Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Щекин Борис Владимирович

Щекин Борис Владимирович
Борис Владимирович Щекин родился 2 октября 1929 года в г. Тотьма Северного края (ныне Вологодской области). В 1952 году окончил Московский геологоразведочный институт им. Г.К. Орджоникидзе и был распределен в Читинскую область. С 1953 года работал прорабом буровых и горных работ Кулиндинской геологической партии Центральной экспедиции Читинского геологоуправления (пос. Оловянная), одновременно занимался геологией пегматитовых жил и минералогией, изучал запасы берилла Мало-Кулиндинского месторождения в Оловяннинском районе.

С 1957 года перешел на поисковые работы. Окончил курсы повышения квалификации в Иркутском горном институте. В 1960–1961 годах участвовал в разведывании и изучении участка Подгранитный Мало-Кулиндинского месторождения (по запасам на тантал). С 1962 года возглавил геохимическую партию Центральной экспедиции Читинского геологоуправления (ст. Домна Читинского района, рудник Спокойный в Агинском районе, пос. Вершино-Дарасунский Тунгокоченского района, с. Новый Дурулгуй Ононского района, поселки Кличка и Досатуй Приаргунского района). С 1968 года старший геолог Россыпной партии (по оловянным россыпям) (Тарбальджейское месторождение олова в Кыринском районе, рудник Ангатуй в Могойтуйском районе, рудник Спокойный, районы гг. Нерчинск и Сретенск). С 1973 года работал старшим геологом Верхнеононской партии Читинского геологоуправления: в летнее время в Монголии (в районе пос. Даш-Балбар, по р. Дуч-Гол), в зимнее время в г. Чита.
С 1985 года на пенсии.

Борис Владимирович Щекин – человек необыкновенной судьбы, без заветно увлеченный любимым делом, талантливый во всех своих начинаниях. По профессии геолог, по страстному увлечению – орнитолог, с детства влюбленный в удивительный мир пернатых. Будучи мальчишкой, он с отцовским ружьем бродил по лесам и лугам в надежде добыть дичь для пополнения скудного рациона семьи. Однако чаще возвращался без добычи. Просидев в укрытии не один час, так и не сделав ни единого выстрела, он любовался птицами – одними из самых прекрасных созданий природы, стараясь разобраться во всем их многообразии. Записывая свои наблюдения, делая зарисовки в школьных тетрадях, он постепенно становился натуралистом-орнитологом. Остается верным своему увлечению и до сих пор.

После окончания Московского геологоразведочного института Борис Владимирович связал свою судьбу с Забайкальем, где совмещал основную работу с орнитологическими наблюдениями. Кажется, что геология и орнитология – это совершенно разные науки: одна изучает недра, другая –птиц, стихией которых является небо. Но та и другая требуют точности,наблюдательности, умения фиксировать увиденное в дневниках.

Как геолог Щекин прошагал не один десяток километров. В то время, когда его коллеги отдыхали от дальних геологических переходов, Борис Владимирович, нагрузив свой рюкзак (фотоаппарат, бинокль, кинокамера, штатив и прочее), снова отправлялся в путь. Сколько удивительных картин из жизни пернатых приходилось ему наблюдать – забавных, драматичных, уникальных! Особое место для наблюдений – это озера, где весной и осенью скапливается большое количество околоводных и водоплавающих птиц. Во время бессчетных вылазок на природу не раз выпадала удача, когда совершено неожиданно он оказывался в каком-нибудь «райском уголке». Здесь он находил то, что искал – обилие и разнообразие пернатых, сконцентрированных на небольшом участке. Буквально в нескольких шагах друг от друга гнездились самые различные виды птиц, причем такие, которых не встретишь на десятки километров в округе. Паятной для исследователя стала ночь, проведенная на оз. Ножий весной 1972 года. С восьми до полдевятого вечера небо словно прорвало: на воду, как горох из мешка, сыпались гуси. Со всех сторон слышался шум крыльев, приглушенные голоса гуменников. Сколько их собралось тогда на озере, можно только гадать. Должно быть, не одна тысяча. Посещая оз. Угдан которое, к сожалению, теперь пересохло, Борис Владимирович отмечал, что весной поверхность озера буквально пестрела от множества плавающих уток самых различных расцветок. Тут были и кряквы, и шилохвости, и хохлатые чернети, и гоголи… А 2 мая 1987 года на мелководье рядком сидело несколько десятков огромных белых птиц. Это были лебеди! Не меньший восторг вызывали и гнездовые колонии сорок, серых цапель, грачей, насчитывающие десятки гнезд. Б.В. Щекин писал, что для себя окрестил такие уголки нетронутой природы микрозаповедниками и всегда старался вести себя предельно аккуратно, по возможности не беспокоить обитателей, стараясь не вызвать переполох среди жителей колонии, чтобы родители не бросили птенцов, и те не погибли от голода. 

