Поиск по сайту
Авторизация
|
Пузанов Василий ВасильевичВасилий Васильевич Пузанов (1884?-1964) – один из основоположников орнитологии в Албании Шергалин Е. Э. Мензбировское орнитологическое общество, zoolit@mail.ru Если имя Ивана Ивановича Пузанова хорошо известно орнитологам Северной Евразии, то его однофамильца Василия Васильевича Пузанова практически не знает никто. А между тем Василий Васильевич - один из основоположников орнитологии в Албании. В последние годы Албания стремительно развивается и стряхивает с себя пыль политических катаклизмов 20-го века. Пришло время и нам вспомнить людей, чьими именами мы по праву можем и должны гордиться. Предоставим слово двоюродной племяннице В.В.Пузанова - Татьяне Валериановне Фремель, мама которой Кира Николаевна Гамалея дружила в юности со своей двоюродной сестрой Татьяной Александровной Пашковой, и обе они приходились кузинами В.В.Пузанову. В Т.А.Пашкову был влюблен известный эмигрантский писатель Гайто Газданов (1903-1971), и именно эта женщина и стала главным прототипом самого известного его романа «Вечер у Клэр». Наш герой В.В.Пузанов был вхож в эту компанию молодых людей.
Василий Ваильевич Пузанов в молодости (до 1917) еще в России. Из семейного архива Т.В. Фремель. «Василий Васильевич Пузанов родился в 1884? году в селе Пены Курской губернии в имении своего отца Василия Федоровича Пузанова. Его мать – Ольга Витальевна, урожденная Пашкова, происходила из старинного дворянского рода, к революции обедневшего. Она вышла замуж по страстной любви, против воли родителей. Василий Федорович Пузанов – дворянин, очень обходительный и даже обаятельный человек, но при этом очень-очень больной. У них было 4 сына, из которых выжило только двое: старший Вася и младший Шура. После смерти мужа Ольга Витальевна (тетка Леля, так называла ее моя мама) переехала жить в Харьков, в дом к родителям (вместе с двумя сыновьями). Ее родители Виталий Кузьмич Пашков и Надежда Петровна, урожденная Ханженкова смогли создать в своем доме атмосферу культуры и труда. Виталий Кузьмич был писателем, публицистом, и композитором (он упомянут в «Истории города Харькова»), а его супруга Надежда Петровна играла на рояле а ее племянник Ханженков А. А. известен как основатель и первый режиссер русского кинематографа. Дом родителей – настоящее «дворянское гнездо». В центре находится трехэтажный особняк, по бокам 2 флигеля, а сзади громадный сад. Семья была небогатая, первые 2 этажа они сдавали под больницу, во флигеле жила вдова Газданова с сыном Гайто. Родители моей мамы рано разошлись, когда ей было 4-5 лет и она часто жила в Харькове, у тетки Лели. Вася баловал ее, привозя всякие чудесные вещи с охоты (один раз даже крошечного медвежонка). Вася учился в Харьковском университете (на био- может быть геофакультете). Принимал участие в революционном движении, в 1905 году подвергался аресту, примыкал к партии эсэров. Ольга Витальевна была старшей сестрой моей бабушки Антонины Витальевны. Ольга Витальевна была очень гостеприимная, и на лето в ее имение Пены съезжались все родственники и знакомые. Пены – это огромное торговое село, в котором осенью проходила ярмарка. В Пенах была своя интеллигенция – дети священника (студенты), врач местной больницы, мировой судья – Н.Г. Гамалея. (Там моя бабушка познакомилась со своим мужем Н.Г Гамалея. По-видимому, он уже преподавал (1912). Вася привозил туда своих студентов – было весело. К этому времени (1910-1912 гг) Вася уже побывал в Африке и привез шкуры львов. Экспедицию в Африку организовывал профессор Харьковского университета зоолог Владимир Троицкий. Был ли Вася на войне 1914-1917гг ?, неизвестно, но его друзья – дети священника были, где получили тяжкие ранения и контузию (вспоминала моя мама). Во всяком случае, в 1918-1919 гг он в Харькове не появлялся (в это время моя мама уже училась в Харьковском медицинском институте). В эмиграции, в Чехословакии, Вася познакомился с Викторией Вальц (по словам моей бабушки). По-видимому, он переписывался с родными – с моей бабушкой до примерно 1933-1934 гг, когда все эмигранты заявили, что писать в Россию – опасно для родных. Его мать, тетя Леля, и его двоюродный брат Павел Пашков эмигрировали, попали на Принцевы острова (недалеко от Константинополя) и там погибли. О роде