Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Последние сообщения блогов

Жулан сибирский

IMG_20200323_125025.jpg  

Жулан

IMG_20200323_125014.jpg  

Первоцвет - 2020


 
С каждым днем солнце пригревает все сильней, а сообщения о распространении коронавируса в мире приобретает все более тревожный характер. Но у нас другие заботы! Уже с конца первой декады марта в наших лесах и парках из прогревшейся почты начинают массово прорастать подснежники, образуя местами целые синие поля, а значит Дружине охраны природы ВГПУ пора собираться в лес на патрулирование мест их массового произрастания, т. е. пришла пора ежегодной операции «Первоцвет».
В назначенное время я стою на остановке «Институт лесной генетики» в ожидании студентов. Прямо возле остановки какая-то мамашка показывает ребенку вниз и говорит: «Смотри, какие цветочки! Сорви его!» Такого я стерпеть, конечно, не мог! На мое возмущенное восклицание мамашка пытается огрызаться: «Не умничайте!» Тут уж меня прорвало: «Понаехала тут всякая шваль!! У себя в деревне привыкли гадить и сюда приехали!??» Вижу, что наступил мамашке на больную мозоль! Она, что-то шипя,  ретируется. Понимаю, что испортил ей настроение и уже рад этому! Сорванный подснежник сиротливо остается лежать на земле!
Минут через десять подходят студенты, а с ними сотрудники Центра лабораторных исследований с напечатанными листовками и два инспектора Росприроднадзора. Студенты разбирают листовки, несколько самых опытных дружинников ветеранов отправляются в рейд с инспекторами Росприроднадзора.
Раздача листовок идет довольно бойко. Некоторые берут охотно, некоторые отказываются со словами «Я это и так знаю! Отдайте другим!», а один мужчина шарахнулся от группы девушек, как заяц от волчьей стаи со словами: «Коронавирус гуляет, а вы тут листовки раздаете!»
Четверо ребят расклеивают листовки на входе в лесопарк, а я тем временем возвращаюсь к остановке. Увиденное здесь вновь вызывает мою довольно нервную реакцию. Пожилая дама, накрашенная румянами, словно Петрушка на ярмарке, самозабвенно рвет подснежники буквально в двух шагах от остановки.
Поблизости ко мне оказалась только одна неопытная студентка, пришедшая на подобную акцию в первый раз, а опытные дружинники ушли в рейд вглубь лесопарка. Пришлось опять брать инициативу на себя. Дама сначала пытается оправдываться « Я рву без луковиц!», а на мое замечание, что подснежники размножаются семенами, лишь скептически усмехается. Тут ко мне подходит подкрепление в виде трех опытных дружинниц. Дама, прижатая к стенке, переходит в контратаку: «Молодые люди, а на старуху нападаете! Совести у вас нет!» и, бросив подснежники за землю, заявляет, словно героическая партизанка эсэсовцам карателям: «Я вас все равно не боюсь!»  
Черт возьми, за тридцать пять лет изменилась страна, изменились люди, изменился мир, но одно осталось неизменным: бабушки нарушительницы, рвущие подснежники на продажу! Их как будто совершенно не коснулись пертурбации, произошедшие в стране и в мире! А ведь этим «бабушкам» лет немногим больше, чем мне! Или такое поведение с генами передается?
Разгоряченные произошедшим, дружинники вновь собираются на остановке, делясь полученными впечатлениями. Многие участвуют в такой операции в первый раз, так что адреналину они сегодня получили порядочно.
На обратном пути мне приходит смс-ка от дружинниц, с которыми мы только что расстались: «У Петровского сквера и у ГЧ (Галереи Чижова) торгуют подснежниками. Мы их разогнали, но они наверно опять соберутся!» И вечный бой, покой нам только снится!

