Ангелина Михайловна Судиловская* родилась 23 апреля 1903 г. в г. Кимры Тверской губернии. Отец, Михаил Иванович Судиловский, заведовал Кимрской низшей ремесленной школой, мать, Ольга Карловна Судиловская, также учительствовала в Кимрах. В 1920г. Ангелина Михайловна окончила в Кимрах вторую ступень единой трудовой школы и в этом же году поступила на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
В 1926 г. закончила университет. Дипломная работа на тему «Сравнительно-анатомическое изучение мускулатуры и иннервации тазовой области и задних конечностей бескилевых птиц», выполненная под руководством М.А. Мензбира при кабинете сравнительной анатомии и зоогеографии, была рекомендована к печати. В виде отдельного издания эта работа была опубликована Академией наук в 1931 г. В 1927 г. Ангелина Михайловна поступает в аспирантуру к М.А. Мензбиру и числится при кабинете сравнительной анатомии и зоогеографии. Аспирантская ее работа «О соотношении морфологических признаков врановых птиц с их географическим распространением» в 1933 г. также была опубликована Академией наук СССР отдельным изданием. В период аспирантуры A.M. Судиловская приобрела опыт преподавательской работы, ей было доверено проведение со студентами малого зоологического практикума. После окончания аспирантуры с 1930 по 1936 г. Ангелина Михайловна работала научным сотрудником Лаборатории зоогеографии АН СССР, которой заведовал М.А. Мензбир, с 1936 по 1938 г. числилась в штате Зоологического института АН СССР, работая в Московском филиале этого учреждения, а в 1938 г. стала старшим научным сотрудником Зоологического музея Московского университета, где и проработала фактически до конца жизни. С 1954 г. и до окончания работы в музее (незадолго до смерти Ангелина Михайловна вышла на пенсию) бессменно заведовала орнитологическим отделом.
Ангелина Михайловна была последним представителем старшего поколения московской орнитологической школы и старейшим сотрудником Зоологического музея. Будучи ученицей академика М.А. Мензбира, она была преемницей и в дальнейшем достойной продолжательницей идей и традиций русской орнитологии середины и конца XIX в. Тесное творческое содружество, существовавшее между М.А. Мензбиром и Н.А. Северцовым, и тот факт, что Н.А. Северцов был учеником К.Ф. Рулье, обусловливали многое в жизни и деятельности Ангелины Михайловны Судиловской.
Она была не только крупным специалистом-зоологом, но и человеком, глубоко и всесторонне знающим историю русской зоологической науки. И если в рамках профессиональной зоологической деятельности A.M. Судиловская оставила богатое наследие в виде многочисленных трудов, то запас ее исторических знаний, к великому сожалению, не был достаточно использован и не нашел сколько-нибудь существенного отражения в ее трудах.
Научные интересы A.M. Судиловской были весьма разносторонни. Трудно выделить какое-либо одно направление в пределах обширной орнитологической науки, которое можно было бы считать ведущим в ее работе. Перу Ангелины Михайловны принадлежат несколько весьма серьезных работ морфологического плана, две из которых названы выше. Интерес к морфологическим исследованиям никогда на покидал Ангелину Михайловну, хотя с начала 50-х гг. ее внимание было отвлечено другими направлениями.
С конца 30-х гг. в Зоологическом музее Московского университета сложился дружный и весьма эффективно работающий коллектив орнитологов, возглавляемый Г.П. Дементьевым. Уже тогда, вскоре после завершения работы над известным пятитомником С.А. Бутурлина и Г.П. Дементьева «Птицы СССР», обсуждались возможности создания капитальной коллективной сводки по птицам фауны СССР. Великая Отечественная война надолго прервала нормальный ход исследовательской работы. Аишь после победы, когда коллектив орнитологов Зоологического музея вновь собрался в стенах этого учреждения, идея создания такой сводки была поставлена на повестку дня. Широко известный теперь шеститомник «Птицы Советского Союза» требовал для своего написания длительной подготовительной работы. На всех ее этапах Ангелина Михайловна принимала самое деятельное участие и внесла очень большой вклад в создание этой сводки, за что вместе со своими коллегами была награждена Государственной премией.