Но красота природы не отменяет трудности путешествий. Сам Борис Владимирович вспоминает: «За всю свою жизнь я не раз мог утонуть, упасть с дерева, сорваться со скалы, не говоря уже о возможности попасть в какую-нибудь аварию на дороге. И все из-за желания увидеть, узнать что-то новое, сделать пусть небольшое, но открытие». Выйдя в 1985 году на пенсию, он полностью отдался орнитологии. В любую погоду отправлялся в путь за новыми открытиями для ума и души. И в результате – огромное количество отснятых фотографий, слайдов, фильмов. Им подготовлены рукописи книг «Птицы Даурии», «Птицы Северо-Восточной Монголии». Ведется работа над книгой «В краю красных уток и голубых сорок», ничуть не уступающей по увлекательности изложения перу известных натуралистов. В этой книге путешествиям по Забайкалью посвящено более тридцати глав с такими названиями как «Адун-Челон»,«Сорочий ручей», «Остров серых цапель», «Птицы гранитных скал» и др. Одновременно Борис Владимирович продолжает работать над книгой «Птицы Читинской области, смежных территорий Бурятии, Монголии и Якутии».

В последние годы автор путешествует по окрестностям г. Чита, практически ежедневно совершая короткие вылазки, фиксируя все изменения,происходящие в природе в течение года, в дневниках, на фотопленке, видеокассете. Эти наблюдения – материал для следующей книги, названной «Фенология края».

Б.В. Щекин – давний друг Читинского областного краеведческого музея, соратник Е.И. Павлова, бывшего заведующего отделом природы. Щекин неоднократно обращался к нему за советом и помощью в определении птиц. Сотрудники музея совершили много экспедиций и походов в Даурский заповедник, в Карымский район, по р. Шилка, на оз. Угдан, на Титовскую сопку, на Яблоновый хр. В них нередко участвовал как консультант Борис Владимирович. Он бескорыстно передал музею рукописи своих книг, а также фотографии и фильмы.

Фильмы Бориса Владимировича «Озеро Угдан», «Даурия заповедная», «В пасти черного дракона», отснятые во время путешествий и озвученные автором, – это симфония о природе нашего края. А его работа «Свидание с солнцем» удостоена диплома I степени Всесоюзного фестиваля самодетельного киноискусства и диплома I степени Союза кинематографистов СССР за выразительную операторскую работу.
Имя Б.В. Щекина как орнитолога известно и за пределами нашей страны. В 1996 году в Испании проходила международная орнитологическая конференция, в материалах которой были опубликованы тезисы доклада нашего земляка.

А ныне наконец-то пришла пора для издания его книги «Птицы Даурии». Рукопись хранится в краеведческом музее, представляя собой пять переплетенных томов машинописного текста, десятки картосхем и более двухсот черно-белых фотографий. В таком формате ее объем ра вен 1032 страницам. Оценив значение рукописи, редакция «Энциклопедии Забайкалья» дает «зеленый свет» этому научному и краеведческому творению, открывая для широкого читателя возможность знакомства с уникальными орнитологическими проявлениями забайкальской природы, а вместе с тем с именем одного из ее славных исследователей – Бориса Владимировича


Щекина.О.Г. Локотко,
заведующий отделом природы
Читинского областного краеведческого музея



