Поиск по сайту
Авторизация
|
Стратегия и практика защиты хищных ЛЭП-уязвимых птиц Северной ЕвразииСтратегия и практика защиты хищных ЛЭП-уязвимых птиц Северной Евразии Strategy and practice of protection of birds of prey against death on power lines in Northern Eurasia А.В. Салтыков Союз охраны птиц России e-mail: aves-pl@mail.ru
В публикации излагаются ключевые положения предлагаемой Стратегии сохранения хищных ЛЭП-уязвимых птиц Северной Евразии (преимущественно в пределах постсоветского пространства и Монголии, где сохраняется однотипный электросетевой парк), а также наиболее существенные итоги птицезащитной практики. Целью Стратегии является обеспечение орнитологической безопасности электросетевых объектов и, прежде всего, предотвращение имеющей место в указанном регионе значительной по своим масштабам гибели птиц от поражения электрическим током на воздушных линиях электропередачи и сопутствующих электроустановках. Стратегия призвана с позиций экологического и социально-экономического подходов определить приоритеты и основные направления общей политики в области сохранения ЛЭП-уязвимых птиц, как минимум, на десятилетний период и стать составным компонентом соответствующей стратегии сохранения биоразнообразия. Основными субъектами реализации Стратегии являются государственные органы власти, уполномоченные в сфере охраны животного мира, общественные экологические организации и граждане, заинтересованные в сохранении окружающей среды, юридические и физические лица – поставщики либо потребители электрической энергии, соответствующие проектные организации. Основными объектами Стратегии являются птицеопасный (орнитоцидный) электросетевой комплекс, ЛЭП-уязвимые птицы и особо значимые для них территории. В Стратегии, наряду с общепринятыми, используются термины: орнитологическая безопасность объектов электросетевого хозяйства, птицеопасные (орнитоцидные) электроустановки / птицеопасный электросетевой комплекс, ЛЭП-зависимые и ЛЭП-уязвимые птицы, ЛЭП-уязвимые виды птиц (Салтыков, 2014). ЛЭП-уязвимые птицы дифференцируются по приоритетным группам риска и их охранному статусу (приоритетные объекты биоразнообразия: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды, подвиды, популяции либо локальные географические группировки или временные скопления, для которых птицеопасные ЛЭП/ВЛ являются существенным действующим либо потенциально опасным фактором риска /степной орёл, балобан, курганник и др.). Птицеопасный электросетевой комплекс включает: - распределительные электрические сети сетевых компаний – владельцев электросетевых объектов с номиналом напряжения преимущественно 6-10 кВ; - вдольтрассовые и иные ВЛ нефтегазового комплекса, включая отпаечные ВЛ топливозаправочных станций; - ВЛ системы электроснабжения объектов железнодорожного транспорта; - ВЛ внешнего электроснабжения базовых станций сотовой связи, теле-радиопередающих станций; - электросетевые объекты прочих владельцев. Стратегия предусматривает два уровня территориального ранжирования региона для целей птицезащитных мероприятий в электросетевом комплексе: широтно-зональный и интразональный ландшафтно-мозаичный. Базовым принципом настоящей Стратегии является принцип скоординированного взаимодействия всех её субъектов, реализующих птицезащитные мероприятия на подведомственных участках и объектах на основе комплекса взаимно адаптированных подходов и инструментов (методов): - технических (применение наилучших из доступных защитных электротехнических устройств и технологий); - экологических (учёт видоспецифических характеристик ЛЭП-уязвимых птиц в конкретных ландшафтно-географических границах и сезонных условиях, приоритет защиты ЛЭП-уязвимых «краснокнижных» видов); - проектно-планировочных (приоритет защиты птиц на особо охраняемых, орнитологически особо значимых территориях); - нормативно-правовых (принятие государственных и корпоративных стандартов, содержащих необходимые электротехнические характеристики и иные требования, предъявляемые к электроустановкам, а также специальным птицезащитным устройствам, используемым для обеспечения орнитологической