Выводы по операции:

1. Рейды по местам вероятной торговли и произрастания первоцветами показали в целом определенный спад интенсивности их незаконного сбора и торговли, наблюдаемый с 80-х годов прошлого века.
2. В то же время в этой интенсивности наблюдается определенная цикличность. В отдельные годы может наблюдаться даже некоторый рост интенсивности незаконного сбора и торговли.
3. Ранняя весна и более длительный вегетационный период первоцветов в этом году вызвали увеличение объемов незаконной продажи и сбора первоцветов в нашем городе. Аналогичная картина наблюдалась в ранние весны 2015 и 2016 годов. Позволю себе предположить, что объемы незаконных продаж и сбора первоцветов имеют в наших краях скорее фенологическую, чем социально-экономическую природу.  
4. «Социальный портрет» нарушителей сборщиков и продавцов первоцветов за 35 лет нисколько не изменился! Это в абсолютном большинстве — женщины в возрасте порядка 60 лет, оправдывающие свое занятие «тяжелым материальным положением».jACDIr-5PEA.jpg TDV0K3ACTIY.jpg XJv7w9iipT4.jpg

Размышления о военно-патриотическом воспитании

Обратиться к этой нестандартной для меня теме побудило, как это бывает в таких случаях, одно малозначительное обстоятельство. Мы со студентами, членами Дружины охраны природы ВГПУ были приглашены на публичные слушания по поводу строительства музея ВДВ в нашем городе.
На публичных слушаниях нам уже не раз приходилось бывать! Проходят они, как правило, весьма бурно. Так было и в случае со строительством дороги из Северного района к Березовой Роще, и в случае с созданием зеленого лесопаркового пояса. Молодежь покидает их обычно полная эмоций, получив изрядную дозу адреналина.
На этот раз ничего такого не ожидалось! Но, казалось бы, какое может быть воздействие на окружающую среду со стороны музея, который к тому же планируют возвести в одном из спальных районов города? Бурных обсуждений явно не ожидалось. Но вот тут я немного ошибался!
После короткого выступления проектировщика я задал, казалось бы, самый невинный вопрос: «Сколько и каких деревьев предполагается вырубить и сколько посадить для компенсации» (кстати, музей планируется взвести на территории одной из наших городских ООПТ, что меня несколько насторожило). Ответ последовал весьма четкий с указанием количества и пород деревьев. Я сел на место, вполне им удовлетворенный!
Далее студенты задали вопросы на предмет утилизации и организации раздельного сбора мусора в музее и касательно планировки прилегающей к музею территории сквера. Я задал ещё один вопрос об источниках финансирования будущего строительства и о штатном расписании музея. Ответы проектировщик также давал вполне четкие.
Слушания уже подходили к концу, но я, как говорится, шкурой чувствовал, что атмосфера в зале почему-то накаляется, хотя внешне всё выглядело абсолютно спокойно! Но это лишь казалось. В одном из углов зала, где сидели люди в военной форме, нарастал недовольный гул.
И тут слова попросил ВДВ-шный полковник! Я не буду даже пытаться полностью воспроизводить его речь, а приведу лишь некоторые цитаты: «У вас на кону с одной стороны — несколько березок, а с другой — национальная идея!», «Мы тут за березки боретесь, а в Сибири лес тоннами (?) вырубают! Вот и поборитесь с лесной мафией!», «Я не верю, что будущее поколение не будет воевать!».
Остапа, как говорится, понесло. Конец слушаний оказался явно скомканным. В коридоре после них мы продолжили с бравым полковником разговор на данную животрепещущую тему. Я не буду его здесь приводить, а выскажу лишь мысли, на которые меня этот разговор навел.

1. Бессмысленно говорить о военно-патриотическом (или каком-либо ещё!) воспитании при отсутствии программы такого воспитания. Возводить при отсутствии программы любые (стоящие не одну сотню миллионов!) мемориальные (и прочие!) комплексы — перевод денег, или, как выражается один известный российский политик: «Распил!»
2. Об отсутствии программы военно-патриотического воспитания и бездействии военно-патриотических организаций говорит хотя бы факт полного отсутствия в городе парашютных вышек (автор этих строк ещё застал одну такую в Центральном парке) и клубов «Юный десантник», которые для начала следовало бы создать хотя бы в десятке школ. А ведь с этого и надо начинать! А если такой работы не ведется, то зачем нам музей ВДВ? Экспонаты для него хоть имеются, учитывая ещё тот факт, что в городе нет ни одной части ВДВ?
3. И, наконец, о наболевшем. Мы опять «воткнулись» в проблему детского туризма, который на данный момент полностью разрушен. С ним ушли в прошлое детские военно-спортивные лагеря, ещё бывшие популярными в начале 2010-х годов, и на которых юные школяры под руководством бывших десантников и спецзановцев получали навыки выживания в дикой природе, приготовления пиши в полевых условиях, изготовления и обращения с различными подручными средствами. А БЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭТОЙ СИСТЕМЫ НИ О КАКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ И НИ О КАКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ ГОВОРИТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ! Вот о чем следует подумать не только бравым десантникам, но и всем, кто связан с патриотическим воспитанием молодежи!