Одновременно с этой работой Ангелина Михайловна публикует ряд исследований, посвященных новым фаунистическим находкам на территории СССР, особенностям миграций некоторых видов, рассматривает некоторые частные морфологические вопросы.
Будучи настоящим музейным работником, Ангелина Михайловна много времени уделяла работе с коллекционным материалом. Все новые поступления она тщательно просматривала и все, что представляло какую-либо ареалогическую новость, отбирала, систематизировала и впоследствии публиковала в виде специальных подборок. Эти публикации были и остаются весьма ценным источником сведений для всех, кто занимается изучением географического распространения птиц. Кроме того, она публиковала сведения об экземплярах особо редких видов, которые попадали в собрание музея.
Традиционный аспект музейной зоологической работы – систематические исследования – также был в центре внимания Ангелины Михайловны. Она написала немало работ по вопросам географической изменчивости птиц, провела несколько таксономических ревизий некоторых групп воробьиных птиц. Еще в 30-е гг. Г.П. Дементьев начал публикацию аннотированного списка типовых экземпляров, хранящихся в орнитологическом отделе музея, Ангелина Михайловна продолжила и, по существу, завершила эту большую и важную работу. В ее публикации не вошли лишь типы рас, описанных в самые последние годы.
Особо следует отметить интерес, который проявляла Ангелина Михайловна на протяжении всей своей жизни к орнитологической фауне Центральной Азии. В этом нетрудно усмотреть преемственность, сохранившуюся на протяжении исследовательской работы нескольких поколений русских естествоиспытателей. Ангелина Михайловна прекрасно знала не только литературное наследие великих путешественников -натуралистов прошлого века (Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова, В.И. Роборовского, Г.Е. Грум-Гржимайло, Н.А. Северцова, Н.А. Зарудного и др.) – исследователей природы Центральной и Средней Азии, но и хорошо ориентировалась в многочисленных коллекциях, собранных ими и ныне хранящихся в собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента и других городов. Она много работала и с архивными материалами, относящимися к этому периоду великих азиатских экспедиций, снаряжавшихся российскими научными учреждениями. Ангелина Михайловна написала несколько работ по авифауне Центральной Азии. Среди них наиболее значительные – «Птицы Кашгарии» (1936) и «Птицы Таримского бассейна и окружающих его гор» (1973).
Ангелина Михайловна была не только кабинетным и музейным работником, она принимала активное участие и в экспедиционной работе. За время работы в Зоологическом музее она совершила экспедиционные поездки в Свердловскую и Челябинскую области, в Киргизию, на Рыбинское водохранилище, в Воронежскую область, Кандалакшский и Черноморский заповедники. Во время этих поездок собирался коллекционный материал, проводились наблюдения за образом жизни птиц и т. д.
Много времени Ангелина Михайловна отдавала научно-организационной работе. Она неоднократно входила в оргкомитет по созыву Всесоюзных орнитологических конференций, с 1930 г. состояла действительным членом Московского общества испытателей природы, где периодически выполняла функции ученого секретаря зоологической секции. Принимала участие как член-учредитель в организации в 1935 г. орнитологической секции им. М.А. Мензбира при Всесоюзном обществе охраны природы. С момента организации и до конца жизни состояла членом бюро этой секции. Постоянно принимала участие в проведении орнитологических семинаров, организуемых орнитологическим отделом Зоологического музея, лабораторией орнитологии биолого-почвенного факультета МГУ, зоологической секцией Московского общества испытателей природы и орнитологической секцией Всесоюзного общества охраны природы.
Ангелина Михайловна пользовалась широкой известностью и уважением не только среди зоологов нашей страны, но и среди зарубежных коллег. Все, кто так или иначе был связан с орнитологией и приезжал в Москву, неизменно навещали Ангелину Михайловну в стенах музея. Многие, приезжавшие работать в Зоологический музей, получали от нее постоянную помощь и квалифицированные консультации.
Ангелина Михайловна ушла из жизни 1 августа 1976 г. Заслуги ее в той многогранной деятельности, которую она вела, не только сохранились в памяти ее коллег, но и в свое время были отмечены правительственной наградой: в 1958 г. она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Л.С. Степанян
*Перепечатано с добавлениями автора из Бюллетеня МОИП. (Отд. биол. Т.83. 1978. С.136-143).