безопасности); - экономических (исключение наибольшего эколого-экономического ущерба при наименьших затратах, адекватная компенсация ущерба, причинённого животному миру в результате гибели птиц на ЛЭП); - управленческих (скоординированное взаимодействие специалистов различных профилей, обеспечивающих эффективность птицезащитных мероприятий на всех этапах управленческого цикла. В качестве исходных (исторических) границ проблемного ареала первого уровня, где птицезащитные мероприятия на действующих ЛЭП должны выполняться в первоочередном порядке, следует принять официально признанные в системе Минэнерго СССР границы, представленные на «Карте региона повышенной вероятности гибели редких видов хищных птиц на электролиниях» (Защита птиц от поражения птиц электрическим током на опорах ВЛ 6-35 кВ со штыревой изляцией, 1985; Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий предотвращения гибели хищных птиц на линиях электропередач 6-35 кВ, 1991). Основанием же для выхода за пределы указанных границ являются соответствующие нормы Федерального закона «О животном мире» (ст.ст. 22, 24 - 28). Реализация птицезащитных мероприятий должна осуществляться, как в экстренном порядке (при локализации участков аномально высокой гибели птиц), так и в режимах планового ремонта и технического перевороружения (модернизации) электросетевых объектов. При этом в первом случае приоритет, как правило, отдаётся оснащению электросетевых объектов специальными птицезащитными устройствами, а во втором – применению альтернативных (безопасных для птиц) электроустановок. Критерии «экстренного реагирования» принимаются с учётом орнитологической ситуации (орнитологической значимости территорий) и для «краснокнижных» видов по частоте ежегодной гибели могут варьировать от 1 особи на 10 км ЛЭП в степной и аридных зонах, до 1 особи на 100 км в северных широтах. Птицезащитные устройства (ПЗУ) должны отвечать определённым (стандартизированным) требованиям орнитологической безопасности. Следует использовать только те конструкции защитных устройств, модели которых технически соответствуют конкретным электросетевым объектам, а также габаритам и поведенческим реакциям ЛЭП-уязвимых птиц данной местности. Следует исключить сооружение новых птицеопасных электросетевых объектов и переориентировать электросетевой комплекс на применение электроустановок, не требующих (либо сводящих к минимуму) птицезащитных устройств (например, исключить использование заземлённых опор ЛЭП со штыревыми изоляторами с неизолированными от птиц токоведущими проводами и контактами, заменив их на опоры с подвесной изоляцией и изолированными токоведущими элементами либо ориентироваться на максимальное применение кабельных ЛЭП подземного исполнения). Необходимо «включить» (отрегулировать и активно задействовать) «фильтры», отсеивающие на самых ранних стадиях планирования применение птицеопасных электроустановок (экспертиза, экоконтроль). Для обеспечения реализации Стратегии следует создать эффективный механизм компенсации ущерба, причиняемого при уничтожении птиц из-за эксплуатации птицеопасных электроустановок, предусматривающий осуществление орнитологического мониторинга электросетевых объектов, регламентирование оперативного межведомственного взаимодействия при выявлении и регистрации фактов гибели птиц. Следует также провести корректировку повидовых нормативов стоимости ключевых ЛЭП-уязвимых хищных птиц: скопа (Pandion haliaetus), курганник (Buteo rufinus), змееяд (Circaetus gallicus), степной орёл (Aquila nipalensis), большой подорлик (Aquila clanga) и филин (Bubo bubo), повысив их, как минимум, до уровней нормативов, установленных для других близких по статусу видов. За период с 2000 г. в электросетевых комплексах России и Казахстана, а также частично Узбекистана и Украины, возобновилась прерванная с распадом СССР практика защиты птиц от гибели на ЛЭП. Ежегодно здесь производится оснащение птицезащитными устройствами совокупно порядка 10 тысяч километров птицеопасных ЛЭП. В России сложилась относительно эффективная судебная практика защиты птиц от ЛЭП, благодаря