Юрий Андреевич Исаков
1912–1988
Период 70–80-х гг. был тяжелым для нашей орнитологии, так как ушли из жизни Г.П. Дементьев, Л.А. Портенко, Б.К. Штегман и ряд других выдающихся ученых. Среди тех, кто пришел им на смену, теперь уже орнитологов старшего поколения, заметно выделялся своим высоким профессионализмом и научно-организационной активностью Юрий Андреевич Исаков. Хотя я знал его и раньше, однако близко познакомился лишь в 1970 г. во время поездки в Голландию на XV Международный орнитологический конгресс, в котором приняли участие несколько советских ученых, в том числе и мы с Юрием Андреевичем.
Поездка оказалась очень интересной – нам показали знаменитые польдеры (осушенные участки моря) и повозили по этой интересной стране, мы много разговаривали, обменивались впечатлениями о виденном, прежде всего как экологи и орнитологи. Уже тогда я почувствовал удивительную эрудицию Юрия Андреевича не только в орнитологии, что было естественно и понятно, но и в различных областях географии, гидробиологии, ботаники, даже эпидемиологии и ветеринарии, этнографии и истории. Казалось, он знал все, причем его знания носили вполне конкретный и, если можно так выразиться, «приземленный» характер, касаясь не только природы, но и хозяйства и жизни людей.
В Москве мы встречались не слишком часто – в основном на различных совещаниях, но в 1975 г. я был назначен руководителем Миграционной программы и председателем Координационного совета по ориентации и миграциям птиц, а Юрий Андреевич – заместителем председателя. Конечно, лучшей кандидатуры, чем он, нельзя было и пожелать. Программа выполнялась около 10 лет, и все эти годы Юрий Андреевич активно участвовал в ее реализации. Тогда мы контактировали с ним постоянно и по-человечески сблизились. При близком знакомстве внешне суховатый Юрий Андреевич оказался милым и добрым человеком, хотя и резковатым в адрес тех, кто по тем или иным причинам ему не нравился. В целом же он был принципиален и справедлив в оценках и подкупал своей прямотой и какой-то внутренней порядочностью.
После завершения Миграционной программы наше сотрудничество с Юрием Андреевичем не закончилось. В связи с подготовкой многотомного издания «Птицы СССР» возникла необходимость пополнения сведений о региональных фаунах, прежние данные по которым к этому времени уже устарели. Юрий Андреевич подготовил специальный раздел к первому тому «Птиц СССР», посвященный состоянию изученности орнитофауны всех регионов страны (всего он выделял более 70 таких регионов) с рекомендациями «доизучить» орнитофауну некоторых из них. В связи с этим была составлена программа изучения таких регионов и план подготовки региональных монографий.
Отделение общей биологии Президиума АН СССР утвердило программу и план, включив в Координационный совет в качестве заместителей председателя нас с Юрием Андреевичем, и мы приступили к работе. Теоретические аспекты региональной орнитологии мы изложили в нескольких статьях (в том числе и в последней для Юрия Андреевича совместной со мной статье 1991 г.) и в докладе на Всесоюзном совещании по кадастру (Уфа). В подготовке этих статей и докладов Юрий Андреевич играл активную роль, хотя и был уже нездоров. У меня сохранились его записки-предложения, касающиеся совместных текстов, – он писал их уже в постели. Чувство ответственности, однако, не покидало его и тогда. Умирал он тяжело, медленно угасая день за днем, сохраняя тем не менее полное спокойствие в телефонном общении с коллегами. 25 октября 1988 г. его не стало.
