Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Чубаров Александр Геннадиевич

Александр Геннадиевич Чубаров – воскресший член Русского Орнитологического Комитета

Шергалин Е.Э. (Мензбировское Орнитологическое Общество, zoolit@mail.ru), Кузнецов Н.А. (Дом Русского Зарубежья им. А.И. Солженицына, nikita-k1978@yandex.ru)

Фотография из № 1 Бюллетеня Общества бывших русских морских офицеров в Америке в Нью-Йорке за 1958 год, к полувековому юбилею выпуска из Морского корпуса.

В 2013 году мы будем отмечать столетний юбилей Русского Орнитологического Комитета – организации, которая сделала чрезвычайно много для координации охраны и изучения птиц Российской Империи, бурному развитию которой помешали Первая мировая война. До сих пор мы очень мало знаем о биографиях некоторых членов этого комитета. Одним из немногих крайне своеобразных орнитологов-любителей России, носящим погоны офицера был Александр Геннадиевич Чубаров. Вот уже полвека как его нет на этой земле, но нам удалось выяснить некоторые вехи его жизненного пути.


Чубаров

Александр Геннадиевич родился 22 апреля 1886 года в России и скончался 18 мая 1962 году в Ницце во Франции. 6 мая 1908 года вместе с 133 другими гардемаринами он закончил Морской Корпус. Этот выпуск получил название «Мессинского», т. к. многие корабельные гардемарины, проходившие практику на кораблях Особого отряда судов, предназначенного для плавания с корабельными гардемаринами принимали активное участие в спасении людей после сильнейшего землетрясения в истории Европы в Мессинском проливе (Италия) 28 декабря 1908 года, в результате которого оказались сильно разрушенными города Мессина и Реджо-Калабрия. Именно об этом событии император Николай II, принимая в Зимнем дворце командующего Отдельным отрядом судов, сказал контр-адмиралу В.И. Литвинову: «Вы, адмирал, со своими моряками в несколько дней сделали больше, ченм мои дипломаты за все мое царствование» (Буркин, 2009). Сам А.Г. Чубаров не участвовал в событиях в Мессине из-за списания на берег ввиду морской болезни.

В фондах Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ) сохранились документы, в которых отражено начало жизненного пути А.Г. Чубарова. Из них мы узнаем о том, что он был уроженцем Нижнего Новгорода. Род Чубаровых внесен в первую часть родословной книги Костромской губернии указом Правительствующего Сената Временного присутствия Герольдии от 30 сентября 1844 г. за № 4598. Отец А.Г. Чубарова - Чубаров Геннадий Александрович (20 января 1853 г. – до 1905 г.) происходил из потомственных дворян Костромской губернии, закончил Московское пехотное юнкерское училище, служил в 138-ом пехотном Болховском полку. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. В 1885 г. вышел в отставку. Его женой стала Наталия Александровна Хомутова, дочь действительного статского советника. Помимо Александра у них было еще три дочери: Ольга (17 апреля 1885 г.); Елизавета (31 декабря 1889 г.); Анна (20 сентября 1893 г.). В Нижнем Новгороде Наталья Александровна проживала в доме Киршбаум на Мартыновской улице. До поступления в Морской кадетский корпус наш герой учился в Нижегородском Владимирском реальном училище. В Санкт-Петербурге по адресу: Гусев пер., д. 8, кв. 26 проживала его тетка – Елизавета Александровна Мелентьева.

Во время обучения в Морском корпусе Александр Чубаров характеризовался начальством следующим образом: «Любит поговорить. Очень воспитан, скромен. К службе хорош и исполнителен» (аттестация за август 1906 г.); «Хорошей нравственности. Правила корпуса исполняет довольно хорошо. К службе относится серьезно. Очень дорожит отпуском. При делании ему замечания любит возражать и доказывать, что он не виноват. Довольно вспыльчив. Иногда бывает настойчив, особенно, когда речь идет о проступке и не увольнении за оный в отпуск» (Аттестация за 20 сентября 1906 г.); «Очень старательный, очень распорядительный. Очень интересуется морским делом. Серьезно относится к службе» (аттестация за кампанию 1907 г.)

