В очаровывающий майский вечер после дождя, когда воздух пропитан непередаваемой влажной свежестью, трудно удержаться и, не смотря на режим самоизоляции, совершить прогулку в Центральном парке, послушать пение соловьев и славок, воркование горлиц, треск первых выводков дроздов рябинников и крики подрастающих в дупле птенцов большого пестрого дятла.
По парку витает аромат цветущей жимолости каприфоли, а майская цветочная палитра по богатству красок едва ли имеет себе равных. На сочно зеленом фоне травы бросаются в глаза снежно-белая звездчатка, ярко-синяя вероника дубравка, ярко-желтый лютик, темно-синяя живучка. В районе Пионерской горы земля буквально усыпана грязно-белыми цветками земляники зеленой, обещающих в скором будущем богатый урожай темно-бордовых приятного смолисто-сладковатого вкуса ягод.
В парке и на его окраинах вечером совершают прогулки довольно много народу. Тут и пожилые пенсионеры, и влюбленные парочки, и любители велопрогулок, и молодые семьи с малолетними детьми (нередко, с двумя и тремя), и, конечно же, молодежь, сидящая на лавочках с неизменными «гаджетами», заменяющая им и очаровательный вечер, и прохладу, и свежий воздух, и аромат цветов. Довольно много в парке и полицейских (кстати, они были единственными, кто носил защитные маски!). Я обратил внимание, что здесь патрулируют одни офицеры в звании от старшего лейтенанта до майора.
На окраине парка, уже за Пионерской горой, мне навстречу попадается молодой папаша, катящий «в поводу» велосипед с сидящим на сидении малышом. Мы уже разминулись, когда до моих ушей донесся неистовый крик, явным диссонансом отражающимся на окружающей идиллической обстановке.
- Возьми велик, уеб….е е…..ое!!!!
Последнее выражение было обращено к симпатичной молодой женщине, идущей следом и только что со мной поравнявшейся. Одновременно замечаю валяющийся в траве возле тропинки «велик».
Женщина отвечает тихо, твердо и даже как-то спокойно:
- Я устала..
- Кто виноват, что ты уе…...ась!!! - продолжает орать почтенный глава семейства, да так, что поющий в кустах растущего по склону балки терновника соловей умолкает.
Дальше я не слушал и продолжал свой путь, но мозг непрестанно сверлила крамольная мысль: «Сколько же таких внешне благополучных семей со скелетами в шкафу?»
В Воронеже и области прошла акция «Соловьиные вечера», проводимая ежегодно Союзом охраны птиц России. Впервые она прошла как раз в нашем городе в 1999 году, с 2000 года стала проводиться в Москве, а позднее – и в других российских городах. Цель этой акции одновременно и научная, и эколого-просветительская. С одной стороны, она позволяет собрать данные о численности соловьев в городе, а с другой – привлечь внимание горожан к птицам и проблемам их охраны. В акции принимают участие в основном не профессиональные орнитологи, а любители птиц.
В этом году акция «Соловьиные вечера» в нашей области прошла особенно продуктивно. Только в Воронеже было выявлено более тридцати точек, где были слышны соловьиные рулады. Эти замечательные певцы были даже обнаружены в центре города на улице III Интернационала.
Наибольшее количество соловьев, приходящееся на единицу площади, приходилось на Центральный парк, ботанический сад ВГУ, лесопарк Института лесной генетики. Здесь даже днем с одной точки наблюдения можно было услышать сразу четырех певцов.
Немало соловьев пело вдоль левого берега «Воронежского моря». Так, птицы были обнаружены в районе Прибрежного переулка, жилищного комплекса «Волна», парка «Дельфин» (там пели сразу шесть (!) птиц), парка «Алые паруса», улицы МОПРа.
Соловьи были обнаружены в лесном массиве по улице Антонова — Овсеенко и 9 января, в Северном лесу, в парке Оптимистов, на Ясном проезде, на бульваре Пионеров, на улице Керамической.
