Весна – особое время. Это время пробуждения природы. Это время, когда любители огородники и садоводы устремляются на свои дачные участки, всеми правдами и неправдами сбегая с работы. Их мысли заняты только одним: как успеть сделать прививки на яблони, как успеть пробороновать почву, как не упустить время посадок картофеля и посева моркови, свеклы и прочих огородных культур. Весной все чаще сжимаются щемящим беспокойством студенческие сердца: скоро сессия! Весна – особое время для работников лесного хозяйства – время посадок!! Им тоже нельзя упускать ни одного дня и даже часа. Они днюют и ночуют в лесу, работая от зари до зари, готовя посадочный материал. Весной мой мобильный телефон буквально раскаляется от звонков друзей – лесоводов. Вопрос один: когда приведешь своих студентов на помощь? Мы зашиваемся от работы, не хватает людей, сроки поджимают! Профессиональная солидарность превыше всего. Поэтому я бросаю клич своим экологам: нужна помощь! Добровольцы – шаг вперед! Поможем лесу! Да здравствует экология! Студентов уговаривать не надо. Ну, какой студент откажется от возможности на законном основании прогулять лекции? Да и всем известно, что участие в подобных акциях светит в будущем немалыми бонусами! Наслушавшись рассказов от старших курсов, студенты, уже с начала апреля все чаще задают мне один и тот же вопрос: когда пойдем сажать лес? Солнышко пригрело, погода хорошая, сидеть и слушать нудные лекции желания все меньше и меньше. Лес зовет! В результате в назначенное время мы выходим из автобуса на остановке «Институт лесной генетики». Со мной с десяток студенток (одни девушки, где уж в педуниверситете мужиков найти?). Пробуждение природы в питомнике (где нам предстоит работать) ощущается особенно. Прямо возле входа нас встречает своими ярко-желтыми цветками ракитник русский. Чуть дальше нас поражают своим великолепием крупные фиолетовые цветки посланца Альп рододендрона Лядибурга. Цветут примулы, барвинок, мускари. Раньше, чем в городе здесь зацветает венгерская сирень. В общем, есть чем восхищаться! Студенты впервые в жизни видят такие причудливые деревья, как извитая ива с извивающимися (в соответствии с названием) ветвями или сосна болотная с длинными мягкими иглами. Работа нам предстоит вроде несложная. Надо очистить от опилок, которыми присыпают саженцы на зиму, плашки с миниатюрными елями, тисами и кедрами. Студенты, разделившись на две группы, с энтузиазмом приступают к работе. Мне, как единственному мужчине, предстоит перетаскивать и высыпать в определенном месте ведра, наполненные опилками. Поначалу в прохладе работать легко и приятно. Ведра быстро заполняются опилками, так что я едва поспеваю. Кто-то из студенток запевают веселую песенку. Работа время от времени прерывается восклицаниями, которыми сопровождается находка какого-нибудь червяка, жука или сороконожки. Больше всего внимания привлекает мясистая личинка майского жука. Не прошло и часа, как половина плашек была освобождена от опилок. Наша работа сопровождается непрерывным птичьим хором. Чаще слышатся резкие крики кольчатых горлиц. Им вторит воркование вяхирей. Периодически до нас доносятся трельки пеночек-весничек, славок-завирушек, горихвосток. Из леса доносятся лихие посвисты певчих дроздов. Во второй группе работа идет медленнее. Студентки перемежают занятия с периодическими разговорами по мобильным телефонам, взаимными подколами и подначиваниями. Некоторые девушки периодически удаляются на перекур и попить водички. Да и фотографироваться при выполнении столь важной миссии девушки не забывают. Где-то через час в лесу становится жарко. Энтузиазма явно поубавилось! Периодически слышу сетования на жару, жажду, тяжелую работу и т.д. А виноват … понятно кто! «Почему Вы не сказали, чтобы мы головные уборы взяли?» «Эх, надо было купальники надеть, сейчас бы позагорали» - то и дело различные претензии доносится до моих ушей. Тем не менее, работа близится к концу. Осталось освободить от опилок не более пятисот плашек. Темп работы убыстряется, когда сотрудница лесопарка обещает всем после окончания работы подарить по «елочке». «А мне можно земли для цветов взять?» - спрашивает одна студентка. Отчего же нельзя, конечно можно! И вот, последние усилия! Последний раз ведра наполняются опилками! Последний раз я высыпаю их в кучу. «Мы сделали это!», «Мы справились!», «Мы успели!» - слышны восторженные восклицания. Восторг не в состоянии испортить даже опилки, запутавшиеся в девичьих волосах. По окончании работы студенток приглашают попить чаю в оранжерею. До чего приятно расслабиться в прохладе с чувством выполненного долга, прихлебывая душистый чай на травах! Посещение оранжереи вызывают новый прилив восторга. Вид экзотических папоротников производит неизгладимое впечатление. Сотрудница питомника щедро дарит папоротники, одновременно раздавая консультации по их содержанию. Студентки внимательно слушают, кто-то даже записывает. Наконец мы покидаем территорию питомника, волоча в полиэтиленовых пакетах дары лесников – папоротники и миниатюрные «елочки». Кто-то даже удостоился особого подарка в виде специально подготовленного для посадки цветов грунта и нескольких пластмассовых плашек. Покидая питомник, мы слышим, как нам на прощание исполняет свою арию соловей – первый в этом году!
В 2012 году Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева отмечает 90-летие со дня основания! ВНИМАНИЕ! 25 апреля (среда) музей будет закрыт! Он и был закрыт для посетителей, но был открыт для друзей Музея, музейщиков, представителей академической науки, НКО.Что печально: в СМИ 0 публикаций на сегодня. Ещё печальней. Занесло меня сегодня на празднование Дня рождения королевы Нидерландов. Красиво, селёдка, сыры..., чувствуется кризис и ни одного знакомого лица кроме Вики Элиас. Симптоматично, однако. Большое спасибо голландцам за всё,что они сделали для природы России. Ноне бездонная же бочка?
Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала ее день и ночь. Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше. А змея не уставала ползти по пятам. На третий день обессилевшаябабочка почувствовала, что не может больше лететь, она присела на цветок и спросила свою преследовательницу: — До того как ты меня убьешь, можно задать тебе три вопроса? — Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем считать это твоими предсмертными желаниями, можешь спрашивать. — Ты питаешься бабочками? — Нет… — Я сделала тебе что-то плохое? — Нет. — Тогда почему ты хочешь убить меня? — Ненавижу смотреть, как ты порхаешь!!! источник: Притчи и Афоризмы!
Сегодня на открытии "тепличного сезона" познакомилась Владой Тараскиной, автором замечательного проекта http://rusini.org/ci/ Влада придумала этот проект наблюдая как молодые айтишники (она сама из них) скучая в офисах играли в Интернет-игры, а в стране бушевали пожары, появились рынды и письма к министру МЧС. Проекту нет и 2 месяцев, но я уверена, что он принесёт много пользы и НКО, и стране, и конкретным людям.
Примерно с 2007 г я наблюдаю за птицами и снимаю их. И вот теперь решил проанализировать - для чего, собственно, имеет смысл их снимать. Вопрос-то вполне практический - в каких случаях хвататься за аппарат?
Есть 2 типа целей съемки: документирование наблюдений и съемка с художественной целью. Лично для меня художественная цель вторична. То-есть я, конечно, стремлюсь иметь хорошие фотографии как можно большего числа видов, но вот чтобы снимать часто встречающуюся птицу на кормушке по многу раз в расчете, что получится какая-то оособенная фотография - такими вещами я, как правило, не занимаюсь. У меня уже есть хорошие фотографии многих часто встречающихся птиц и больше мне их, пожалуй, не надо. Ловля особенно эффектных кадров меня за редким исключением не привлекает.
Что же касается документирования наблюдений, то, на мой взгляд, снимать следует в следующих случаях:
1. Встреча более или менее редкого вида. Редкий - не значит краснокнижный - московка для меня тоже не особенно частый вид и ее вполне стоит снимать. Тут есть две цели: - Зафиксировать встречу так, чтобы не было сомнений, кого встретил (можно записать в блокнот, но можно ведь ошибиться при определении, а еще могут не поверить); - Получить снимок редкой птицы, который может оказаться лучше, чем те, которые имелись до сих пор.
Если видишь редкую птицу или не можешь определить, кого видишь, следует снимать, даже если снимок гарантированно будет плохой.
2. Фото птицы, редкой в данное время года (например - встреча снегирей в июне) или давно не встречавшейся (например, мигрирующие птицы, численность которых сильно меняется). Также интересна первая в сезоне встреча перелетной птицы. В таком случае также необходимо снимать, даже если снимок гарантированно будет плохой.
3. Если встречена птица, которую трудно увидеть и для которой, скорее всего, нет (или мало) хороших фотографий. Пример - всякие пеночки, славки, камышевки и прочая кустарниковая мелочь, которая не является редкой, но которую трудно увидеть и тем более снять.
4. Съемка птиц на гнездах и около гнезд. Поиск гнезд - это важнейший момент в наблюдении за птицами. Для меня, как для непрофессионала, находка любого гнезда - событие. Соответственно все, что связано с этим событием, следует снимать как можно лучше. Так же интересны съемки, например, птиц в процессе строительства гнезда или кормления птенцов - например, с гнездовым материалом в клюве или с пищей для птенцов.
5. Съемка какого-либо необычного поведения (пример - когда дятел шарится по земле, что для него нетипично), или поведения, наоборот, характерное для данного вида, но такого, которое редко можно увидеть (например, когда ворона гоняет коршуна).
6. Ну и наконец, просто случай, когда даже часто встречающаяся птица вдруг оказалась существенно ближе, чем это бывает обычно. Возможность получить хорошую фотографию, если уж она пришла в руки, не следует упускать.
Ну вот примерно так. Все это написано исходя из того, что я в первую очередь - натуралист, а уже во вторую - фотограф. Что не отменяет необходимости иметь хорошее качество фотографий - это бывает нужно и для различения сходных видов, и для того, чтобы фотографии можно было использовать в целях иллюстрации. Кроме того, иногда бывает интересно рассмотреть и то, что у птицы в клюве...
Сначала мы хотели писать эту статью по-другому. И уже запаслись необходимой литературой и скачали содержимое сайтов по теории экологического воспитания. Но… посмотрели на это и … не смогли подавить зевоту. Все это выглядело так, будто мы кого-то уговариваем и доказываем, как необходимы школьные научные экологические общества. Лично мы для себя этот вопрос решили раз и навсегда! Кто считает иначе, может дальше эту статью не читать!
Эта статья предназначена для тех, кто считает, что школьные научные экологические общества, в которых учащиеся заняты настоящей научной работой, должны существовать, не смотря ни на что. Кто, не считаясь с низкой зарплатой и отсутствием личной жизни, готов работать с детьми не только на уроке, но и большую часть оставшегося «свободного» времени! Кто не боится брать на себя ответственность за жизнь и здоровье детей. Если Вы, читатель, один из таких людей, эта статья предназначена Вам. А все прочие даже не достойны эту статью читать!
Итак, научная работа в школе. Да ещё по экологии! Что она из себя представляет? Позволю себе процитировать один источник (Харченко, Шомина, 1996): «Это – боль в натертых лямками рюкзака плечах! Это – тяжесть толстенных определителей! Это – обгоревшие носы и натертые ноги! Это – кропотливая работа по несколько часов в день на одном месте!» Рискуя показаться банальным, позволю себе продолжить.
Участие в научной работе позволяет учащимся знакомиться с природой непосредственно при проведении наблюдений, а также выбирать наиболее понравившиеся им темы. Более того, совместная жизнь в палатках, совместное приготовление пищи, выпадающие в полевых условиях общие трудности вырабатывают такие качества у учащихся как дисциплинированность, чувство товарищества, взаимовыручки, умение работать в команде. Хорошо написал, правда? Но и здесь научная работа не заканчивается.
Результаты научной работы докладываются на научных конференциях школьного, районного, городского, областного, федерального («Созвездие», «Подрост») и даже международного (“BIOS” – олимпиада) уровней. Успешное выступление на олимпиадах значительно повышает самооценку детей, способствует повышению их успеваемости и развитию интереса к природе.
