.д.), а также размеры кладок яиц. Оказалось, что в годы открытия охоты ВСЕ эти параметры оказались достоверно ниже. Кроме того, благодаря радиодатчикам удалось выяснить, что до открытия охоты мест гнездования достигали 85 % самок, и из них приступали к гнездованию – 56 %. В годы с открытой весенней охотой 28 % самок возвращались на места гнездования, и только 9 % гнездилось!
Научная общественность за последние 10 лет неоднократно ставила вопрос о необходимости самого серьёзного внимания к состоянию и практике эксплуатации ресурсов водоплавающих птиц в регионах Сибири (Сибирская зоологическая конференция, Новосибирск, 2004; Сибирская орнитологическая конференция, Барнаул, 2010). Неоднократно ставился вопрос и о выработке научных подходов с привлечением региональной науки в решении проблемы прогрессирующего оскудения охотничьих угодий (Оценка состояния ресурсов водоплавающих птиц в Алтайском крае, 1989, 1999, 2000 гг.).
Официальная статистика, основанная на результатах учётов, проводимых охотпользователями, признаёт критическое снижение численности водоплавающих птиц в Алтайском крае. По данным краевого управления охотничьего хозяйства численность водоплавающей дичи снизилась за последние 5 лет (2008 – 2012 гг.) с 2,3 млн. до 1,6 млн. особей, то есть почти в 1,5 раза! В настоящее время охотпользователями в Алтайском крае практически не проводятся биотехнические мероприятия, позволяющие увеличить численность гнездящихся птиц (изготовление искусственных гнездовий, улучшение кормовых свойств угодий).
Весенняя охота на боровую дичь также приводит к самым серьёзным негативным последствиям, прежде всего это касается обыкновенного глухаря.
Распространение глухаря в равнинной части края приурочено к ленточным и приобским борам, эта территория относится к южной части ареала обитания глухаря в Западной Сибири. Глухарь типично осёдлый вид, перемещения его носят локальный характер и связаны только с расселением. Это в первую очередь определяет возможность полного контроля за состоянием популяций глухаря на территории края и рациональным использованием глухаря как ресурса и поэтому, какие-либо ссылки о его эксплуатации в других регионах и странах, как это бывает с перелётными видами, не имеют оснований.
Согласно исследованиям учёных-охотоведов из Красноярского федерального университета (Емельянов и др., 2003) добыча активно поющих самцов, которые относятся к одной возрастной группе, способствует: снижению репродуктивного потенциала популяции; снижению генетической гетерогенности, что ослабляет устойчивость популяции. Эти же авторы констатируют, что «в настоящее время существуют неоспоримые доказательство того, что для сохранения ресурсов глухаря крайне необходимо поддержание возрастной иерархии самцов». Кроме того, они настоятельно рекомендуют: «на всех токах, где численность активно поющих самцов составляет менее 10-12 птиц, отстрел должен быть категорически запрещён», в равнинной части края это большинство токов.
Перемещение тока, его дробление и тем более уничтожение ведёт к снижению численности популяции. Примеров изменений в состоянии токов достаточно много. Так, отмеченный в 2002 году ток в Волчихинском районе состоял не менее чем из 30 самцов, в 2008 году – не обнаружен, в 100 метрах токовал 1 самец. Сокращение численности токующих птиц и исчезновение токов в середине 2000 годов по сравнению с серединой 1990 годов наблюдалось и в Среднеобском бору в районе р. Иня, на наш взгляд эта тенденция наблюдается повсеместно. К тому же, в целом, интенсивные нагрузки испытывают популяции глухаря в легкодоступных районах, а это практически вся равнинная территория края
Можно также провести аналогию между глухарем с его современным состоянием и белой куропаткой в 80-90-х годах прошлого столетия, вид, который в 60-70 годы был обычным охотничьим видом. Безусловно, основное негативное воздействие на резкое снижение численности куропатки в то время оказало плановое ведение сельского хозяйства, с наращиванием площадей распашки и развитием химизации. Аналогично, в современных условиях мы имеем «расстройство» глухариных токов, а порой и их уничтожение. В дальнейшем, ничем неограниченная охота на белую куропатку привела к почти полному её уничтожению на территории края, вследствие чего она попала на страницы Красной книги Алтайского края. Сходная ситуация может повториться с глухарём. К тому же, в отличие от белой куропатки, которая в настоящий момент расселяется за счёт северных популяций, распространение глухаря в борах носит очаговый характер, а особенности его биологии препятствуют контактам этих локальных популяций с горными и типично таежными. Восстановление равнинных популяций глухаря за счёт соседних весьма проблематично, к тому же глухарь, обитающий в борах, выделяется в особую форму со своими экологическими особенностями.
Следует особо подчеркнуть, что даже в идеальных условиях весенняя охота оказывает отрицательное воздействие на популяции птиц. Тем более что мы имеем перед глазами более эффективный механизм управления другими природными ресурсами. Например, во время нереста действует запрет на лов рыбы. Так почему же во время гнездования птиц охота на них разрешена?
В связи с вышеизложенным, и основываясь на мировом опыте ведения охотничьего хозяйства, Алтайское отделение Союза охраны птиц России и Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество» категорически настаивают на полном запрете весенней охоты в Алтайском крае.
Председатель Алтайского отделения Союза охраны птиц России, кандидат биологических наук Виктор Петров
Председатель АКОО «Геблеровское экологическое общество» Алексей Грибков
Автор фото Алексей Грибков