Конечно, это — далеко не полный перечень соловьев, обитающих в нашем городе, но уже ясно, что эти замечательные певцы остаются обычными и местами даже многочисленными обитателями нашего города. Дай Бог, чтобы такое состояние сохранилось надолго!
А что же в области? В поле зрения наблюдателей, конечно же, не попали Воронежский и Хоперский заповедники, где наблюдения ведутся профессиональными орнитологами. Зато были охвачены районы, куда ученые мужи заглядывают редко, если вообще заглядывают.
Много соловьев было обнаружено в Бобровском, Богучарском, Бутурлиновском, Верхнемамонском, Воробьевском, Калачеевском, Петропавловском, Россошанском районах. Несколько реже эти птицы встречались в Верхнехавском, Кантемировском, Лискинском, Новоусманском, Павловском, Ольховатском, Острогожском, Семилукском, Хохольском районах.
Конечно, количество обнаруженных птиц в большой степени зависит от количества наблюдателей. Но уже отрадно, что жители семнадцати из двадцати шести сельских районов нашей области проявляют интерес к птицам и проблемам их охраны. Остальные, думаю, со временем подключатся.
Где, в основном, встречаются соловьи? В городе это, прежде всего, городские леса и поросшие ивняком берега водохранилища. В меньшей степени - парки, сады, скверы, озелененные дворы и кустарники.
В области соловьев больше всего по облесенным берегам больших и малых рек, возле прудов, в лесополосах. Немало соловьев встречено также в парках и рощах по окраинам городов и сел. При этом для гнездования им нередко хватает небольшого кустарника или группы деревьев. Как говорится, лишь бы не беспокоили.
Такова общая, хотя далеко не полная, картина с соловьями в нашей области, которая вполне может считаться «соловьиным краем». Такой статус уже давно заслужила соседняя Курская область, но и мы, думаю, в этом вопросе соседям не уступим!
О коронавирусе сейчас не пишет только ленивый! Уж кажется, здесь и добавить нечего. Автор и не претендует на какую-либо оригинальность, а просто хочет изложить свои впечатления, как человека, уехавшего из нашего города до начала режима самоизоляции и вернувшегося в его разгар. Может быть, через много лет мои скромные записки послужат одним из источников для историков будущего, которые вдруг заинтересуются этим вопросом.
Итак, первое впечатление от Воронежа в период самоизоляции — значительно уменьшившееся количество людей на улицах. Уехали студенты, отправленные по домам на дистанционное обучение, и народу в городе заметно поубавилось. Это, прежде всего, касается центра города и студенческого городка аграрного университета. Для других районов города такая картина менее характерна. Обычно такое наблюдается с середины июля с началом студенческих каникул до начала сентября, а теперь такое можно наблюдать уже в мае.
Транспорт ходит исправно. У меня не было проблем добраться в любой район города. Ходят и автобусы, и «маршрутки», и такси приезжает через несколько минут после вызова. Так что на работе транспорта режим самоизоляции никак не сказался.
Из магазинов все (и продуктовые, и промтоварные, и супермаркеты и небольшие частные) в середине мая уже работали. Работали также парикмахерские и салоны красоты. Исключение составляли лишь салоны сотовой связи и технические центры крупных IT – компаний. Из многочисленных салонов, расположенных на проспекте Революции, в середине мая работал только один. Кстати, в тех, что работали, почему-то везде была отключена система электронной очереди. Рынки работали уже все без исключения.
А вот многочисленные кафе и ресторанчики, расположенные также на главной улице города, были закрыты и лишь немногие работали только на вынос. В основном это касалось различных пиццерий. Так что с доставкой пиццы для желающих также проблем не возникло. Работали также пункты различного фастфуда, но только на вынос. В пределах павильонов «Русского аппетита» и прочих потреблять пищу было запрещено!