Опыт показывает, что даже отстающие учащиеся, задействованные в работе научных обществ, по выполнении исследований значительно улучшают свои показатели по другим предметам и по дисциплине. Более того, на них эффективность экологического воспитания при работе в научных обществах проявляется особенно ярко и даже в значительной степени (больше, чем в случаях с успешными учащимися) способствует профессиональной ориентации.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Это уже само по себе предусматривает увеличение роли руководителя научного общества и требования к нему. Это должен быть высокообразованный талантливый наблюдатель и знаток природы, первоклассный педагог, пользующийся уважением и авторитетом у детей. Руководитель школьного научного общества должен быть опытным полевиком, знать все тонкости жизни на природе. Он должен прививать учащимся навыки разведения костров, приготовления пищи в полевых условиях, установок укрытий от непогоды и т.д. Необходимо также владение навыками фотографирования, изготовления коллекционного материала, ориентирования на местности.
Завершив разбор качеств, необходимых руководителю научного экологического общества, перейдем теперь в непосредственным участникам. Опыт показывает, что в школьные научные общества можно привлекать учащихся, начиная с пятого класса. Наибольшее число учащихся в обществе обычно составляют учащиеся девятых и десятых классов. Численность учащихся составляет от десяти до нескольких десятков человек. При большей численности эффективность работы общества размывается. Впрочем, отсев будет всегда. Реальной научной работой обычно занимаются не больше десяти человек.
Иногда руководство школы, при котором состоит научное общество учащихся, заранее требует предлагаемые научные темы «на утверждение». Здесь можно пойти на компромисс, выдавая темы, названия которых должны быть как можно более общими. Потом всегда можно будет убедить, что то, чем вы занимаетесь, идет в рамках утвержденной ранее темы.
Обычно в самом начале набор учащихся в научные общества идет туго. Заранее нельзя предугадать, какая тема вызовет наибольший интерес у детей. Мы в экологическом клубе «Воронежский меридиан» в духе времени предложили детям тему «Экологическое право». Желающих не нашлось. Зато на тему «Экологический мониторинг лесных экосистем» желающих нашлось больше, чем надо. Может быть, из-за названия?
Кстати, о названии. Завораживающие темы с длинными (но при этом понятными детям) названиями пользуются куда большей популярностью у детей, чем обладающие короткими лаконичными названиями. Так что к выбору названий нужно подойти серьезно.
Название должно быть таким, чтобы все слушатели сразу поняли, о чем пойдет речь. Не нужно заумных слов, в которых таится что-то потустороннее или почти мистическое. Не нужно и глобального размаха типа «Парниковый эффект», «Фауна океанов», «Леса мира». Достаточно, чтобы было просто и конкретно «Птицы парка Кузьминки» или «Состояние зеленых насаждений бульвара Космонавтов». В общем, что увидели, про то и рассказывайте.
Дети должны уже с первых шагов видеть перед собой конкретный результат, ими самими достигнутый. Отсюда следует, что работа по научной теме должна этот первый результат им предоставить. От этого многое будет зависеть!
Через два месяца после объявления детям о создании в школе научного общества начинается наплыв. Дети валят буквально толпами. Вот тут будьте осторожны, руководитель, и заранее морально настраивайте себя на то, что из толпы желающих у вас останется в лучшем случае десяток. И ваша цель – этот десяток отобрать!
Вспоминаем случай из своей практики. К нам пришла юная голубоглазая девочка с ясным взором и категорично заявила: «У меня дома живут хомячки! Я хочу заниматься хомячками!» Вот так, дескать, подавайте мне хомячков и все тут. Никаких «двадцать»! Можно было бы, конечно, вежливо разогнать наглую девицу («Хомячков сегодня не завезли!"), но что-то в ней было, что заставило нас вести себя с ней более аккуратно.
«- Хорошо, говорю, а ты знаешь, что у нас в области не только хомячки живут. Есть много других похожих на них! Давай займемся мышевидными грызунами!» На лице любительницы хомячков появляется выражение секундного колебания. Не дав ей опомниться, снимаю с полки увесистый том серии «Жизнь животных». Попутно подаю «Кадастр позвоночных Воронежской области». « - Посмотри, кто из грызунов у нас водится, и составь литературный обзор». Быстро набрасываю ей на клочке бумаги план обзора. По выражению лица юного дарования вижу, что она уже ощущает себя причащенной к великому.
Что было дальше? Дальше были участие в летних экологических лагерях и экспедициях, призы на конференциях, учеба в педуниверситете и выполнение под руководством одного из авторов этой статьи блестящей работы по экологии птиц большого города. Сейчас Лена (так её зовут) учительствует в одной из школ Воронежа, создала там же научное экологическое общество и регулярно приводит к нам в институт на конференции своих учеников. Как вам пример непрерывности экологического образования? А всё началось с … хомячков.
И вот вы набрали себе группу. Запомните первый принцип – нельзя давать детям расслабляться. Ищите первый же подходящий повод, чтобы вытащить детей на природу. Вы скажете, какие выходы на природу? Зима на дворе (или поздняя осень). Дети заболеют, простудятся, родители будут жаловаться. Отвечаю, да, будут, да, заболеют! Но если вы боитесь, то лучше не занимайтесь научным обществом. Говорю без всякого предубеждения, это – не для вас!
Зимние выходы хороши по двум причинам. Первая, природа в это время малоактивна и не обрушивается на начинающих натуралистов всем своим многообразием, что может привести к элементарной растерянности. Второе, следы зверей и птиц на снегу видны лучше. Вы ведь разбираетесь в следах, дорогой читатель. Ну, так вперед! В лес, в поле, на худой конец подойдет ближайший парк.
На первую экскурсию много народа не придет. Вам будет достаточно и двоих-троих. Смотрите, этих не упустите, а уж потом народ подтянется. Это уж я вам обещаю!
Перед первой экскурсией каждый ребенок получает индивидуальное задание. Оно может звучать просто: «Птицы парка «Динамо»», «Млекопитающие дубравы», «Древесные породы нашего парка» и т.д. Главное, оно должно перекликаться с темой, выбранной вашим подопечным.
В результате первой экскурсии дети составляют списки видов, встреченных им по пути. Может случиться и так, что птиц вам попадется много, а млекопитающих совсем ничего. Чтобы не огорчать «специалиста» по млекопитающим, разделите задание на двоих.