Он любил море, но не выносил качки, и поэтому, после окончания Морского корпуса был произведен не в мичманы, а в подпоручики по Адмиралтейству, а затем переведен в Лейб-Гвардии 1-ый Стрелковый Его Величества батальон (16 мая 1910 г. переформирован в Лейб-Гвардии 1-й стрелковый Его Величества полк). «Но были и те, кто после учебного плавания и экзаменов не получал долгожданного чина мичмана флота и были выпущены из Морского корпуса поручиками по Адмиралтейству. Это корабельные гардемарины унтер-офицеры: Павел Фадеев, Алексей Чубаров[1]... (Буркин, 2009)».

Послужной список нашего героя сохранился в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА):

«Подпоручик Чубаров Александр Геннадиевич – начальник команды разведчиков Лейб-Гвардии 1-го стрелкового Его Величества батальона, родился 22 апреля 1886 г. и происходит из потомственных дворян Костромской губернии, православного вероисповедания. Воспитывался в Морском кадетском корпусе. 6.05.1905 г. поступил в Морской кадетский корпус воспитанником; 9.09.1908 г. произведен в младшие гардемарины; 11.09.1907 г. произведен в старшие гардемарины; 25.09.1907 г. произведен в младшие унтер-офицеры; 6.05.1908 г. произведен в корабельные гардемарины; 17.09.1908 г. произведен по экзамену в подпоручики по Адмиралтейству; 18.09.1908 г. зачислен во 2-й балтийский флотский экипаж; 4.12.1908 г. с Высочайшего соизволения прикомандирован к Лейб-Гвардии 1-му стрелковому Его Величества батальону для испытания по службе и перевода впоследствии; 18.12.1908 г. прибыл в батальон и зачислен в число прикомандированных; 11.01.1909 г. командирован на фехтовально-гимнастические курсы; 9.04.1909 г. на бывшем 18 марта 1909 г. состязании в стрельбе из винтовок выполнил условие на получение приза (сумма квадрата 150); 17.04.1909 г. Его Императорским Величеством лично переведен в батальон; 9.05.1909 г. назначен заведующим службой связи и начальником команды телефонистов (принял должность 18.05.1909 г.); 29.07.1909 г. на бывшем 14.07.1909 г. состязании в стрельбе из винтовок выполнил условие на право получения приза (сумма квадрата 133); 13.12.1909 г. назначен начальником команды разведчиков; 23.12.1909 г. сдал команду телефонистов и принял команду разведчиков».

А.Г. Чубаров принял активное участие в Первой мировой войне. В списке офицеров Лейб-Гвардии 1-го Стрелкового Его Величества полка на 31 июля 1914 г. он числится в должности младшего офицера пулеметной команды полка. Выбыл из строя раненым после боя под Опатовым 21 сентября 1914 г. В этом сражении полк в арьергарде прикрывал отход других полков Гвардейской стрелковой бригады. После этого боя остатки полка были отведены в резерв бригады на пополнение (Краткая памятка…, 1931).

В Великую войну наш герой был дважды ранен, второй раз в голову, оставлен на поле сражения и взят в плен. Его считали убитым, были объявления в газетах, служили панихиды (Федоров, 1962). Но Александр Геннадиевич «воскрес» и принял участие в Белом движении на Северо-Западе России. Он служил в 1-ом Пластунском полку, который входил в состав Русской Западной армии. Она была создана в начале 1919 г. русскими антибольшевистскими силами, придерживавшимися прогерманской ориентации под руководством полковника (затем – генерал-майора) П.Р. Бермондт-Авалова. Возможно, что А.Г. Чубаров попал в состав армии после возвращения из германского плена, т. к. в середине августа 1919 г. в рядах Западного Добровольческого имени графа Келлера корпуса (который впоследствии развернулся в армию) насчитывалось около 2000 русских офицеров из числа военнопленных Первой мировой войны. Осенью 1919 г. Западная армия сражалась в районе Двинска, но 8 октября 1919 г., Бермондт-Авалов отказался подчиняться командующему Северо-Западной армией генералу Юденичу и начал наступление на Ригу, сформировав собственное Западное Центральное правительство. Потерпев неудачу в боях с латвийскими частями, поддержанными англичанами, армия в начале декабря 1919 г. отошла в Германию, где оба ее корпуса были сведены в «Отдельный отряд на территории Германии».