чему приняты и действуют отдельные многолетние ведомственные программы и планы птицезащитных мероприятий в Ульяновской, Волгоградской, Нижегородской, Саратовской, Самарской областях, Республиках Татарстан, Калмыкия, Марий-Эл и ряде других субъектов – до Дальнего Востока включительно. К примеру, в Ульяновской области реализуется рабочая программа регионального подразделения ФСК – филиала ОАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети», рассчитанная на период 2011 – 2026 гг. и предусматривающая ежегодное оснащение птицезащитными устройствами от 200 до 500 км птицеопасных ЛЭП. Крупные компании (ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «Россети», ПАО «Газпром») приняли корпоративные стандарты, содержащие технические требования к современным птицезащитным устройствам (Стандарт организации ПАО «Россети»…, 2015; Технические требования к опорам ВЛ 6-20 кВ…, 2013). В России и Казахстане организован серийный выпуск современных птицезащитных устройств. Конкуренция на рынке ПЗУ привела к двукратному снижению цен на данный вид продукции, что делает её доступной для широкого применения. Совершенствуется правовой механизм защиты птиц на объектах электросетевого хозяйства (в России существенно ужесточены нормы административной и материальной ответственности, в ряде субъектов РФ эффективно действуют собственные требования по предотвращению гибели птиц на ЛЭП), статус редких и исчезающих ЛЭП-уязвимых хищных птиц закреплён в Красных книгах Российской Федерации и Казахстана. Орнитологи стран Северной Евразии приняли ряд резолюций, посвящённых координации усилий по защите птиц на ЛЭП на международном уровне (Резолюция «Орлы и ЛЭП – 2013»…, 2013; Резолюция, принятая на XIV Международной орнитологической конференции Северной Евразии…, 2015). Вместе с тем, проблема «Птицы и ЛЭП» в Северной Евразии крайне далека от своего успешного решения, поскольку птицезащитными мероприятиями в регионе охвачено пока ещё менее 3-5 процентов всего парка птицеопасных ЛЭП. Причём, более половины птицезащитных устройств устанавливается на ЛЭП за пределами зон и очагов высокой и повышенной гибели хищных птиц редких и исчезающих видов. Таким образом, требуется принятие кардинальных согласованных мер со стороны государства, орнитологического сообщества, электросетевых компаний и иных заинтересованных лиц, без чего невозможно исключить электросетевой комплекс как существенный негативный фактор элиминации пернатых хищников в Северной Евразии, результатом действия которого является ежегодная гибель десятков тысяч хищных птиц.
ЛитератураЗащита птиц от поражения электрическим током на опорах ВЛ 6-35 кВ со штыревой изоляцией : Рд арх. № 5.0716. – М.: «Главниипроект», «Сельэнергопроект», 1985. – 27 с. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий предотвращения гибели хищных птиц на линиях электропередач 6-35 кВ. – М., ВНИИ Охраны природы и заповедного дела, 1991. – 19 с. Резолюция «Орлы и ЛЭП – 2013», принятая по результатам работы круглого стола «Защита орлов от гибели на ЛЭП» на Международной научно-практической конференции «Орлы Палеарктики: изучение и охрана» // Пернатые хищники и их охрана, 2013, № 27. – С.13-15. Резолюция, принятая на XIV Международной орнитологической конференции Северной Евразии, проходившей с 18 по 22 августа 2015 г. в г. Алматы, Республика Казахстан (утверждена 15.10.2015). – http://www.rbcu.ru/information/2663/30787/ Салтыков А.В., 2014 Основы орнитологической безопасности электросетевой среды // «Бранта»: Сб. науч. трудов Азово-Черноморской орнитол. станции, вып.17.- С.153-160. Стандарт организации ПАО «Россети» «СТО 34.01-2.2-010-2015 Птицезащитные устройства для воздушных линий электропередачи и открытых распределительных устройств подстанций. Общие технические требования». Утверждён распоряжением ПАО «Россети» от 18.08.2015, № 407р. Технические требования к опорам ВЛ 6-20 кВ, входящим в них элементам и устройствам защиты птиц от поражения электрическим током, применяемым при строительстве/реконструкции ВЛ 6-20 кВ на объектах ОАО «Газпром». Утверждён от 06.11.2013 г. Назад в раздел | |
|
|