Если первый выход планируется за город и на целый день, то высшей наградой вашей школоте будет разведение костра и приготовление печеной картошки (то, что родители нагрузят ваших подопечных провизией, дабы их драгоценные чада не отощали, можете не сомневаться).
Итак, первый результат достигнут. Проработав составленный список, добавляйте немного литературных данных, и первое сообщение готово. Можно выступить на школьной конференции (о том, как её проводить, авторы уже выпустили небольшое методическое пособие (Успенский, 2004)), а можно и попытаться подать заявку на районную и даже на городскую. Скажете, рано? Ничего подобного. Ещё пара таких прогулок в другие парки и можно смело пробиваться на более высокие уровни. Главное, не бояться! Внушите это себе и своим ученикам.
При подготовке к конференции особое внимание надо уделить докладу. Сейчас на конференциях всех уровней практикуется показ презентаций. Современные дети весьма продвинуты по части пользования компьютерами, так что презентацию (при условии, что вы дали ясные и четкие указания по её содержанию) подготовят без труда.
А вот с докладом придется попотеть. Сначала дайте вашему юному дарованию план доклада. План должен быть предельно четок и состоять максимум из четырех (а лучше, из трех) пунктов, для каждого из которых должно быть указано время изложения. Иногда достаточно указать количество фраз. Вот так выглядел план доклада нашего подопечного, подготовленный областной научно-практической конференции «От любви к природе – к культуре природопользования».
1.Введение
а. Актуальность. Три фразы о том, зачем нужна данная работа.
б. Научная новизна. Одна фраза о том, что нового мы даем в данной работе .
в. Цель и задачи (не более трех)
2.Методика. Не больше пяти четких фраз.
3.Район исследований. Не более пяти фраз.
4.Результаты. Не более пяти минут.
5.Выводы. Ответы на поставленные задачи.
Теперь позволим себе пояснить. Введение должно быть коротким, но ярким. Главное, должна быть четко сформулирована цель. Не стоит увлекаться слишком глобальными целями, которые составили бы честь иной докторской диссертации. Достаточно что-то типа «изучить экологию птиц парка Кузьминки» или «оценить состояние зеленых насаждений бульвара Космонавтов».
Далее цель разбивается на задачи. Приведу пример. Цель «изучить экологию птиц парка Кузьминки» может быть разбита на задачи: а) определить видовой состав птиц парка Кузьминки; б) определить плотность населения различных птиц парка Кузьминки; в) определить наиболее предпочитаемые местообитания птиц парка Кузьминки.
Вот и все! Все предельно четко и ясно. Сначала вы определили, какие виды в парке Кузьминки обитают. Потом, сколько представителей каждого вида там обитает. И, наконец, какие местообитания они предпочитают. Вот вам маленький, но конкретный результат, вашим подопечным достигнутый. Своими руками он открыл маленькую тайну природы, которая располагается всего в двух шагах от его дома!
Теперь раздел «Методика». В нем необходимо упирать на цифры. Прежде всего, необходимо указать, сколько вашим подопечным пройдено маршрутов наблюдений, сколько обследовано местообитаний, сколько встречено птиц и каких видов и так далее. В общем, все, что вы делали, надо перевести в цифры.
При изложении пункта «Район исследований» достаточно указать, в какой части города находится обследованный вами парк (лес, пруд, сад, поле, луг), его примерную площадь и какие-нибудь известные характеристики (породы деревьев, массовые виды растений, почвы и так далее). Впрочем, задерживаться на изложении данного пункта долго не стоит.
Изложение результатов исследований одновременно и просто и сложно. Ваш подопечный должен изложить то, что соответствует поставленным задачам, снабдив излагаемое цифровыми таблицами. Здесь важно не увлечься и не говорить слишком долго, слушатели устают, да и жюри начинает нервничать.
Последний пункт – «Выводы». Это – ответы на поставленные задачи. То есть, те же результаты, но изложенные более кратко.
И последнее. Во время доклада учащийся должен напрочь забыть фамилию, имя, отчество своего руководителя. Об этом стоит упомянуть особо. Иначе весь доклад будет безнадежно испорчен.
Как репетировать доклад? Опыт показывает, лучше чаще, но недолго. В идеале каждый день занимайтесь с вашим подопечным по пятнадцать минут. Крайний вариант, два раза в неделю по часу. Занимайтесь так. Ребенок зачитывает вам доклад. Вы заслушиваете, делаете замечания и даете ему пять минут на переосмысление. Потом начинаете снова. Дольше часа ваш школяр все равно не выдержит. Лучше отпустите его, пусть займется другими делами. А через день снова увидитесь и все повторите. Но помните: лучше чаще понемногу, чем редко, но долго.
Летние экспедиции – пик работы научного экологического общества! Они проходят в разных формах: экологических слетов, пеших и байдарочных походов, палаточных лагерей. Самые богатые школы (и такие, оказывается, есть!) посылают детей в настоящие турбазы со всеми удобствами.
Начинать готовиться к экспедиции следует уже с середины зимы. Заранее следует подать смету в бухгалтерию. Сумма закладывается, исходя опять же из возможностей школы. Некоторые школы платят по пятьдесят рублей за школьника в день, некоторые – по пятьсот. В последнем случаем вы намучаетесь с отчетностью. Ну, да ладно, не пропадете!
Из опробованных нами форм проведения экспедиций нам больше всего понравился байдарочный поход сроком на пять дней. Он сочетает в себе оптимальное соотношение из расчета затраты – пройденное расстояние и проделанная работа.
Конечно же, возможны и более длительные походы, равно как и выходы в лес или парк на несколько часов. Главное, чтобы каждый участок знал поставленную перед ним задачу, то есть имел свое конкретное задание! Параллельно каждый участник должен вести свой дневник. О том, как его вести, можно найти в написанной ранее методичке (Успенский, 2001).
Осенью обязательно нужно устроить заседание научного общества по итогам экспедиции. Дети нами с удовольствием расскажут о своих впечатлениях. Заседание можно провести в неформальной обстановке – с чаем и пряниками.
Что сказать о своих учениках, прошедших через научное общество? Многие из учеников одного автора статьи выбрали экологию своей специальностью, поступили в вузы на соответствующие специальности и сейчас (представляете себе?) по этой специальности работают. Таких из прошедших через научное экологическое общество точно больше половины. У другого автора экологию, как свою будущую профессию, выбрали единицы. От чего это зависит? Сложно сказать. Как оценивать результаты нашей работы? Пока не знаю. Мы считаем, что она нужна! Может быть, это наше субъективное впечатление?