Пашковых По преданию, Екатерина II подарила своему «постельничему» Пашкову роскошный дворец, построенный Баженовым. Позднее там был Румянцевский музей, а сейчас находится часть Ленинской библиотеки. В конце 18-го века Екатерина II поручила «начальнику» города Пашкову организовать народное училище, из которого впоследствии вырос Харьковский Университет. По преданию, землю под Университет – «Университетскую горку» городу подарил Пашков. Этот Пашков был дедом или прадедом ? нашего писателя, публициста Виталия Кузьмича Пашкова (деда В. Пузанова). Род разорился когда Пашков ? увлекся строительством домов с бельведарами и артезианских колодцев (по словам мамы). ПС. Во время эмиграции Вася, по-видимому, поддерживал связь с Гайто Газдановым, т.к. Гайто начал писать родным в Харьков, а Вася и в Москву – Кире (почти одновременно) – в 1960-ые годы.» Таким образом, становится понятно, откуда взялась и развилась интеллигентность Василия Васильевича Пузанова, которая позже, уже в эмиграции, приводила в восторг и восхищение албанских коллег, с которым его сводила судьба. Один из них, известный албанский диссидент, писатель и продюсер Макс Вело, даже спустя почти полвека после их ухода из жизни, продолжает рассказывать в своих статьях и книгах об этой удивительной супружеской чете. Именно благодаря ему, а не коллегам из Института зоологии Албании, мы смогли получить несколько картин и фотографий могил Пузановых. Всю свою жизнь В.В.Пузанов был страстным охотником и отличным таксидермистом. На охоту он ездил даже в Африку. Об этой его поездке существует множество легенд, часть которых на поверку могут оказаться и подлинными фактами. Денег на поездку требовалось немало, и молодого Василия в финансовом отношении выручил друг их семьи и управляющий сахарными заводами Соломон Петрович Шлеер, за дочерью которого Василий в юности ухаживал. Шлеер ссудил необходимую для экспедиции сумму. Во время одной из своих поездок молодой Василий встретил негритянку. У них возник роман, результатом которого стало рождение ребенка. Таким образом не исключено, что в одной из американских стран живы наследники Василия Пузанова. К сожалению, мы не знаем в какой стране произошла эта история. Известно лишь, что его экспедиция проходила по западному берегу озера Виктория (Кривцов, 2011).
Возлюбленная В.В.Пузанова – неизвестная африканка. Автор – В.А.Пузанова. Однако законной супругой Василия Васильевича суждено было стать другой женщине - Виктории Алексеевне Пузановой (в девичестве Вальц, а по другим сведениям - Ранхерер или Ранхнер?), которая родилась в аристократической семье в Ростове в 1893 году. В 1917 году в возрасте 24 лет она навсегда покинула Россию вместе с волной белогвардейской эмиграции. Сам Василий Пузанов, будучи офицером разбитой армии А.И.Деникина, был вынужден покинуть Россию в 1920 году. Справедливости ради отметим, что его увлечение марксизмом в юности могло привести его и в Красную Армию, однако этого не произошло. По сведениям Т.В.Фремель, будущие супруги познакомились, еще находясь в Чехословакии. К сожалению, нам не известно, когда они перебрались из Чехословакии в Черногорию, то есть в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Известно, что сам Василий Васильевич осел в Белграде после того, как побывал и во Франции, и в Италии. Виктория Алексеевнабыла художницей и преподавала рисование в гимназиях городов Косовска-Митровица и Призрен (оба города находятся в Косово). Параллельно с этим она писала иконы для иконостаса храма Св. царя Уроша в г. Урошевац (Косово). Эта очень талантливая женщина обладала особой восприимчивостью к искусству. Она не только училась скульптуре в Санкт-Петербурге, но и практиковалась в рисовании, досточно хорошо освоила восстановление икон. В Албанию в г. Шкодру они приехали из Косово в 1943 или 1944 г., спасаясь от фашистского режима. Все годы своего пребывания в Шкодре, прежнем наиболее популярном центре культуры и науки Балканской Албании, они прожили в доме местного плотника Влаша Деди (Vlash Dedi). В 1948 г. Пузановы переехали в Тирану, где тогда был основан Албанский институт наук (прообраз Академии наук), в котором Виктория начала работать, создав там сектор средневекового искусства (Вело, 2004). До самого конца своей жизни она занималась