Свидетельства героизма Александра Геннадиевича Чубарова уже в период Гражданской войны содержит Российский государственный военный архив (РГВА):

Приказ № командующего Русской Западной армией от 27.10.1919, п.1.

«Во время боя 16 сего Октября 1-й батальон 1-го пластунского полка занимал позиции Усть-Двинск – Больдераа. Находясь под обстрелом неприятельских судов с моря и занимая крайне трудные по условиям местности позиции, батальон не отступил ни одного шага с занятой ими линии. Командир 2-й роты поручик ЧУБАРОВ, который по личной инициативе руководил действиями батальона и своим личным примером воодушевлял пластунов, быстро и умело оценивая обстановку боя, тем самым содействовал батальону успешно выполнить возложенную на него задачу.

Я горжусь тем, что в рядах вверенной мне Армии есть столь доблестные офицеры, которые честно и храбро выполняют свой долг. Выражаю поручику Чубарову свою сердечную благодарность и уверен, что его подвиг послужит примером для всех чинов моей славной Армии.

Считаю поручика Чубарова достойным стать во главе батальона, с которым он показал себя истинным героем, прошу Командира Корпуса распорядиться о назначении поручика Чубарова Командиром 1-го батальона 1-го пластунского полка на законном основании и представить его к боевой награде.

Этот приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях и командах»

Чубаров А.Г., поручик 1-го Пластунского полка, за боевые отличия награждается орденом Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом. Основание: Приказ по русскому отряду на территории Германии №24, п.3 от 29.01.1920.

Наградной лист Чубарова А.Г. с представлением к ордену.

Согласно ему, Чубаров А.Г. с 17.10.1919 и по состоянию на 21.12.1919 - временно командующий 1-м батальоном 1-го Пластунского полка. 21.12.1919 полковник Купчинский (б. командир 2-й конной батареи ЗДА и начальник оперативного отряда во время боев с латышами) ходатайствует о представлении к ордену, «за то, что, будучи командиром 1-го батальона 1-го Пластунского полка в бою 3 ноября, находясь с резервом в Шлоке, получив донесение, что латыши, высадив десант в Каугерне и продвигаются вглубь полуострова, быстро выдвинулся с резервной ротой в Каугерн и опрокинул уже высадившийся десант в количестве одной роты с пулеметами, причем латыши, понеся потери, быстро сели в лодки и бежали в море. Поручик Чубаров лично руководил боем и, находясь под сильным огнем, подавал пример бесстрашия и воодушевлял подчиненных».

Ходатайство Купчинского - вслед представлению им А.Г. Чубарова к ордену – с представлением А.Г.Чубарова к гвардии чину штабс-капитана со старшинством от 8.11.1919 «за то, что будучи командиром 1-го батальона в бою 8 ноября у Бильдерлингсгофа, когда латыши прорвали фронт и заставили наши части спешно отступать к Шлоку, по собственной инициативе и под сильным огнем выдвинулся с остатками своего батальона к Ней-Дубельну и, заняв позицию, задержал наступление противника, чем дал возможность нашим частям отойти к Шлоку и устроиться на новой позиции. Участвовал в этот же день в офицерской разведке позиций противника и, пройдя сторожевое охранение противника в тылу, бросил ручную гранату, сделав переполох и обнаружив количество и фронт противника».