Юрий Андреевич Исаков родился 25 января 1912 г. в г. Москве. Его отец был школьным учителем. У способного мальчика рано проявился интерес к природе, который привел его в КЮБЗ (кружок юных биологов Московского зоопарка), которым руководил П.А. Мантейфель. В кружке всячески поддерживали вкус к исследовательской работе, к постоянному и тесному общению с природой. И не случайно поэтому, окончив среднюю школу в 1928 г., юный Юрий Андреевич пришел работать экскурсоводом и позднее лаборантом в Московский зоопарк. Здесь же он написал и опубликовал в Бюллетене зоопарков и зоосадов СССР (1933 г.) свою первую научную работу. В это же время состоялись и первые экспедиционные поездки – в Бадхыз, на Каракуль, в Муганскую степь, Ленкорань и Туруханский край.
В 1934 г. Юрий Андреевич поступает в Московский университет, который заканчивает десять лет спустя, экстерном. А в это время работает сначала звероводом и инструктором охоты в Повенецком пушном совхозе в Карелии, летом 1937 г. выезжает в степи Среднего и Нижнего Дона в составе экспедиции Института «Микроб», а уже осенью становится старшим научным сотрудником заповедника Гассан-Кули.
Хотя в заповеднике Гассан-Кули Юрий Андреевич проработал сравнительно недолго, всего около двух лет, этот период имел большое значение в его научной биографии. Он впервые близко познакомился с каспийскими зимовками водоплавающих птиц и сразу же глубоко заинтересовался ими как орнитолог. Собрал значительный фактический материал и опубликовал две большие статьи в Трудах заповедника.
Тем не менее многообещающие исследования пришлось прервать осенью 1939 г., и Ю.А. Исаков выезжает сначала в экспедицию в Молого-Шекснинское междуречье, а затем в Барабинскую степь. С осени 1941 г. работает эпидемиологом туляремийных станций в Томске и Ханты-Мансийске. В тяжелые военные годы экстерном сдает экзамены и получает диплом Московского университета (1944).
Изучение каспийских зимовок увлекает Юрия Андреевича все больше, и в 1949 г. он возвращается на Каспий уже в качестве заведующего научной частью Астраханского заповедника. Здесь ученый продолжает заниматься экологией уток, обращая особое внимание на структуру популяций мигрирующих видов. На основе материалов, собранных в Гасан-Кулийском заповеднике, он защищает кандидатскую диссертацию, посвященную зимовкам птиц на Южном Каспии (1946).
Хотя в Астраханском заповеднике Юрий Андреевич проработал всего два года (в 1947 г. его назначили заведующим научной частью Дарвинского заповедника), его тесные связи с «астраханцами» не прерывались до конца дней. Он регулярно выезжал туда, был в курсе всех научных дел, помогал советами и руководил диссертациями сотрудников. Молого-Шекснинское междуречье, природу которого Юрий Андреевич изучал еще до затопления, теперь, в связи с образованием Рыбинского водохранилища, становилось особенно интересным для изучения. Орнитологи вновь созданного Дарвинского заповедника В.В. Немцев, Н.Н. Скокова, В.М. Поливанов и другие интенсивно включились в комплексные исследования под руководством Ю.А. Исакова.Разрабатывались методы переселения мигрирующих птиц и управления их популяциями на основе имитации гнездовых участков, проводились учеты, изучалось (с помощью оригинальных методик) питание водоплавающих и околоводных видов. Особое внимание уделялось уткам и серой цапле, но изучались и другие интересные для заповедника виды.
Постоянно участвуя в этих исследованиях, Юрий Андреевич одновременно подготовил и опубликовал свое первое крупное обобщение по экологии водоплавающих птиц в виде «утиного» раздела шеститомной монографии «Птицы Советского Союза». В основу этого раздела был положен собственный фактический материал, собранный им в многочисленных экспедициях. Это делало участие Юрия Андреевича в шеститомнике особенно ценным. По общему признанию, раздел, написанный в этой коллективной монографии Ю.А. Исаковым, является одним из лучших.
В период работы в Дарвинском заповеднике Юрий Андреевич опубликовал две важнейшие основополагающие статьи, посвященные анализу элементарных популяций у птиц. Именно на этой основе он выдвинул представление о структуре ареала вида и географических популяциях уток, а в дальнейшем – о размещении и динамике запасов водоплавающих птиц как отражении дифференцированной популяционной структуры.