искусством Албанской Византии, посвятив себя полностью восстановлению икон. В Албании она предприняла серию экспедиций во все части страны: от севера до юга и с запада на восток. Результатом этих экспедиций стали многие публикации в научных журналах, а также копирование 32 фресок, которые ныне сохранены в Музее средневекового искусства в Корча. По сути это было первым изучением церковных икон и фресок, которое помогло осознать их важность как части национальной культуры. Виктория Пузанова впервые на научной основе изучала и публиковала труды по средневековому искусству Албании (Каминская, Жугра, 2001; Вело, 2004). Первая публикация Виктория Алексеевны вышла в 1953 году, в то время как всего ее перу принадлежит 8 исследований. Параллельно она писала множество икон для частных заказчиков и храмов в этой стране. А в музее сербской православной церкви в Белграде (в здании Патриархии) хранится ее копия известной фрески "Оплакивание Христа" (12 век) из храма Св. Пантелеймона при монастыре Нерези (недалеко от г. Скопле, Македония). Репродукция фрагмента этой копии приведена ниже:
В июне 1997 года в Белграде, в "Русском доме" состоялась выставка «Произведения русских художников (эмигрантов) в Белградских частных коллекциях». Там было выставлено одно масло В.А.Пузановой "Тигренки", из собрания Сони Богданович.
Василий Васильевич был одним из тех немногих энтузиастов, кто основал Музей естественных наук в Тиране. Своих детей у Пузановых не было, и они всецело могли отдавать себя наукам. Жили они в одном доме вместе с младшим братом Василия – Александром, который вел домашнее хозяйство, полностью высвобождая Василия и Викторию для занятия науками. Весь период жизни в Тиране до самой своей смерти Пузановы снимали комнату в доме доктора Кадри Керчикут (Dr Kadri Kërçikut).
Перу Василию Пузанова, как правило, в соавторстве с коллегами принадлежит несколько работ по фаунистике различных классов позвоночных. Его список птиц Албании, подготовленный в соавторстве с Фотаком Ламани и Исламом Зеко, и опубликованный несколькими частями в 1962 г и 1963 г, стал на протяжении 30 лет (с начала 1960-ых до начала 1990-ых годов) наиболее часто цитируемой работой по птицам Албании во всех авифаунистических сводках и обзорах птицам Европы. Василий Васильевич также преподавал биологию в Тиранском университете. О его коолеге, этническом греке и хорошо известном албанском орнитологе Фотаке Ламани замечательно рассказал на страницах своей книги Еугениуш Новак (Новак, 2009). Очень трагична судьба другого товарища Василия, орнитолога Ислама Зеко – «коренной албанец, был знатоком хищных птиц; перед войной он работал учителем биологии в гимназии в Тиране. После основания университета стал профессором зоологии. Он уже был пенсионером, когда неизвестные преступники в 1988 году ограбили и убили его (его нашли в квартире мертвым, привязанными к стулу)» (Новак, 2009). Однако, прославился Пузанов не только как зоолог и педагог, но и как таксидермист. Многие экспонаты зоологического музея сделаны его руками. Именно в эту работу он вложил свои душу и сердце. Мы полагаем, что и супруга Виктория Алексеевна со своим тонким художественным вкусом неоднократно консультировала его в сложном творческом деле. Видимо, многолетняя работа с вредными мышьяковистыми соединениями и послужила причиной его преждевременной кончины - последние годы жизни он тяжело и мучительно болел. Проведя несколько месяцев в госпитале, он скончался от рака кожи в 1964 году. В конце жизни Виктория Алексеевна также страдала от болезней (особенно ее мучила болезнь Паркинсона), а албанские врачи советовали ей пройти обследование и подлечиться в СССР. Виктория Алексеевна спрашивала родственников Василия в Москве как лучше это организовать, намереваясь вновь посетить родную страну. Помешали ее приезду испортившиеся в 1961 году отношения между СССР и Албанией, когда СССР разругался с маоистским Китаем, а Албания оказалась сориентирована на крепкую дружбу с Поднебесной (1962-1976), хотя до этого с 1948 по 1961 года данная страна входила в постсоветский блок. Виктория Алексеевна последние месяцы своей жизни провела дома, она не была госпитализирована, и ухаживал за ней брат покойного Василия – Александр, оставшийся после ее смерти совсем один.
