Александр Федорович Котc
1880-1964
Александр Федорович Котc — известный ученый-эволюционист, создатель, хранитель и бессменный директор Дарвиновского музея. Он был талантливым, целеустремленным и удивительно трудоспособным человеком. Интерес к животным и страсть к коллекционированию проявились у него с раннего детства. В дальнейшем он приходит к убеждению о необходимости систематизировать коллекции на основе всеобщей идеи эволюции, а собранное многолетним трудом достояние сделать доступным для всех, кто хочет смотреть и изучать животных.
В личности Александра Федоровича сочетались прекрасные качества: художественное восприятие природы и желание показать ее людям, умение систематизировать, везде видеть и находить подтверждение системности, жизненная стойкость и бескорыстие, презрение к личной выгоде и благожелательное отношение к людям.
Своего отца Александр Федорович не помнил. Он рано умер, не оставив вдове и двум детям никаких средств к существованию. Семья бедствовала. Еще одна смерть посетила ее: умер старший брат, и Александр Федорович занял его место в 1-й Московской классической прогимназии, ставшей потом 7-й гимназией. Выпускники гимназий имели право поступать в университет, так Александр Федорович получил доступ к высшему образованию. Никакой биологии в гимназии не изучали, поэтому ему самому приходилось добывать знания о любимых животных. Больше всего его интересовали птицы.
Первые уроки препарирования животных Александр получил от знакомого охотника Ф.Ю. Фельмана, долгое время бывшего единственным учителем начинающего таксидермиста. Материал для препарирования он отыскивал на московских рынках и покупал на сэкономленные от завтраков деньги. Многие часы гимназист Котc проводил за изготовлением чучел животных, и его труды были замечены. Осенью 1896 г. пятнадцатилетнему гимназисту Александру Котсу была присуждена серебряная медаль Российского общества акклиматизации животных и растений за чучела, представленные на Птицеводческой выставке. Видимо, к этому же времени относится и его знакомство с профессором М.А. Мензбиром, автором его любимой книги «Птицы России».
В том же 1896 г. А.Ф. Котc познакомился с Ф.К. Лоренцом — художником, натуралистом, мастером препараторского искусства, владельцем Московской таксидер-мической мастерской, снабжавшей чучелами животных российские и европейские музеи. Здесь же, в мастерской, состоялось знакомство с В.Е. Федуловым, талантливым таксидермистом, создавшим за свою жизнь многие прекрасные экспонаты Дарвиновского музея. Это знакомство перешло в дружбу и многолетнее сотрудничество.
В 1899 г. при посредничестве Ф.К. Лоренца и М.А. Мензбира гимназист Александр Котc отправился в научную командировку на юг Западной Сибири от Московского общества испытателей природы. Напутствовал гимназиста перед поездкой молодой ученый П.П. Сушкин. Экспедиция продолжалась пять месяцев. Более сотни чучел, изготовленных А.Ф. Котсом во время экспедиции, были представлены на выставку и удостоены большой серебряной медали Российского общества акклиматизации животных и растений. Это первое крупное собрание чучел послужило основой всех последующих поступлений и заложило основу будущего Дарвиновского музея.
После окончания гимназии в 1901 г. А.Ф. Котс поступил в Московский университет. Естественно, он становится учеником профессора М.А. Мензбира, знакомого ему еще в гимназические годы. Известно, что Ф.К. Лоренц поддерживал многих начинающих орнитологов. Известны его регулярные экскурсии в окрестностях Москвы с К.А. Сатуниным (Кожевников, 1916). Александр Котс усердно занимался сравнительной анатомией позвоночных. Занятия его были успешными. Он быстро осваивал новый материал и хорошо рисовал. Видимо, поэтому М.А. Мензбир познакомил Котса с художником Н.А. Мартыновым. Вместе с А. Котсом студию Мартынова посещали М.Д. Езучевский и В.А. Ватагин, будущие известные художники, дружба и сотрудничество с которыми у Александра Федоровича продолжались всю жизнь.
Летом 1902 г. А.Ф. Котс принимает участие в экспедиции П.П. Сушкина в Минусинский край, Западные Саяны и Урянхайскую землю, в которой были собраны многочисленные коллекции птиц, зверей и насекомых. Это была последняя дальняя экспедиционная поездка А.Ф. Котса. Он не чувствовал интереса к полевой зоологической работе, его все больше привлекала систематизация животных и музейное дело.
В 1905 г. во время перерыва в университетских занятиях, вызванного студенческими волнениями, Александр Федорович Котс совершает поездку на Виллафранкскую зоологическую станцию, посещает европейские университеты и музеи естественной истории.
Знакомство с музеями навело А.Ф. Котса на мысль «об устройстве у себя на Родине более цельного, продуманного и общедоступного музея, специально посвященного наглядной иллюстрации учения эволюции и дарвинизма», писал он в своих «Воспоминаниях» (рукопись хранится в Дарвиновском музее, цит. по: Муцетони, 1987).
Весной 1906 г. университет был закончен, а Александр Коте был оставлен на кафедре М.А. Мензбира для подготовки к профессорскому званию. Видимо, с этого времени начинается целенаправленная и активная работа А.Ф. Котса по подбору коллекций для доказательства эволюционного учения. Были восстановлены связи с мастерской Ф.К. Лоренца, который поддерживал начинания молодого ученого. Коллекции постепенно увеличивались. Теперь их объединяла общая прогрессивная идея эволюции органического мира.