В конце 1958 г. Ю.А. Исакова приглашают на работу в Институт географии АН СССР, в отдел биогеографии, возглавляемый профессором А.Н. Формозовым. Юрий Андреевич становится старшим научным сотрудником отдела, в котором работают С.В. Кириков, Д.В. Панфилов, А. А. Насимович и другие крупные биогеографы, чье присутствие создает исключительно благоприятную для развития творческой личности атмосферу. Созданию такой атмосферы в значительной степени способствуют высокие человеческие качества и непререкаемый авторитет самого руководителя отдела – Александра Николаевича Формозова. Нет сомнений в том, что именно здесь раскрылись способности Юрия Андреевича как орнитолога и организатора науки. В мае 1963 г. в Зоологическом институте АН СССР он успешно защищает (по совокупности) докторскую диссертацию «Ареал и популяция у птиц и млекопитающих», в 1967 г. ему присуждается звание профессора.
Несмотря на широту своей эрудиции, Юрий Андреевич никогда не разбрасывался и работал исключительно целенаправленно. Если оценивать его вклад в орнитологическую науку (географические исследования ученого мы в соответствии с тематикой сборника не рассматривали), то главным направлением работы было изучение миграций водоплавающих птиц. В этой области им была сформулирована концепция географических популяций мигрирующих птиц, принесшая ему общесоюзную, а позднее и мировую известность. Именно с этой темой он «вошел» в международные организации, в частности в Международное бюро по изучению водоплавающих птиц, где вскоре стал одним из ведущих научных экспертов.
Занимаясь водоплавающими, Ю.А. Исаков интересовался их экологией, охраной, поведением, рациональным использованием, динамикой численности и другими вопросами. Его всегда чрезвычайно интересовала проблема ареалов. В последний период жизни он разрабатывал представления о каркасе ареала (в основном на примере водоплавающих птиц) и о создании на этой основе схемы сети охраняемых территорий. Во многом на основе исследований Юрия Андреевича разрабатывалась система территорий, имеющих значение для гнездования, остановок в период миграции, зимовки мигрирующих водоплавающих птиц, получивших специальное название «водоемы MAP».
Некоторые из таких водоемов, в частности Каспийское море, он изучал всесторонне и хорошо знал. Водоемы MAP в первоначальном перечне (13 водоемов) вошли в межправительственную Конвенцию, подписанную СССР, однако работа над пополнением этого перечня продолжалась и в конце жизни Юрия Андреевича. Его учениками Н.Н.Скоковой и В.Г. Виноградовым был подготовлен список «Б», включавший водоемы национального значения.
Изучая миграции водоплавающих, Юрий Андреевич, естественно, широко использовал данные кольцевания и в связи с этим постоянно контактировал и даже опекал Бюро, а позднее Центр кольцевания. Его соавторами были работавшие там Т.П. Шеварева, М.И. Лебедева, А.А. Винокуров. На основе данных кольцевания он сформулировал уже упоминавшуюся концепцию географических популяций мигрирующих птиц. В развитие этой концепции Т.П. Шеварева опубликовала серию статей, посвященных миграционным связям и популяциям уток. Остается добавить, что выявление таких популяций стало одним из основных направлений работы Центра кольцевания в 60–70-х гг.
Основные результаты работы Юрия Андреевича и его единомышленников в этом направлении были опубликованы в сборнике «International regional Meeting on conservation of Wildfowl resourses» (Proceedings, 1970), на английском языке, что сделало их доступными широкому кругу зарубежных читателей. Публикация сборника была приурочена к проведению одноименного совещания, состоявшегося в 1968 г. в Ленинграде, одним из организаторов которого был Юрий Андреевич.