Вот собственно и все, что можно кратко изложить о работе школьных научных экологических обществ. Если данная статья покажется кому-то полезной, буду считать свою задачу выполненной.
Лист и воробей. Притчи от Сергея Шепеля. Жил-был один листик. Однажды сильный ветер сорвал его с дерева, и его понесло, то вверх, то вниз. Маленький воробышек, который в этом году только вылупился, спросил его: «Почему ты упал с дерева?» «Я не упал, мне просто надоело висеть на нём»,- ответил листик. « А куда ты летишь?»- опять спросил любопытный воробей. «Куда хочу, туда и лечу. Захочу, полечу вверх, захочу – вниз. Я свободный лист», – сказал листик. Надо сказать, что он был слишком гордый и высокомерный, чтобы признать, что он не умеет летать и что онполностью подчинён внешним влияниям, например, ветру, хотя, может, он и в действительности так думал. Когда ветер немного стих, и листик упал в ручеёк, воробышек вновь спросил его: «А почему ты перестал летать и упал в воду, и куда теперь направляешься?» «Я никуда не падал», – обиженно ответил листик – «просто мне надоело летать и захотелось поплавать, а плыву я, куда захочу, ведь я свободный лист и сам решаю, что мне делать». «А почему ты не поплывёшь в другую сторону?», – поинтересовался воробышек. «Сколько раз тебе можно объяснять, раз я не плыву туда, значит, не хочу, ведь я делаю лишь то, чего хочу сам», – раздражённо ответил листик и поплыл дальше по течению. Через несколько дней воробышек уже научился летать и, совершая свой третий полёт, увидел своего старого знакомого – листика, но тот так изменился, что птенец не сразу и узнал его. «Привет листик», – пропищал он – «как дела? Почему ты пожелтел, кто с тобой это сделал?» «Никто ничего со мной не делал, мне просто захотелось сменить свой цвет вот я, и стал жёлтым», – ответил листик. Воробушек поверил листику и после этого случая стал считать листьев высшими существами, ибо не мог понять , как можно летать без крыльев и плавать без ног, а уж тем более по своему желанию менять цвет. Но вот наступила осень, и всё чаще и чаще стали слетать с деревьев листья, но воробушек никогда не видел, чтобы они летели против ветра, а когда они попадали в ручей, никто из них не плыл против течения, разве что очень сильный ветер толкал их. И никогда он не видел, чтобы какой-нибудь лист остался зелёным и «захотел» не менять свой цвет. Он повзрослел и приобрёл жизненный опыт, а вместе с этим изменил своё отношение к листьям, живущим в иллюзии самоуспокоения, что они управляют своей жизнью. А ещё он узнал, что есть ещё другие существа, которые считают себя ни от чего не зависящими – это люди. Их поведение и жизнь в целом зависят от внезапных порывов эмоций, чувств и желаний, которые исходят неизвестно откуда и несут их неизвестно куда и никто, за исключением немногих, не пытается бороться с ними и единицы, покоривших их. А ещё они считают людей, чей ветер желаний и чувств дует в другом направлении странными лишь потому, что их несёт не в том направлении, что и их. Он так и не смог понять, почему они так себя ведут, почему им, таким слабым, но, потенциально таким сильным, так нравится утешать себя сказкой о своём всемогуществе вместо того чтобы пытаться противостоять порывам «ветров» или даже научиться управлять ими, ведь люди – это существа, которым это подвластно, которые сами могут решать в каком направлении им странствовать по безбрежным водам жизни. И воробышек решил, что лучше признать, что ветер может снести тебя и изменить намеченный путь, но иметь возможность противостоять ему, чем говорить, что ветер не властен над тобой и ты летишь именно туда, куда хочешь, когда он несёт тебя в обратном направлении. источник.
Как-то раз несколько лягушек захотели устроить соревнование по бегу. Их целью было добежать до вершины высокой башни. Много зрителей собралось, чтобы посмотреть соревнования и подбодрить участников… Итак, забег начался… Сказать по правде, никто из зрителей не допускал даже мысли о том, что лягушки могут добежать до вершины. Ото всех можно было услышать такие слова: - Ах, как тяжело!!! И такие: - Они НИКОГДА не достигнут вершины! Или: - У них не получится, башня слишком высокая! Одна за другой лягушки начали сходить с дистанции… Кроме одной, которая упорно карабкалась все выше… Люди продолжали кричать: - Это слишком тяжело!!! Никто не в силах справиться с этим! Все больше лягушек теряли последние силы и покидали соревнование… Но одна лягушка продолжала настойчиво продвигаться к цели… Она никак не хотела сдаваться! В конце концов, не осталось никого, кроме этой лягушки, которая с невероятными усилиями единственная достигла вершины башни! После соревнования другие участники захотели узнать, как ей это удалось?! Одна из лягушек-участниц подошла к победительнице, чтобы спросить, как ей удалось достичь таких невероятных результатов и прийти к цели. И оказалось… Победившая лягушка была ГЛУХОЙ!!! Мораль: Никогда не слушай тех, у кого есть дурная привычка ко всему относиться негативно и пессимистично, потому что они крадут у тебя твои самые прекрасные мечты и надежды, которые ты хранишь в своем сердце! Всегда помни о силе слова. Любое слово, написанное или произнесенное, оказывает влияние на твои поступки! И потому: ВСЕГДА будь настроен ПОЗИТИВНО! И прежде всего: Будь просто ГЛУХ, когда тебе говорят, что ТЫ не можешь осуществить Свои Мечты! Всегда думай о том, что: И ТЫ МОЖЕШЬ всего добиться! источник: Притчи и Афоризмы!
Заседание факультетского совета закончилось подозрительно быстро. Коллеги выходили из зала заседаний необычно понурыми и даже подавленными. Особенно меня поразил вид заведующего кафедрой экономической географии, в обычной ситуации необычайно оживленного и жизнелюбивого человека. На мой обеспокоенный вопрос он ответил кратко:
- Требуется к 23 апреля собрать справки от предприятий, где работают наши выпускники. Иначе в этом году новый набор не состоится.