На том заканчиваю, рассчитывая на то, что мои оппоненты по этим слушаниям прочтут этот пост и поймут, что военно-патриотическое воспитание — вещь серьезная, и мыслить здесь категориями «периода застоя» никак нельзя!

Славка ястребиная

IMG_20200301_134332.jpg  

Славка садовая

IMG_20200301_134353.jpg  

Славка-завирушка

IMG_20200301_134314.jpg  

Славка серая

IMG_20200301_134301.jpg  

Пеночка-весничка

IMG_20200301_134245.jpg  

Пеночка-трещотка

IMG_20200301_134235.jpg  

Пеночка зеленая

IMG_20200301_134221.jpg  

Рейды по проверке системы утилизации мусора в Воронеже

Бытовое загрязнение за последние двадцать лет явно вышло на первый план, потеснив промышленное и транспортное, и вызывая все большее беспокойство не только экологических организаций, но и рядовых граждан и даже властных структур самых различных уровней — от муниципалитета до Правительства Российской Федерации. Здесь достаточно упомянуть о глобальной «пластиковой проблеме», о которой делают репортажи все ведущие мировые информационные компании.
Бороться с бытовым загрязнением призвана система утилизации бытовых отходов, в которой основное место уделяется раздельному сбору различных видов мусора, который в нашем городе с переменным успехом налаживается последние три года.
Дружина охраны природы ВГПУ принимает в этом процессе весьма активное участие, начиная от проведения экологических уроков соответствующей тематики в школах и заканчивая отслеживанием всей системы утилизации мусора в области, начинающейся  в мусорных ведрах обывателей и заканчивающейся на перерабатывающих предприятиях или (увы, в большинстве случаев!) на мусорных полигонах (а случается, что на незаконных свалках!).
В этот раз объектами нашей проверки стали специальные контейнеры для раздельного сбора мусора, установленные во дворах многоквартирных домов. Путеводителем нам служила интерактивная карта проекта «Это — не мусор!», разработанная общественным экологическим активистом Денисом Евграфовым.
Итак, выкладываю подробный отчет с указанием адресов и видов контейнеров. Первая рейдовая группа обследовала район улиц Остужева — Переверткина.
1. Ул. Остужева, 8. Контейнеры на месте.
2. Ул. Остужева, 10. Контейнеры на месте.
3. Ул. Переверткина, 4. Контейнеры на месте.  
4. Ул. Переверткина, 1/2. Контейнеры на месте.
5. Ул. Переверткина, ?. Контейнеры стоят, хотя на карте не отмечены.

Вторая рейдовая группа обследовала жилой массив «Олимпийский». Привожу их данные.
Просмотрены следующие адреса:
1. жилой массив олимпийский, 4;
2. жилой массив олимпийский между, 10 и 12 домом;
3. жилой массив олимпийский, 8;
4. жилой массив олимпийский, 7;
5. жилой массив олимпийский, 13;
6. жилой массив олимпийский, между 3 и 5 домом.
По всем адресам отсутствуют баки для картона и бумаги, хотя на карте они указаны.

Третья рейдовая группа обследовала улицу 45-й стрелковой дивизии.
Просмотрены следующие адреса:
1. Ул. 45-й стрелковой дивизии, 1. Ничего нет, хотя на карте отмечены контейнеры для пластика.
2. Ул. 45-й стрелковой дивизии, 3. Аналогичная картина.
3. Ул. 45-й стрелковой дивизии, 48. Контейнеры для пластика.
4. Ул. 45-й стрелковой дивизии, 50. Ничего нет, хотя на карте отмечены контейнеры для пластика.

И, наконец, четвертая рейдовая группа обследовала непосредственно окрестности ВГПУ. Привожу их данные.

1. Ул. Республиканская, 74а. Контейнеры для пластика на месте.
2. Переулок Автогенный, 11а. Контейнеры отсутствуют
3. Ул. Лидии Рябцевой, 57/3. Контейнеры на месте.
4. Ул. Советская, 53. Контейнеры на месте.
5. Ул. Советская, 53а. Контейнеры на месте.