Поведением птиц Ю.А. Исаков интересовался со времени работы в Дарвинском заповеднике, где он вместе с В.В. Немцевым изучал возможности привлечения на гнездовья околоводных птиц, в частности голенастых, используя для этих целей гнездовые платформы. К сожалению, он не успел опубликовать результаты этих работ в виде отдельной монографии, хотя в разговорах со мной неоднократно упоминал о своем горячем желании это сделать, и даже включил монографию в издательские планы Координационного совета по региональной орнитологии.
Как сотрудник отдела, а позднее преемник А. Н. Формозова на посту заведующего, Юрий Андреевич стремился к органичному синтезу экологических и географических подходов в изучении средообразующей деятельности животных, процессов трансформации энергии в экосистемах различной структуры, изменения природных экосистем под влиянием антропогенных факторов и синантропизации животных. Велик его вклад в разработку теории дифференцированного картографирования ареалов отдельных видов, а также их экологических комплексов, новых принципов классификации и типологии природных и антропогенных экосистем. Теоретические исследования Ю.А. Исакова находят свое применение в долгосрочном планировании хозяйственного освоения новых территорий и создании перспективной сети заповедников, они непосредственно связаны с разработкой стратегии охраны природы, с поиском оптимальных путей взаимоотношений человека и биосферы.
В решении перечисленных выше вопросов Юрий Андреевич широко пользовался орнитологическим материалом, однако экологией и охраной водоплавающих птиц весь «московский» период своей деятельности занимался специально. Им были опубликованы крупные обобщающие статьи, посвященные пролету и линьке водоплавающих в дельте Волги, учету и прогнозированию численности промысловых водоплавающих, их зимовкам в СССР и т.д. Огромный материал дали пять Всесоюзных совещаний по водоплавающим, инициатором и одним из организаторов которых он был, а также проводившиеся под его руководством зимние общесоюзные учеты водоплавающих.
Международная деятельность и авторитет Ю.А. Исакова в значительной степени были связаны с Международным бюро по изучению водоплавающих (МБИВ), в котором он был постоянным экспертом и представителем от СССР. Благодаря Ю.А. Исакову было успешно проведено ежегодное совещание Исполкома МБИВ в Алуште в 1976 г., а участие СССР в Рамсарской международной конвенции было своевременно и обеспечило охрану значительных по площади и экологическому значению водоемов. Остается добавить, что Ю.А. Исаков долгие годы представлял СССР и в другой авторитетной организации – Международном орнитологическом комитете вместе с Э.В. Кумари, А.И. Ивановым и другими ведущими советскими орнитологами.
В последние годы Юрия Андреевича увлекала идея новой инвентаризации орнитофауны СССР и написание на этой основе новой многотомной монографии «Птицы СССР». Вместе с коллективом единомышленников он разработал концепцию издания и, как уже упоминалось, специально для первого тома подготовил раздел «Состояние изученности авифауны СССР» (1982). Кроме того, в соавторстве с В.Е. Флинтом им был написан для второго тома очерк семейства Дрофиные. Мечтал он продолжить эту работу и в последующих томах, а также завершить задуманную книгу, посвященную Рыбинскому водохранилищу.
Увы, тяжелая болезнь неумолимо прогрессировала, и 25 октября 1988 г. Юрий Андреевич Исаков скончался.
Как и у многих сверстников Юрия Андреевича, на его долю выпала нелегкая судьба, полная невзгод и лишений, незаслужённых обид. Работа давала ему радость и оптимизм, позволяла преодолеть трудности, поддерживала жизненные силы. Он был обделен официальными наградами, и руководство нередко «забывало» отметить его личный вклад в решение той или иной важной проблемы. Тем не менее «по гамбургскому счету», он пользовался высшим признанием коллег и ушел из жизни как один из последних наших орнитологов-энциклопедистов, обладающих не только самыми широкими познаниями в своей области, но и умением их использовать в практической научной работе.
В.Д. Ильичев