Птичий край - Даурия


Книга Б.В. Щекина посвящена птицам Даурии. Даурией называют область распространения дауро-монгольских степей на стыке России, Монголии и Китая. В нашей стране эти степи расположены в Юго-Восточном Забайкалье. Природа этого края разнообразна и изменчива. Непосредственно на границе с Монголией это обширные, равнинные, сухие, злаковые степи. По мере продвижения на север ландшафт становится все более холмистым, а степная растительность – богаче и разнообразнее. Еще севернее пролегает полоса со сложной мозаикой степных и лесных участков, граничащая с бескрайней тайгой. По степям Даурии разбросаны сотни мелких соленых озер блюдцеобразной формы. Особенно многочисленны они в обширной Торейской котловине. Большое разнообразие биотопов и густая сеть богатых кормами водоемов обеспечивают удоб ные места обитания для самых разных видов птиц. Можно сказать, что Даурия – уникальный в орнитологическом отношении регион не только России, но и всей планеты. Орнитофауна этого степного региона отличается высокой численностью, разнообразием и большим количеством редких птиц. Здесь встречается около 50 видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Например, это единственное место в стране, где встречаются все пять «краснокнижных» видов журавлей – стерх, японский, даурский, черный журавли и красавка. И, наконец, здесь отмечено больше 20 видов, находящихся под глобальной угрозой исчезновения в мире (включенных в Красный список Международного Союза охраны природы и природных ресурсов). Причем для многих из них в Юго-Восточном Забайкалье находятся ключевые места обитания международного значения (например, для дрофы, даурского журавля, японского журавля, черного журавля, гуся-су хоноса, реликтовой чайки и некоторых других видов). В Даурии расположена одна из четырех известных в мире гнездовых колоний реликтовой чайки, а в России – это единственное место, где можно любоваться этими удивительными птицами. Здесь же находятся важнейшие в нашей стране места обитания сухоносов и дроф. Восточный подвид дрофы (Otis tarda dybowskii), гнездящийся в Забайкалье, чрезвычайно редок. В мире их ос талось лишь около 1600. Это значит, что некогда многочисленные птицы теперь находятся на грани полного исчезновения. В настоящее время в забайкальской Даурии живет около 450 дроф. С одной стороны, это третья часть мировой популяции и около 90 % птиц данного подвида, обитающих в России, с другой – это так мало, что встретить этих птиц, рассредоточившихся по обширному степному региону, удается крайне редко.

Отметим, что Даурия находится в самом центре одного из крупнейших в мире пролетных путей птиц, называемого Восточноазиатско-Австралийским. В пределах данного миграционного коридора имеются 2 основные ветви: первая – вдоль тихоокеанского побережья, вторая – внутриконтинентальная ветвь через Забайкалье и оз. Байкал. В силу ряда географических причин в Юго-Восточном Забайкалье происходит сужение и кон центрация миграционного потока птиц. Богатые озерами Даурские степи заходят в Забайкалье клином из Монголии и Китая. По мере сужения этого степного клина сужается и поток птиц во время весенней миграции.

Так, весной через даурское «бутылочное горлышко» пролетает приблизительно третья часть всех песочников-красношеек, которые обитают на планете. Причем значительная часть пернатых, мигрирующих через Юго- Восточное Забайкалье, надолго останавливается здесь для отдыха и кормежки. Многочисленные мелководные быстро прогревающиеся весной водоемы – одно из важнейших в Азии мест отдыха миллионов перелетных водоплавающих и околоводных птиц (гусей, уток, куликов, журавлей, чаек, крачек и др.). Часть этих птиц остается у нас на гнездование, но большинство летит дальше – в лесотундру и тундру. Для них Юго-Восточное Забайкалье – своеобразная стартовая площадка, последняя «база» перед длинным и трудным броском над огромными, но крайне малокормными пространствами тайги. Именно поэтому птицы мигрируют через Даурию, подолгу здесь отдыхают, кормятся и набирают силу.

Важной и в значительной степени уникальной особенностью Даурского степного региона является чередование ярко выраженных засушливых жарких и влажных прохладных многолетних климатических периодов.