После того как части Западной армии оказались интернированными, для А.Г. Чубарова участие в Белой борьбе, по всей видимости, не закончилось. Об этом свидетельствует тот факт, что согласно документам, сохранившимся в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), в начале 1921 г. он находился в лагере русских беженцев в Салониках, куда прибыл из Крыма. После окончания боевых действий на Севере и Северо-Западе некоторые Белые офицеры стремились попасть в Русскую армию генерала Врангеля, которая стала последним крупным очагом борьбы с большевиками в европейской части России. В «Списке беженцев, эвакуированных из Крыма в октябре 1920 года и проживающих в Салониках», составленном Российской миссией в Греции 27 января (9 февраля) 1921 г., под номером 913 фигурирует «поручик [чин штабс-капитана в Западной армии он получить не успел, либо специально указал свой последний чин в Российской Императорской армии, как часто делали офицеры в тот период – авт.] Александр Геннадиевич Чубаров, 34 года». Всего в январе 1921 г. в Салониках проживали 1500 русских беженцев, из которых 944 являлись военнослужащими. Об условиях жизни в лагере пишет в своей работе современный исследователь Е.В. Алексеева: «Для размещения беженцев городские власти выделили 35 бараков, принадлежащих 1-му Салоникскому строительному обществу. Бытовые условия были вполне сносные: жилые помещения – просторные, светлые, электрифицированные. Общая годовая сумма арендной платы для русских была определена 36 тыс. драхм (такие же соседние помещения сдавались за 100 тыс. в год). Каждый проживавший в бараках русский беженец ежемесячно должен был вносить небольшую плату. К 1923 г. число проживавших в лагере беженцев сократилось до 460 человек, при этом лишь половину из них составляли эвакуированные из Крыма, остальные - вновь прибывшие из Константинополя, Галлиполи и других мест. Количество арендуемых русскими бараков сократилось до 23-х. Все проживавшие в лагере получали от греческого правительства денежные дотации: 7 драхм в день. К марту 1923 г. они сократились до 2 драхм» (Алексеева, 2005).

По всей вероятности, из Греции А.Г. Чубаров перебрался во Францию. Там с 1931 года и по ноябрь 1951 года Александр Геннадиевич служил секретарем и представителем в Европе объединения Лейб-гвардии 1-го стрелкового полка.

Вот как описывает эмигрантскую жизнь нашего героя его сослуживец и товарищ, мичман Н.Ф. Федоров в некрологе, помещенном в Бюллетене Общества бывших русских морских офицеров в Америке . 98 за 1962 год, издаваемом в Нью-Йорке:

«18 мая, в Ницце, скоропостижно скончался выпуска М.К. 1908 г. Гвардии поручик Александр Геннадьевич Чубаров... В эмиграции жил в Ницце и был членом местной морской организации.

Покойный был прекрасным товарищем, исключительной доброты, и пользовался всеобщей любовью. Он любил природу и, каждый праздник, с супругой и друзьями, уезжал в горы насладиться природой и подышать свежим воздухом, каждый раз привозя друзьям подарки: горные цветы, рябину, вербочку... Он был очень религиозен и состоял членом Церковного Приходского Совета.

На похоронах, гроб был покрыт Андреевским флагом, почетный караул был из моряков и офицеров Гвардии».

В 3-м и 4-м выпуске за 1915 год журнала «Птицеведение и птицеводства», который являлся печатным органом Отделения Орнитологии Императорского Русского Общества Акклиматизации Животных и Растений опубликован список членов Русского Орнитологического Комитета. В нем среди 29 его членов-сотрудников указан «Чубаров Александр Геннадьевич – Царское Село. Лейб-Гвардейская Сотня Ее Величества полка». Таким образом, он входил в ядро активистов этой организации. Годом раньше в 1914 году Александр Геннадиевич получил кольца от Русского Орнитологического Комитета (Рахилин, 2001) и начал метить птиц. Однако Великая война оборвала все надежды и планы и круто изменила судьбу.

Светлая память этому смелому воину и любившему птиц человеку!


mogila.jpg

Коллективная плита на могиле А.Г. Чубарова на кладбище Кокад в Ницце. Вместе с ним нашли здесь вечный покой: генерал-майор Тимур-Бей Наврузов, полковник Д.М. Абашев, полковник Ген.штаба В.И. Кругликов, полковник К.В. Моргунов. Фотография с сайта: http://shot.qip.ru/002JDO-2045qQs/ и форума http://1914.borda.ru/?1-0-0-00001163-000-40-0 Большое спасибо Алексею Наумову.

Авторы благодарят Алексея Юрьевича Емелина (г. Санкт-Петербург) и Павла Петровича Лилленурма (г. Москва)  за помощь в работе и предоставленные материалы.

Литература



[1] Здесь опечатка – его правильное имя Александр, а не Алексей.

Рус. орнитол. журн. 2012. Том 21. Экспресс-выпуск № 844

Возврат к списку

KOTR.jpg

KOTR_karta.jpg

Forum.jpg
 
Систематическая галерея

Fotogallery.jpg

LEP.jpg

Literat.jpg




© 2003-2024 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media