Придя на кафедру, я застал там подавленного шефа и декана. Декан почти кричала:
- Срочно звоните в экологический центр! Ваше положение особенно тяжелое! Ваша специальность - НЕпедагогическая!
На мое замечание, что две трети наших выпускников работают по специальности, декан отреагировала, по меньшей мере, странно:
- А какое кому до этого дело? СПРАВКИ нужны, а не слова! И СРОЧНО! Бросайте всё: занятия, дипломников, консультации! Займитесь ТОЛЬКО справками!
Делать нечего. Достаю мобильный телефон и начинаю звонить знакомым выпускникам. Почти все согласились предоставить такие справки, но спрашивали их необходимую форму. Некоторые сказали, что их предприятия дают такие справки только по официальному запросу. Другие сказали, что справки такие могут оформить, но, либо когда вернутся из командировки, либо по выходу из отпуска их непосредственного начальника. А время поджимало. Возвращаюсь на кафедру. Шеф чешет в затылке.
- Формы нам пока не дали! А официальные запросы постараемся организовать.
Моим глазам представилось выражение лица сотрудника учебного отдела, которому за один день поручили напечатать несколько десятков запросов в различные предприятия.
Несколько дней ушло на непрерывные звонки и беготню. Форму справки удалось заполучить только через четыре дня. Официальные запросы в срочном порядке оформлялись и направлялись ОФИЦИАЛЬНЫМ порядком (ещё несколько дней на пересылку).
Решив, что задача добывания каких-то бумажек не входит в мои служебные обязанности, я отдался другим занятиям, более приличествующим, на мой взгляд, преподавателю высшей школы. Тем более, что время действительно наступило горячее – приближались государственные экзамены и защиты выпускных квалификационных работ.
Через неделю я зашел по каким-то делам в деканат. Декан встретила меня с нахохленным видом.
- Кирилл Викторович, Вы отрезали хвосты, которые ВЫ поставили?
Мне показалось, что мне это снится. Смутно понимая, о чем идет речь, я промямлил:
- Какие хвосты? – немного придя в себя, продолжил – Нашим задолжникам? Так они даже не появились!
- Почему они ко мне ходят, а к вам нет? – взорвалась декан – Если не ликвидируете хвосты к 23 апреля, я буду считать…
Что именно она будет считать относительно моей скромной персоны, декан так и не закончила.
На кафедре шеф выглядел несколько взбодрившимся:
- Областная экологическая инспекция, Хоперский заповедник и «Леспроект» обещали мне выдать справки о том, что наши выпускники там работают.
Я несмело произнес, что как раз там наших выпускников и нет. Шеф посмотрел на меня с сожалением, как смотрит мудрец на юродивого. Потом махнул рукой.
- Да какая разница!!! Они согласились дать справки без официального запроса! А иначе не успеем!
В дверях появилась рассерженная декан.
- Справки нужны не к 23, а к 16 апреля!!!
З а н а в е с
Я ничего не выдумал в этих событиях. Все они происходили в российском государственном вузе несколько дней назад. Какие будут их последствия, я пока не задумывался.
Однажды старый кот, повстречал молодого котенка. Котенок бегал по кругу и пытался поймать свой хвост. Старый кот стоял и смотрел, а молодой котенок все крутился, падал, вставал и опять гонялся за хвостом. — Почему ты гоняешься за своим хвостом? — спросил старый кот. — Мне сказали — ответил котенок — что мой хвост, это мое счастье, вот я и пытаюсь его поймать. Старый кот улыбнулся, так как это умеют делать только старые коты и сказал: — Когда я был молодым, мне тоже сказали, что в моем хвосте, мое счастье. Я много дней бегал за своим хвостом и пытался схватить его. Я не ел, не пил, а только бегал за хвостом. Я падал без сил, вставал и опять пытался поймать свой хвост. В какой-то момент я отчаялся и пошел. Просто пошел, куда глаза глядят. И знаешь, что я вдруг заметил? — Что? — с удивлением спросил котенок. — Я заметил, что куда бы я ни шел, мой хвост везде идет со мной. источник: Притчи и Афоризмы!
Однажды лягушка гуляла по берегу большой и глубокой реки. К ней подошел скорпион. Он хотел переправиться на другой берег реки. - Перевези меня через реку, – предложил он лягушке. – Давай, я сяду тебе на спину. - Я еще не сошла с ума! – сказала лягушка. – Ты сядешь мне на спину, только я отплыву, как ты тут же меня ужалишь. - Уважаемая лягушка, – ответил вежливо скорпион. – Если я тебя ужалю, ты утонешь, тогда утону и я, ведь я не умею плавать. А я совсем не хочу умирать. Такие доводы показались лягушке очень разумными, поэтому она разрешила скорпиону сесть себе на спину. Когда они были на середине реки, скорпион все же ужалил лягушку. Умирая, она спросила: - Зачем ты это сделал, ведь ты умрешь вместе о мной? Скорпион ответил: - Потому что я – скорпион. Источник
Сегодня видела ворону, она сильно волочила крыло, но взлетела на дерево. Видя, что я за ней продолжаю следить, она, достаточно ловко перепрыгивая по веткам, стала устремляться вглубь леса. Я читала, что в природе такие птицы не выживают. Можно ли как-либо помочь им? Как поймать?
За время с октября 2011 г. я уже 4 раза встречаю желну в одном и том же районе. Сегодня была пятая встреча в тех же местах, причем на этот раз дятел барабанил!
Кроме крика и дроби на видео слышны еще скрипящие звуки - это скрип при движении линз в объективе
Cегодня в Воронеж приехала группа экозащитников во главе с Евгенией Чириковой. На пресс-конференции, прошедшей в "Амакс-Отеле" (б. «Брно»), Евгения заявила, что будет помогать воронежским правозащитникам организовывать протестные мероприятия против начала работ по добыче никеля в Новохоперском районе.
Экозащитница рассказала, что благодаря различным акциям по защите Химкинского леса власти не решаются трогать эту больную тему. Точно также воронежцы должны встать на защиту Новохоперского района.
В Воронеж приехали экозащитники в составе экологов объединения «Наша земля», активистов «Школы наблюдателей» и движения «Белая лента».