В 1907 г. П.П. Сушкин и Н.К. Кольцов пригласили А.Ф. Котса для работы в качестве ассистента на отделении естествознания физико-математического факультета Московских высших женских курсов. С осеннего семестра он начал проводить занятия по эволюционному учению. А.Ф. Котс решает перенести свою разросшуюся коллекцию в помещение МВЖК в Мерзляковском переулке и использовать ее в учебном процессе. Александр Федорович считал 1907 г. временем основания Дарвиновского музея. Все внимание он теперь отдавал преподаванию, подбору необходимых примеров, четкому изложению.
Успеху в занятиях способствовало умелое использование коллекций, которые размещались теперь в небольшой библиотечной комнате зоологической лаборатории. Александр Федорович продолжал пополнять коллекции на свои личные средства. Главным источником для этого продолжали служить мастерские Ф.К. Лоренца, постепенно установились связи с фирмами Германии, Франции, Англии.
Осенью 1909 г. умер Ф.К. Лоренц. Уникальная зоологическая коллекция, которую он собирал более 50 лет, и мастерские остались без хозяина. Им грозила продажа с аукциона. Наследники и родственники Ф.К. Лоренца пригласили Александра Федоровича для коммерческого и научного заведования фирмой. А.Ф. Котс договорился, что плату за свою работу он будет получать исключительно чучелами животных. За три года сложной и изнурительной работы ему удалось получить чучела сотен зверей и птиц из личных сборов Ф.К. Лоренца и охотничьих трофеев, поступавших в мастерские из разных уголков России. Прекрасная коллекция Ф.К. Лоренца полностью переместилась на Высшие женские курсы. Это были самые крупные приобретения Александра Федоровича.
В 1911 г. Александр Федорович женился. Женой его стала слушательница третьего курса отделения естествознания МВЖК, его ученица Надежда Николаевна Ладыгина. Союз этих двух людей был счастливым и удачным, они были единомышленниками, красивыми и талантливыми людьми. Весь бюджет молодой семьи шел на приобретение экспонатов для музея, даже деньги, собранные родственниками в подарок молодоженам, были потрачены на приобретение уникальных шкур волков-меланистов. Благодаря единодушию, моральной и материальной поддержке супругов Котс состоялся Дарвиновский музей, была организована при нем зоопсихологическая лаборатория, выполнены уникальные научные исследования Н.Н. Ладыгиной-Котс «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, привычках, выразительных движениях» (1935), «Предпосылки человеческого мышления» (1965) и др.
Сохранился уникальный кинофильм, снятый оператором студии Ханжонкова об опытах Н.Н. Ладыгиной-Котс с четырехлетним шимпанзе по кличке Иони. Он положил начало собранию документальных биологических фильмов Дарвиновского музея.
Для пополнения коллекций и знакомства с музеями супруги Котс в 1913 г. совершили поездку по двадцати городам Европы. На собственные средства было приобретено около тысячи экспонатов. В этом же году в антикварном магазине в Берлине А.Ф. Котс приобрел неопубликованные письма Ч. Дарвина, наиболее ценным из которых было последнее письмо, написанное незадолго до смерти.
В распоряжении Александра Федоровича было уже несколько тысяч ценнейших экспонатов. Он считал, и в этом его поддерживала жена, что такие обширные и ценные коллекции не могут принадлежать одному человеку. В 1913 г. они были подарены Московским высшим женским курсам, перевезены в новое здание на Девичьем Поле. С этого времени коллекции, собранные А.Ф. Котсом, смонтированные и расположенные по его плану, стали называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов.
В 1922 г. он становится самостоятельным научно-просветительным государственным учреждением — Дарвиновским музеем.
Музей создавался с огромными трудностями. Денег всегда было мало. А.Ф. Котс и его супруга вкладывали в создание музея все свои средства, брали дополнительную работу, жертвовали отдыхом. Поддерживали музей друзья и знакомые. Постоянные пожертвования музею эволюционной истории МВЖК делала графиня M .А. Бобринская.
Успешному развитию музея способствовала самоотверженная и талантливая работа таксидермистов Ф.Е. и Д.Я. Федуловых, поддержка многих друзей и единомышленников. Вокруг музея и его директора всегда держалось много способных и увлеченных людей. Работали здесь художники-анималисты В.А. Ватагин, М.Д. Езучевский, А.Н. Комаров, В.В. Трофимов, ученый-палеонтолог и художник профессор К.К. Флеров. А.Ф. Котс умел находить и поддерживать талантливых молодых людей.
Со своими первыми рисунками пришел к А.Ф. Котсу Николай Кондаков, остался здесь, жил, работал, учился. Первые оригинальные акварели для Дарвиновского музея сделал А.Н. Формозов. Многие биологи, художники, музейные работники благодарны Дарвиновскому музею и его директору за бескорыстную поддержку их первых начинаний. Вся жизнь и деятельность А.Ф. Котса были связаны с Дарвиновским музеем, пропагандой эволюционного учения, экскурсиями с демонстрацией бесценных сокровищ, многочисленными занятиями, лекциями, беседами. Они не прекращались даже в самых суровых условиях гражданской и Великой Отечественной войн.
Вклад А.Ф. Котса в орнитологию, развитие эволюционной теории, высшего биологического образования, музейного дела в нашей стране до сих пор не оценен полностью. Требует тщательного изучения большой архив (6 крупных томов) Александра Федоровича, включающий не только рукописи, но и редкие негативы и фотографии. Осенью 1995 г. в специально построенном для него здании был вновь открыт Дарвиновский музей. Уникальные экспонаты, скульптуры, картины, книги заняли свои места в прекрасно смонтированных экспозициях. Исполнились слова известного английского биолога Джулиана Хаксли, сказанные им в 1945 г. о том, что Дарвиновский музей находится в таком здании, какое заслуживают его бесценные коллекции.
В.М. Константинов