Теперь о ношении масок. Большинство людей все-таки их носит, но далеко не все! На входах в автобусы и «маршрутки» можно было прочитать надпись «Проезд без масок запрещен!». Но пользовались масками все-таки не все. Да и водители (особенно, водители такси) масками пользовались редко. Впрочем, как автомобилист, хорошо их понимаю. Обзор в маске заметно ограничен!
Полицейские и продавцы аптек и магазинов, относящихся к крупным торговым сетям, все в масках без исключения, а вот в мелких частных магазинах продавцов без масок можно было встретить нередко. Да и полагающаяся дистанция в полтора метра здесь редко соблюдалась. Даже соответствующие интервалы не полу далеко не всегда были обозначены.
Воронежские парки в значительной степени пустые. Вроде никого оттуда не гонят, и иногда можно встретить одиноких велосипедистов или бегущих трусцой ревнителей здоровья, но, похоже, народ сам сознательно избегает подобных мест массового отдыха.
Таков Воронеж в дни мировой пандемии коронавируса. Конечно, я, наверно, рассмотрел далеко не все, но, как говорится, что увидел, то увидел.
Проблема весенних поджогов травы, вызывающих опасные природные пожары, губящие все живое, привлекает внимание Дружины охраны природы ВГПУ с 2013 года. В этом году в связи с сочетанием условий режима самоизоляции вследствие пандемии коронавируса с ранней сухой весной количество поджогов травы в нашей области заметно увеличилось. Странно, режим самоизоляции явно затрудняет работу общественных экологических организаций, а вот браконьеры, поджигатели, загрязнители и прочие нарушители чувствуют себя в этих условиях вполне вольготно.
Дабы сделать хоть что-то в условиях самоизоляции Дружина охраны природы ВГПУ откликнулась на призыв ДОП МГУ принять участие в федеральной весенней противопожарной компании «Останови огонь!». Для начала активистки ДОП ВГПУ Алина Арбуз (1 курс, «Экология») и Лилия Корчакина (5 курс, «Химия, Экология») участвовали в съемках видеоролика, организованных движением «Fridays for future” и призывающим правительство и людей серьезно относиться к проблеме природных пожаров.
В рамках той же компании ДОП ВГПУ распространяла в социальных сетях посты и мемы на противопожарную тематику. Всего в компании приняли участие 26 активистов ДОП ВГПУ, распространившие 73 поста в 64 группах социальных сетей «В контакте», «Одноклассники» и «Инстаграмм».
Помимо распространения соответствующей информации в интернете активисты ДОП ВГПУ, студентки 5 курса естественно-географического факультета (профиль «Химия, Экология») Елизавета Гаврикова и Татьяна Нагорная распространили противопожарные баннеры с призывом не поджигать траву и разъясняющие населению вред от поджогов травы. Акция проводилась в г. Богучаре и в поселке Шаталово — 1 Починковского района Смоленской области. Распечатанные в интернете баннеры студентки развешивали на доски объявлений около магазинов и детских площадок в надежде, что там они точно не останутся без внимания.
К окончанию информационной противопожарной компании Дружина охраны природы ВГПУ приняла участие в акции «Трава, расти!», отражающей мечты добровольных лесных пожарных о том, чтобы молодая зелёная трава быстрее выросла, и поджоги прекратились. Отрастание травы, конечно, ещё не остановит пожары совсем, но остановит самую нелепую их часть, возникающую даже не по неосторожности, а просто из-за человеческого невежества. С целью придания бодрости добровольным лесным пожарным, из последних сил пытающихся не допустить распространения пожаров, активисты ДОП ВГПУ делали фото начинающей расти травы и выкладывали их в группах волонтерских организаций, члены которых даже в условиях режима самоизоляции добровольно и бесплатно боролись с огнем в лесах и на сельскохозяйственных угодьях.