Председатель эколого-политического движения «Гроза» («Гражданская альтернатива») Алексей Козлов, выступавший также на пресс-конференции, сообщил, что воронежцам на предприятии достанется только самое вредное производство. Профессионалов в сфере добычи никеля в нашем регионе нет. Основные специалисты приедут из Норильска.
Константин Рубахин, помощник депутата Ильи Пономарева, отметил, что от чистой реки Хопер ничего не останется, а животные в Хоперском заповеднике массового погибнут.
Николай Карпов, заместитель директора заповедника по науке, согласился с Константином Рубахиным и подтвердил, что все сотрудники организации шокированы известием о добыче никеля. Заповедник расположен на расстоянии 15 км от предполагаемого места добычи и даже не специалисту понятно, во что в конечном итоге превратится этот прекрасный уголок.
Геолог из ВГУ Плаксенко сначала довольно пространно рассуждал о том, что геология в стране «по сути, убита». Россия катастрофически отстала от других стран в технологиях геологоразведки и переработки рудных полезных ископаемых. При разработке месторождений «экология должна стоять на первом месте». Правда, в конце он сделал несколько неожиданный вывод, что эксплуатировать никелевые месторождения «все равно придется». Области перепадает «хоть какая-то часть от продажи руды, которую повезут в Мончегорск», так как ближе «подходящих предприятий нет». Эксплуатация никелевых месторождений «создаст новые рабочие места и инфраструктуру». Кто-то из присутствующих тихо заявил, что «чистить сортиры за америкосами – тоже рабочие места».
На конференции присутствовали также несколько странных молодых людей – членов молодежного движения «НАШИ». Поведения их было, мягко говоря, неадекватным. Они почему-то заявили, что они «вообще не в теме» и не понимают, о чем здесь идет речь. Спрашивается, зачем они сюда пришли? А если уж «не в теме», то сидите, помалкивайте, да слушайте, о чем речь идет, вникайте в суть дела. Впрочем, молодые люди, вероятно, и сами поняли несуразность своего поведения и покинули пресс-конференцию раньше срока.
На конференции присутствовали довольно много представителей различных политических организаций, которые пришли для того, чтобы ещё раз заявить о себе. Говорили они явно не по теме, не упустив лишнего случая послать анафему власти и т.д. Один из участников (мужчина лет шестидесяти) в частности рассказал, как он два дня стоял в пикете «с белой лентой».
Представители движения «Русские люди» (раньше я о таком не слышал) вдруг заявили, что они «подготовили все необходимое к проведению референдума». Что именно необходимое, они не сказали. Хотя сама высказанная идея многих присутствующих заинтересовала.
После завершения пресс-конференции экозащитники направились в Новохоперский район, чтобы непосредственно посмотреть, где хотят добывать никель.
20 апреля на "Молотке" стартует благотворительный интернет-аукцион в помощь экостанции в заказнике "Журавлиная родина", расположенном в Московской области, в Талдоме. Лоты для аукциона предполагаются от Аллы Пугачевой, Юлия Кима, Андрея Бильжо, Юрия Шевчука, Леонида Парфенова, а также от пожарных-добровольцев. В заказнике каждую весну гнездятся и выводят птенцов серые журавли, всего же в нем насч…Еще
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: - Кто чем богат, тот тем и делится! [IMG] источник: Притчи и Афоризмы!
Блогосфера за последние несколько лет охватывает все более широкие слои интернет-пользователей. Только в социальной сети «Одноклассники» зарегистрировано около 45 миллионов пользователей, в «В контакте» - более 100 миллионов, в «Facebook» - более 500 миллионов, в «Живом журнале» - более 10 миллионов. А есть ещё «Мой мир», «Gidepark», «Twitter», «Мой круг», «Мир тесен» и другие.
Я приведу здесь несколько исключительно личных наблюдений. В 2008 году блоггерство считалось уделом VIP – персон, начиная от президента и заканчивая эстрадными и балетными звездами.
В 2010 году социальные сети не использовались активно в предвыборной борьбе. Успех оппозиционных партий на выборах 2011 года был в значительной степени обусловлен внезапностью их предвыборной компании в интернете, в результате которой правящая партия потеряла треть голосов.
Уже на выборах президента в 2012 году власти показали, что полезный урок ими усвоен. Они затеяли в интернете и в частности в социальных сетях игру на упреждение, что, в конечном счете, имело успех.
На последней педагогической практике я убедился в том, что свои страницы в социальных сетях имеют даже пятиклассники (чего не наблюдалось ещё год назад). Некоторые десятилетние школьники подходили ко мне и тихо говорили: «Посмотрите, что на такой-то странице про ваших практикантов пишут». Посмотрел. Слава Богу, пишут только положительное! Порадовался за своих студентов.
Зимой 2012 года в нашем университете проходила школьная научная конференция. На ней как всегда случались мелкие организационные неурядицы: где-то проектор не сразу сумели настроить, где-то в аудитории розетки не оказалось, где-то просто к началу заседания не успели аудиторию открыть.
В тот же вечер я прочитал высказывания детей по поводу произошедших неурядиц в группе нашего факультета в «В контакте». Почти все дети обратили внимание на недостатки, хотя мнение о конференции большинства участников было положительным.
Сложившаяся ситуация захватила врасплох большинство педагогов, многие из которых оказались просто не готовы к усилившейся роли социальных сетей в жизни, а значит неизбежно - в образовании и воспитании.
Любой человек, учившейся в школе, скажет, что в любом (подчеркиваю, в любом!) классе складываются две вертикали взаимоотношений. Первая – официальная, возглавляемая учителями, за которыми следуют активисты, отличники учебы и т.д. Вторая – неофициальная, строящаяся на основе личных взаимоотношений учеников. Иногда она возглавляется «хулиганствующими элементами», но не обязательно. Важно другое - обе вертикали находятся в непрерывной борьбе друг с другом за доминирование своих поведенческих установок. Борьба эта ведется с переменным успехом и чаще побеждает вторая вертикаль. Исключение бывает лишь в том случае, если учитель и его помощники сумеют формальное лидерство трансформировать в неформальное.
На данном этапе в классе складывается третья вертикаль взаимоотношений – в социальных сетях. И в каждой из трех вертикалей выдвигаются свои лидеры и свои подчиненные. Задача учителя в такой ситуации качественно усложняется.