Особенно сильно климатические циклы сказываются на населении водоплавающих и околоводных птиц. В засушливые периоды может высыхать не только подавляющая часть небольших водоемов Торейской котловины, но и сами Торейские озера, площадь которых в полноводные годы составляет более 900 км2. С приходом периода засух уровень воды в степных озерах начинает снижаться, исчезают заросли тростника и другой околоводной растительности, служащей местом обитания уток, лысух, поганок и многих других видов птиц. Соответственно, это приводит к снижению численности данных птиц как на гнездовании, так и на пролете. В озерах исчезает рыба, а вследствие этоо – и птицы, ею питающиеся: бакланы, цапли, чайки, чомги. Вокруг озер образуются широкие грязевые отмели, песчаные и галечные пляжи. Это удобные места обитания для куликов, поэтому численность этих птиц возрастает. В многолетние влажные периоды происходит наполнение озер, в них вновь появляется карась, возрождаются колонии бакланов и других «любителей» рыбы. Вода заливает успевшие зарасти степной растительностью днища и борта озерных котловин, создавая тем самым прекрасные угодья для гнездования и кормежки уток, поганок и других птиц, численность которых начинает быстро увеличиваться. Одновременно снижается количество куликов. В степной растительности также происходят изменеия. В засушливые периоды область распространения сухих степей смещается в северном направлении, во влажные периоды – в южном. Вслед за этим изменяются и ареалы степных видов птиц (например, жаворонков, дроф, восточных зуйков). Так в общих чертах выглядит динамика населения птиц и их местообитаний в Даурии.

На стадии заполнения вода в озерах почти пресная, но на стадии высыхания может представлять собой концентрированный солевой раствор.  Непрерывное изменение уровня воды обеспечивает условия для развития очень большого количества всевозможных организмов. Именно поэтому разнообразие птиц на пульсирующих степных озерах несравненно выше, чем на стабильных таежных. При этом в зависимости от величины озера, крутизны бортов его котловины, наличия или отсутствия подземных ключей и других обстоятельств скорость изменения уровня воды у всех озер разная, и на каждом из них складываются особые, свойственные только ему условия. В целом же сложнейшая сеть озер Даурии обеспечивает огромное разнообразие условий обитания для водоплавающих и околоводных птиц.

К сожалению, кроме природных факторов большое влияние на изменение экосистем Даурии оказывает хозяйственная деятельность людей. Изучением птиц Даурии в течение многих лет увлеченно занимается Борис Владимирович Щекин. Он приехал в Забайкалье, когда Даурские степи были еще в почти первозданном виде, а дрофы, степные орлы, сурки-тарбаганы и ковыль еще не были «ископаемыми» символами даурских просторов. На глазах у исследователя прошел этап бурной хозяйственной деятельности людей: повсеместная распашка степей под лозунгом «поднятия целины», масштабная кампания по истреблению сурков-тарбаганов противочумной службой, массовое разведение овец. Наиболее интенсивно эти мероприятия проводились в 1950–1970-х, а работа над рукописью завершилась в 1989–1990 годах. К этому времени облик Даурских степей на многих участках изменился до неузнаваемости. Б.В. Щекин с грустью отмечает, что дрофы и степные орлы стали большой редкостью, «степи Даурии превратились в страну жаворонков и коньков». Надо сказать, что в других степных регионах России наступление людей на природу было еще более масштабным и разрушительным – степи там уничтожены практически полностью. На фоне этой удручающей картины Юго-Восточное Забайкалье в настоящее время – единственный «оазис», где еще сохранились обширные участки нераспаханных и невыбитых копытами живот ных целинных степей.

Книга написана живым, красивым языком и, несомненно, будет интересна не только для орнитологов, но и для всех любителей при роды. Очерки по биологии отдельных видов птиц содержат обширный фактический материал, представляющий ценность для специалистов, при этом стиль изложения довольно сухой, научный. Напротив, глава, посвященная сезонным явлениям в жизни птиц, читается как художественное произведение; здесь автор в полной мере раскрывается как тонкий наблюдатель, влюбленный в объект своих исследований. Бесспорно, что книга Бориса Владимировича Щекина – это научная поэма об уникальном орнитологическом регионе не только России, но и всей планеты.


О.А. Горошко,
к.б.н., заместитель директора по научно-исследовательской работе
Государственного природного биосферного заповедника «Даурский»








Возврат к списку

KOTR.jpg

KOTR_karta.jpg

Forum.jpg
 
Систематическая галерея

Fotogallery.jpg

LEP.jpg

Literat.jpg




© 2003-2024 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media