Я уже дописывал этом материал, когда мне пришло сообщение от одной из активисток ДОП ВГПУ: «Вы не поверите, но наши усилия, кажется, имели успех! Сейчас проезжали мимо незаконной свалки, так там уборка идет полным ходом! Неужели правда получится!» Речь идет о незаконной свалке в одном из отдаленных районов области, по поводу которой ДОП ВГПУ уже неоднократно обращалась как к местным, так и к областным властям! Здесь необходимо также поблагодарить Союз общественных экологических инспекторов, оказавший помощь в составлении и распространении соответствующих писем.
Общие выводы:
Работа онлайн, конечно, не заменит работы., т.с., в реалии. По поводу её эффективности остается лишь гадать! Но нет, как говорится, худа без добра. Находясь на самоизоляции и весьма ограниченные в своих возможностях, мы обратили внимание на проблемы, ранее нас несильно беспокоящие и освоили ранее нами не используемые (или используемые в малой степени) методы и возможности.
В эпоху потребления и всеобщего изобилия магазины с полками, ломящимися от обилия товаров (причем это касается как продовольственных, так и хозяйственных), стали абсолютно привычным явлением. Далеко ушло то время, когда советские граждане, оказавшись за границей, были готовы предать родину, зайдя в первую же мясную лавку. Сейчас даже в магазине, расположенном в любом райцентре или даже в селе, уровень изобилия не меньше, чем в ином парижском или лондонском гипермаркете. Причем это касается как магазинов продкооперации и небольших частных магазинчиков, так и супермаркетов, относящихся к самым распространенным российским брендам.
Я не берусь сравнивать все эти магазины, а поведаю лишь об одном, относящемся к крупной торговой сети и расположенном в довольно большом селе на юге нашей области. Я намеренно не назову ни села, ни торговой сети, дабы меня не обвинили в рекламе.
Прежде всего, выбор товаров и размер помещения здесь явно даст фору аналогичным магазинам в областном центре. Но дело даже не в этом! Мне, хорошо помнящему хамство советских продавцов и советский «сервис», нельзя было не обратить внимание на одно обстоятельство.
В Воронеже я, честно говоря, также с хамством в предприятиях торговли не сталкивался (хотя могу припомнить пару случаев, когда ситуация была, т.с., «на грани»!). А вот в столице и в Европе другое дело! В одном московском супермаркете (кстати, относящимся к той же торговой сети, что и упомянутый мною в начале статьи) сидящий за кассой «гастарбайтер» не пожелал сам доставать из корзины мои покупки (типа, у нас это делают сами покупатели!). А в Париже в аналогичной ситуации кассир (явный выходец из бывшей колонии) вообще долго меня игнорировал (типа, «в упор не вижу»). Мне живо вспомнились советские кассиры! Ни с чем подобным я не сталкивался в Воронеже, не говоря уже об области!
Здесь же, в селе на окраине области продавцы — сама вежливость, предупредительность и обходительность! Как будто они сошли со страниц произведений Ж. Сименона, А. Конан Дойла или А. Кристи! Обязательно напомнят об акции. Видя только один батон колбасы в моей корзине кассир напомнила, что по акции я могу приобрести бесплатно (!!!) второй такой же батон и даже не поленилась за ним сходить! Я, конечно, испытал неловкость и долго благодарил её! И это при том, что я в том селе появляюсь нечасто! А что ей стоило об этом батоне просто умолчать, т.с., в свою пользу? Думаю, парижский или московский кассир такой возможности бы не упустил!
В том момент у меня мелькнула мысль: может быть, для того, чтобы увидеть Европу первой половины и середины ХХ века, достаточно съездить в российскую глубинку? Есть над чем подумать!
Фух, эк меня повело! Начал с описания магазина, а закончил глобальными культурологическими выводами! На том, с позволения читателей, пока позволю себе закончить!
- Михал Иваныч! Михал Иваныч! - кричит соседу учителю физкультуры через забор папаша одного из учеников.