Василий Пузанов за чтением. Пастель Макса Вело, 1961 год.
Василий и Виктория Пузановы. Пастель Макса Вело. 1961 год.
На фото слева - семья Пузановых (Василий, Алескандр и Виктория) в Тиране в 1953 году. На фото в центре – Василий Васильевич Пузанов вместе с Лламби Дуролли (Llambi Durolli). На фото справа – паспортное фото Виктории Алексеевны Пузановой. Мы располагаем этими редкими и уникальными фотографиями благодаря многолетней и тесной дружбе семьи Пузановым с Лламби Дуролли, который относился к ним с благоговейным восхищением.
Когда Албания испортила отношения с Советским Союзом, то посольство СССР предложило им вернуться назад. Однако, к тому времени и Василий, и Виктория успели полюбить эту небольшую страну, в которой они провели значительную часть своей жизни и которая им в какой-то степени заменила Родину. Именно во благо Албании они трудились самоотверженно и с любовью, встретили в ней много замечательных людей, обзавелись настоящими друзьями и по этой самой причине были вынуждены отказаться от предложения посольства. В письме В.А.Пузановой родственникам в Москву от 12.09.59 есть такие строки: «Мы живем хорошо, оба работаем при университете, каждый по своей любимой специальности – Вася зоолог, я художник, а сейчас и историолог. Шура с нами, он не служит, а суетится по хозяйству, т.к. я совсем инвалид и без него, верно бы, уже умерла...Страна наша маленькая, но очень милая и красивая. Солнце греет всю осень, до декабря цветут розы.» А вот что пишет В.В.Пузанов в своем письме от 28.03.60 в Москву явно с расчетом на перлюстрацию корреспонденции, как бы объясняя причину будущего невозврата: «Мы научные сотрудники, - живем отлично, ни в чем не нуждаемся: я еще и шеф зоологического музея. Страна и люди отличные. Условия работы хорошие; отношение к нам прекрасное. У нас есть все-все, даже излишки. Летом проводим месяц на море. Витя (так дома называли Викторию Алексеевну) училась в Париже старинным способам живописи. Жизнь прожили интересно и счастливо.»
Младший брат Василия Васильевича, холостой Александр Васильевич Пузанов (1893-1982), взявший на себя весь быт и хлопоты по дому. Пастель Макса Вело, 1970 год.
Могилы В.В.Пузанова и В.А.Пузановой на кладбище в Тиране. Фото любезно предоставлено Максом Вело.
Могила Василия Васильевича Пузанова. Фото любезно предоставлено Максом Вело. Не исключено, что в год рождения закралась ошибка, так как по мнению Т. А. Фремель, В.В. Пузанов был на 10 лет старше, т.е. родился примерно в 1884 году. В 1960 годы Албания рьяно принялась за разрушение своей собственной страны, ее истории и культуры. Атеистический характер страны был привнесен даже в Конституцию, и возник план подрыва всех церквей и мечетей. В 1967 году албанский диктатор Энвер Ходжи отчаянно объявил религию «преступлением против государства». В это же самое время часть коллекции чучел животных была перемещена из Францисканского монастыря в городе Шкодра, что на севере страны, в Музей природы Албании в Тиране, только это уже случилось после смерти Василия Васильевича. А Виктория Алексеевна покинула этот мир как раз в тот год, когда развернулась большая компания гонений на церкви и монастыри и все, что с ними связано. Бог миловал ее, и она не стала свидетелем варварского наступления идеологии на уникальную культуру древней страны. К сожалению, как это часто случается, научные учреждения, в которых много лет самоотверженно проработали супруги Пузановы, совсем не позаботились о выделении могил для них, и Макс Вело оказался единственным человеком, который соорудил подобающие их жизни и труду памятники, и втечение полувека продолжает ухаживать за могилами Пузановых. По его мнению, эти люди сделали необычайно много для маленькой и новой полюбившейся им страны. В ее земле они и остались навеки. Благодарности Автор сердечно благодарит за помощь в подготовке данного материала Макса Вело (Албания), Алексея Борисовича Арсеньева (Сербия), Елену Константиновну Межинскую-Милованович (Сербия),Татьяну Валериановну Фремель (Москва), Юрия Дмитриевича Нечипоренко (Москва) и Василия Геннадьевича Пчелинцева (Санкт-Петербург).