Я уже сидел и писал эту статью, когда пришло ещё одно сообщение: «В магазине «Вкусвилл» на остановке «ул. Кирова» принимают батарейки. На карте не обозначены.



 

 Наверняка и в остальных «Вкусвиллах» их принимают, их по городу много».

Выводы по результатам проверки:

1. Всего было проверены 20 точек раздельного приема мусора в нашем городе, что, конечно же, далеко не полная картина. Одна точка (5 %) не была занесена на карту. 10 точек (50 %) вполне соответствует тому, что было нанесено на карту. 4 точки (20 %), нанесенные на карту, не обнаружены. В 6 точках (30 %) отсутствовали контейнеры для картона и бумаги, указанные на карте.
2. Наряду с этим обнаружен ранее не обозначенный прием батареек в торговой сети «Вкусвилл», весьма распространенной в нашем городе.
3. Развитие системы раздельного сбора мусора в нашем городе происходит неравномерно («два шага вперед — шаг назад!»), преодолевая различные бюрократические препоны и сложности. Например, год назад нам стало известно, что некоторые управляющие компании заставили ООО «Славянское наследие» убрать контейнеры для сбора пластиковой  тары. Типа, за это надо платить!
4. На данной стадии формирования системы раздельного сбора мусора многое будет зависеть от гражданской активности и экологической грамотности населения, с чем ещё предстоит основательно поработать.
5. В общем, расслабляться не стоит! Мы ещё в самом начале пути формирования системы грамотного и «экологичного» обращения с отходами.
nnG7HmZTapU.jpg -8AdupCzhog.jpg TNV30IVDJ78.jpg Xh27IBTBhAY.jpg

Первоцвет - 2020: некоторые особенности проведения

Напомню читателям, что операцией «Первоцвет» называется комплекс мероприятий, проводимых государственными и общественными экологическими организациями с целью предотвращения сбора и продажи весенних раннецветущих растений.  
С середины 70-х годов операция «Первоцвет» проводилась исключительно на общественных началах и инициатором стало Движение студенческих Дружин охраны природы. В настоящее время операция организуется и проводится в значительной степени государственными природоохранными органами при активном участии различных общественных экологических организаций.
В этом году операция «Первоцвет — 2020» начиналась тревожно. От Дружины охраны природы МГУ поступило сообщение, которое позволю себе частично процитировать: «В последние несколько дней в Москве возле станций метро «Белорусская», «Калужская» и «Тимирязевская» были замечены торговцы цветами, у которых среди прочих были букеты подснежников (галянтусов). Подснежник складчатый Galanthus plicatus и подснежник белоснежный Galánthus nivális – редкие растения, занесенные в Красную книгу России. Вероятно, они были привезены браконьерами из Крыма. Проблема может оказаться шире и затрагивать не только Москву. Чтобы понять её масштаб, мы просим обращать внимание на людей, торгующих цветами - нет ли у них маленьких букетов подснежников или других первоцветов. Их не всегда просто заметить среди остальных цветов, пожалуйста, присмотритесь!»
Что и говорить, возникла ситуация, вызывающая немалое беспокойство. Поэтому для начала связываюсь с экологическими активистами Крыма. Здесь привожу их ответы с некоторыми корректировками.
«На трассе между Алуштой и Ялтой часто торгуют»
«Я такие подснежники не один раз видела в огородах у людей... И торгуют ими не только на трассе, но и в каждом столичном переходе...»
«На каждом рынке в Севастополе торгуют. По крайней мере в Гагаринском районе».
«У моей мамы их половина палисадника растёт. И у всех соседей. В селе это самые обычные цветы».
«Да и у нас также. Плодятся они отлично, урожай дают хороший. Хайп и отвод глаз от реальных проблем!!!»
Как говорится: «Уппсс!» Проблема (в который уж раз) обернулась несколько неожиданной стороной. Но для уверенности связываюсь со своей бывшей дипломницей, работающей сейчас в Адлере. Ниже привожу её ответ с некоторыми изменениями.
«Можно даже никуда не идти, здесь уже около месяца продают и подснежники, и морозник. Вот только продают бабули, а им все равно, что они краснокнижные. Я мельком спрашивала: днем по одной цене продают, вечером намного дешевле. … Видела вчера, но ничего толком не ответили ("Не хочешь брать, не бери"). Даже на предложение продать луковицы ответили отказом».
Как говорится, не прибавить, не убавить… Но оставалось ещё проверить наличие торговли в нашей области. За неделю до 8 марта (в эти дни ожидается пик торговли цветами) члены ДОП ВГПУ направляются в места возможной торговли первоцветами, т.е. на рынки, к различными супер- и минимаркетам, а также в самые оживленные места нашего города. Сообщения начинают поступать уже с понедельника.
«Обнаружена торговля пролесками на рынке на ул. Димитрова. Мы говорили с продавцами. При повторной проверке торговля первоцветами не обнаружена».
«Видели торговлю возле «Галереи Чижова». Обычные синие подснежники. Причем нас уверяли, что они тепличные. При повторной проверке первоцветов не обнаружено»
«Прошли вдоль всего проспекта Революции. Первоцветов нет»
«Ленинский проспект. Остановки «Арзамасская», «Гвардейская», «Нижняя». Первоцветов не продают»
«По всему Ленинскому проспекту и на пересечении улиц Грамши и Чапаева торговли первоцветами не выявлено»
«Московский проспект. Остановка «Политехнический институт». Торгуют «мимозами» и тюльпанами. Первоцветов нет».
«Вдоль всей улицы Кирова торгуют «мимозами» и нарциссами. Первоцветов нет. В одном месте был крокус, но, похоже, тепличный».
«Улица Космонавтов. Первоцветом нет»
«Улица Домостроителей, возле «Ленты». Похоже, первоцветов нет»
«Юго - западный район, минирынок на остановке «Ул. Комарова». Первоцветов нет. Торгуют только тюльпанами».
«Березовая Роща, первоцветов нет. Только тюльпаны, «мимозы» и нарциссы».
   