- Чего?
- Ты чего сегодня на дом задал?
- Я послал…
- Куда послал?
- Сейчас у жены спрошу.
Проходит минута. Учитель выходит
- По какому — то вацапу.
Папаша исчезает в доме, через несколько минут выходит.
- Виталька сделал! Куда тебе послать?
- Сейчас у жены спрошу!
Снова проходит несколько минут. Учитель появляется на крыльце.
- Посылай по тому же вацапу!
- Сейчас я приду!
Папаша появляется на пороге дома. Что-то топорщится у него за пазухой! Жена окликает его из дома:
- Витальку возьми! Может он Михал Иванычу домашнее задание покажет?
- Ты что? - набрасывается папаша на жену. - Коронавирус по миру гуляет! Нельзя Витальке из дома выходить!
Подходит к соседскому забору и кричит:
- Михал Иваныч, вакцину от коронавируса принять не желаешь?
- Заходи! - слышно из дома учителя.
P.S. Эту абсолютно подлинную историю рассказал мне мой друг сельский учитель. Все персонажи абсолютно реальны! А название населенного пункта и даже район области позволю себе не называть.
В дни, когда страна и весь мир отчаянно борются с пандемией коронавируса, уносящим тысячи жизни, и российские регионы ввели у себя жесткие режимы самоизоляции, Дружина охраны природы ВГПУ, не взирая ни на что, продолжает свою работу. Приближается праздник Благовещенья, на который браконьеры отлавливают тысячи птиц для продажи легковерным гражданам, а, значит, и нам надо быть начеку. С упрямством этой публики, не страшащейся никаких преград и запретов, мы сталкивались уже неоднократно.
Недели за две до праздника волонтеры Центра реабилитации диких животных, возглавляемые отважной зоозащитницей Анитой Придоткайте, рассылают нам образцы листовок, объясняющих вред, наносимый отловом певчих птиц и призывающих отказаться от их покупки.
В течение недели (до начала режима самоизоляции) активисты ДОП ВГПУ распространяли листовки среди соседей и друзей (иногда просто подкладывая их в почтовые ящики), а также усиленно распространяя информацию через социальные сети.
В день Благовещенья немногочисленные оставшиеся в городе активисты все-таки решают по одному или по двое обойти храмы города, дабы отследить ситуацию с незаконной торговлей певчими птицами. Передаю им слово.
11.37. Храм у остановки «Ул. Полины Осипенко». Продают чижей по 100 рублей, снегирей по 400, голубей по 200. Фоткать не дают, все птицы спрятаны.
11.50. У храма на улице Домостроителей есть торговля.
11.51. У Покровского собора и возле Первомайского сада торговли нет.
11.57. Наблюдали торговлю возле храма Андрея Первозванного (ост. «Ул. Новгородская»). Меньше, чем обычно, но есть. Продавцы очень скрытны и прячут лица при виде наших смартфонов. Птицы в клетках укрыты чехлами.
13.42. У храма на ул. Домостроителей никого нет. Похоже, разогнали.
Таким образом, несмотря на режим самоизоляции, в Воронеже обнаружено три точки незаконной торговли певчими птицами. Это значительно меньше, чем обычно, да и количество продаваемых птиц меньше в несколько раз, хотя по идее, в условиях карантина такого не должно быть в принципе.
Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на режим самоизоляции (соблюдаемом, к сожалению, недостаточно в некотором отношении строго) незаконная торговля певчими птицами на Благовещенье сохранилась. Масштабы, конечно, не те, но, думается, властям стоило уделить этому внимание хотя бы из санитарно-эпидемиологических соображений. Ведь любая стихийная торговля помимо всего прочего — потенциальный источник инфекции!
В то же время поражаешься живучести и упорству правонарушителей (в чем мы также убедились на примере «Первоцвета»), воистину достойных лучшего применения!