Идеальным вариантом является, когда учитель является лидером во всех вертикалях взаимоотношений, существующих в классе. В идеале такого, наверно, не может быть, но стремиться к этому надо.
Надо сказать, что социальные сети частично облегчают учителям контроль за учениками. Ведь в социальных сетях проще выловить отстающего ученика и строго напомнить ему о необходимости посещать уроки и готовить домашнее задание.
При помощи скайпа или социальных сетей можно проводить консультации, готовить школьников к конференциям, руководить подготовкой к экскурсиям, спортивным состязаниям и т.д. Разумеется, всего в интернете не сделаешь, но часть работы можно сюда перенести.
Так что я не понимаю учителей, сетующих на то, что дети «целыми днями сидят в интернете». Это сопоставимо с сетованиями мудрецов XY века, сетующими на то, что молодежь «уткнется в книжку и читает и никакой духовности». Противостоять процессу «интернетизации» мы все равно не сможем. Но раз нельзя противостоять, то можно организовать и возглавить, дабы направить процесс в нужное русло!
Не надо учителю бояться интернета! Надо смело идти в него! Ведь и книги и музыка бывают, были и будут хорошими и плохими. Значит надо учить детей ориентироваться в виртуальном пространстве. А для этого надо самим это виртуальное пространство хорошо знать. Так что, коллеги, смелее подходите к компьютеру, не бойтесь спрашивать совета у ваших детей и младших родственников и коллег. Потраченное время вам воздастся сторицей!
Ну, кто из воронежцев не бывал в парке «Динамо»? Не смотря на свою запущенность и даже некоторую диковатость, парк остается одним из самых любимых мест отдыха жителей нашего города. Сейчас он стал любимым местом лыжников, велотуристов, пейнтболистов, ролевиков и просто любителей пеших прогулок всех возрастов.
Любят бывать в парке и любители природы. Ну, где ещё в городе можно увидеть среди бела дня лису или зайца-русака, постоять возле барсучьей норы, услышать крик совы или ястреба-тетеревятника. Уж чем, чем, а птицами в настоящее время это место изобилует. За последние двадцать лет парк «Динамо» превратился в настоящее царство птиц!
Ранним мартовским утром я спускаюсь в парк со стороны Березовой Рощи. Уже с первых шагов меня окружает настоящий птичий гомон. Птицы почувствовали весну, и уже никакая сила не повернет этот процесс вспять!
Больше всего в парке больших синиц. Их «колокольчики» доносятся со всех сторон. Сейчас уже нет прежних зимних синичьих стай, которые разбились на пары, строго охраняющие свои гнездовые участки. А часть синиц, зимовавших в парке, уже отбыли в окрестные леса к местам гнездовий.
В «колокольчики» больших синиц то и дело вплетаются звонкие трельки лазоревок. Эти симпатичные маленькие синички поют, сидя возле дупел, выбранных ими для устройства гнезд. Пусть только попробует чужак сунуться!
К пению больших синиц и лазоревок примешивается пощелкиванье поползней. Это – настоящие «смотрители леса» (по определению нашего замечательного писателя-натуралиста Л. Семаго), круглый год проводящие на одном участке. Сейчас они оглашают окрестности своим пронзительным свистом, призванным отпугнуть незваных гостей. А один поползень тащил в дупло какую-то цветную ленточку. Для обустройства гнезда вполне подходит!
На окраине парка меня встретил песней щегол – маленькая птичка, расписанная, словно хохломская игрушка. А ведь зимой я их здесь не видел!
Появились в парке и дрозды-рябинники. Летом они кочевали по местам, богатым урожаем рябины, а сейчас прилетели к местам гнездования. Их своеобразные крики, напоминающие звуки рассыпанной по полу дроби, сейчас слышны во многих уголках парка.
Ожили и сойки. Их заметно прибавилось по сравнению с зимой. Пронзительные крики соек, напоминающие сочетание жужжания разъяренного роя с шумом протекшего водопровода, слышны были на протяжении всей моей маленькой экскурсии.
Пока я шел по парку, из окрестных жилых кварталов непрерывно доносилось оживленное карканье ворон и грачей. Пару раз высоко в небе надо мной протянули огромные стаи грачей, устремившиеся на север. Начался весенний пролет врановых!
Оживились и дятлы. В парке «Динамо» их гнездится пять видов. Сейчас отовсюду доносятся их весенние дроби, перемежающиеся резкими криками, яростными погонями и стычками из-за подходящих дупел.
С вершины высокого тополя, растущего возле пруда, донеслась громкая трель, завершившаяся резким «вжжжиу». Это известила о своем возвращении в родные места зеленушка – птичка размером с воробья, но поплотнее телосложением и отличающаяся оливково-зеленой окраской с желтоватыми пятнами на крыльях.
Воробьев в парке «Динамо» также много. Но если зимой они держались группами возле заброшенных павильонов, возле конюшни или на зарослях бурьяна на Пионерской горе, то теперь зимние стаи разбились на пары, равномерно заселившие дуплистые деревья вдоль главной аллеи парка.
На небольшой поляне, где когда-то был неглубокий пруд, я услышал тихую трель, донесшуюся с невысокого дерева. Маленькая птичка стремительно перелетела открытое место и спряталась в придорожных кустах. Это прилетела коноплянка, маленькая птичка с кирпично-красной, как у снегиря, грудью.
Снегирей мне также удалось услышать. Сейчас их в парке стало даже чуть больше, чем было в течение зимы. Помимо зимовавших у нас птиц, к ним присоединились птицы, зимовавшие южнее. Для снегирей тоже началось время весеннего пролета и возвращения на родину.
Уже подходя к Пионерской горе, я услышал из ближайших зарослей ивы странный крик: негромкое «кяй – кяй – кяй». Подойдя, мне удалось разглядеть обладателя странного голоса. Самка ястреба – перепелятника сидела на ветке спиной к дороге, устремив свой взор в чащу леса. Однако её кавалер не спешил откликнуться на любовный призыв. Сидя на свободной ветке, он продолжал с невозмутимым видом чистить клюв и перья после сытной утренней трапезы.
На Пионерской горе уже появились проталины. Из ближайшего перелеска неторопливым шагом вышла рыжая лиса. Не обращая на меня никакого внимания, она пересекла открытое место и укрылась в зарослях терновника.