В общем, город Дружина охраны природы ВГПУ, похоже, «прошерстила» достаточно полно. Не обнаружено никаких признаков торговли «краснокнижными» видами. Торговля местными пролесками обнаружена только в двух местах, да и там (не без нашего участия!) её быстро свернули.

Теперь перехожу к сообщениям из области.
«Россошь. Первоцветов не обнаружено»
«Павловск. Первоцветами не торгуют»
«Каменка. Нет торговли первоцветами»
«Петропавловка. Торговли первоцветами нет»
«Бутурлиновка. Первоцветами не торгуют»

Выводы по результатам проведенного мониторинга:

1. Массовая торговля «краснокнижными» видами первоцветов наблюдается либо в местах сбора (Крым, Кавказ), либо в Москве (самый ёмкий рынок сбыта). При этом значительная часть растений поступает из теплиц и личных подсобных хозяйств граждан (хотя незаконный сбор в дикой природе, похоже, также «имеет место быть»), что заставляет посмотреть на проблему в несколько ином ракурсе.
2. В Воронеже и области торговли «краснокнижными» видами не обнаружено, а торговля первоцветами (пока!) носит единичный характер (а в области вообще отсутствует).
3. В течение ближайшего месяца торговля первоцветами местных видов (прежде всего, пролеской сибирской и ландышем майским) в Воронеже может активизироваться, так что расслабляться особо не приходится.-12wJ9OnXQo.jpg kTVaWoqFO04.jpg T0vSloeL0K8.jpg  

Пеночка толстоклювая

IMG_20200301_134215.jpg  

Пеночка-зарничка

IMG_20200301_134206.jpg  

Пеночка индийская

IMG_20200301_134158.jpg  

Пеночка тусклая

IMG_20200301_134146.jpg  

Пеночка бурая

IMG_20200301_134134.jpg  

Пеночка-теньковка

IMG_20200301_134107.jpg  

Камышевка толстоклювая

IMG_20200216_123600.jpg  

Соловьиный сверчок

IMG_20200216_123549.jpg  

Сверчок

IMG_20200216_123541.jpg  

Пятнистый сверчок

IMG_20200216_123533.jpg  

Таежный сверчок

IMG_20200216_123525.jpg  

Певчий сверчок

IMG_20200216_123512.jpg  
Страницы: Пред. | 1 | ... | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ... | 69 | След.




© 2003-2025 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media