Научные публикации Василия Пузанова в соавторстве:
Puzanov, V., Mitrushi, I., 1955. Gjuetija ne Shquiperi [Hunting in Albania]. // Univ. Shtet. Tiranes. Buletin i Shkencave Natyrore, No. 3: 94-110. Zeko, I., Puzanov V. 1960. Një breshkë oqeanike në bregdetin tonë. // Bul. Shkenc. Nat., Tiranë (BSHN), No 4: 145-146.Lamani, F., Puzanov, V., Zeko, I. 1962-1963. Inventarizimi i shpendeve te Shqiperise [Liste des oiseaux d'Albanie]. // Buletin i Universitetit Shteteror te Tiranes. Seria shkencat natyrore, Vol.16 (3), p87-102; v.16 (4), p100-117; v. 17 (1), p96-99; v. 17 (2), p122-125.
Литература
Вело, М. 2004. Русский византинист Виктория Пузанова / Индоевропейское языкознание и классическая филология - VIII [Текст] : материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского, 21 - 23 июня 2004 г. / Российская академия наук, Институт лингвистических исследований; Чтения, посвященные памяти И. М. Тронского (2004; СПб.) ; Отв. ред. Н. Н. Казанский, Е. Р. Крючкова. - СПб. : Наука. С 29-30.
Каминская Л. Н., Жугра А. В. 2001. Из истории изучения средневекового искусства Албании (Виктория Пузанова и её вклад в албанскую науку). // Вестник СПбГУ. Сер. 2, Вып. 4. С. 39 – 47.
Кривцов Н. 2011. Славное море – священное озеро Виктория Ньянца. Статья в Интернете по ардесу: http://africarus.ru/2011-05-17-21-01-32.html
Новак Е. 2009. Ученые в вихре времени. Воспоминания об орнитологах, защитниках природы и других натуралистах. Издательство: Москва: Товарищество научных изданий КМК. 479 c. с илл.
Пузанова В., Дамо Д. 1965. Некоторые памятники монументальной живописи XIII-XIV веков в Албании // Studia albanica. Tirana. С. 160-161, N 2б; они же. О творчестве албанского средневекового художника Онуфрия // Ibid. 1966. N 1. С. 281-290; Ссылки на Пузановых в Инернете: http://www.pravenc.ru/text/64028.html http://www.mrbook.net/search_p_Tiran%C3%AB,1961._91.html http://www.worldcat.org/title/inventarizimi-i-shpendeve-te-shqiperise-liste-des-oiseaux-dalbanie/oclc/228177085&referer=brief_results http://www.revue-leucothea.com/page.php?id=8&page=60 http://www.qpz.gov.al/doc.jsp?doc=docs/Dekret%20Nr%202257%20Dat%C3%AB%2030-04-1956.htm http://www.forumishqiptar.com/showthread.php?t=58477 http://www.orthodoxalbania.org/images/pdfile/tetor05.pdf http://www.hrono.ru/text/ru/frem0311.html http://www.darial-online.ru/2005_1/orlova.shtml http://amarus.over-blog.com/article-13627805.html Взято из: Шергалин Е.Э. Василий Васильевич Пузанов (1884?-1964) – один из основоположников орнитологии в Албании. // Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 789: 2069-2080. | |
|
|