14 октября в Воронеже состоялся очередной митинг протеста против предполагаемых медно-никелевых разработок в Прихоперье. Этот митинг стал одним из самых многочисленных, прошедших в Воронеже, начиная с июня. На нем собралось около трех тысяч человек.
Последние пару месяцев официальные средства массовой информации старались тему предполагаемых разработок не освещать. Почему? Это, ей-Богу, кажется подозрительным, так как сторонники данных разработок могли бы хоть попытаться принять бой в открытую и выступить с телеэкрана или со страниц областных газет. Однако этого не происходит!
Чем отличался этот митинг от предыдущих? Прежде всего, на нем впервые прозвучали обвинения в адрес губернатора Воронежской области. Один из организаторов митинга Валентина Боброва напрямую обвинила губернатора в продавливании антиэкологического проекта. Кроме того, активисты антиникелевого движения откровенно подвергли сомнению целесообразность сотрудничества с областными властями.
На съезде выступили и ученые-экологи. Был отмечен явно несерьезный тон сообщения, появившегося на портале Воронежской области в связи с обеспокоенностью жителей соседней Волгоградской области. В сообщении говорилось о «слухах» о якобы возможных экологических опасностях. Вот так! Большая часть населения области откровенно протестует против предполагаемых разработок, законодательный орган соседней области напрямую заявляет о социальной напряженности, а правительство области говорит о «слухах»!
Заметное место на митинге занято выступление бывших жителей поселка Никель Мурманской области. Молодая девушка рассказала о металлических опилках, покрывающих землю и воду и разносимых ветром на многие километры.
Центральное место заняло выступление сотрудника заповедника «Белогорье» биолога Аллы Силиной. Алла высказала сомнение в правдивости тех постулатов, на которые опираются организаторы никелевого проекта. А. Силина ранее работала с Лебедянским ГОКом и знакома с проблемой не понаслышке.
Было рассказано о наличии сейсмической активности в зоне предполагаемых разработок, что чревато и для самой шахты и для окружающей её территории. Но почему на изучение данного вопроса Уральская горно-металлургическая компания (получившая лицензию на доразведку и освоение месторождений) денег не выделила.
Кроме того, разработка никеля – весьма водоемкое производство, а в нашей засушливой зоне воды на такое производство может и не хватить. Как будет решаться эта проблема – до сих пор неясно!
Не ясна и обоснованность выделения зоны отчуждения в десять – двенадцать километров. Учитывая силу и направление ветра можно предположить, что такая зона вполне может быть радиусом до тридцати километров. А ведь в пятнадцати километрах от предполагаемых месторождений находится уникальный Хоперский заповедник. Но на это никто не обращает внимания! А ведь это будущая зона аномального запыления!
А. Силина также указала, что УГМК руководствуется нормативами, установленными для кольских месторождений. Но наши среднегодовые температуры значительно выше, и здесь массовую гибель рыбы и других водных обитателей может вызвать даже меньшие концентрации веществ, каким-либо образом попавшим в водоемы.
Все вышесказанное налагается на высказывание профессора Чернышева, обвинившего УГМК в недостаточном внимании экологическим вопросам. На все экологические исследования УГМК выделила … шесть миллионов рублей! Автор сам эколог и должен засвидетельствовать, что только одна научная тема, посвященная исследованию меловых боров, рассчитана на освоение двенадцати миллионов рублей. А здесь всю экологию оценили всего в шесть! Дешево же вы, господа инвесторы, экологию цените!
Один человек пришёл в парикмахерскую, чтобы его, как обычно, подстригли и побрили. Он разговорился с парикмахером, который его обслуживал. Говорили о разном, и, разговор зашёл о Боге. Парикмахер сказал: — Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть. — Почему? — спросил клиент. — Ну, ведь это ж и так ясно. Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Клиент на мгновение задумался, но решил промолчать, чтобы не вступать в спор. Когда парикмахер закончил свою работу, клиент ушёл. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека (казалось, что тот не стригся целую вечность, настолько неряшливо он выглядел). Тогда клиент вернулся в парикмахерскую и сказал парикмахеру: — Знаете, что я вам скажу? Парикмахеров не существует. — Как это так? — удивился парикмахер. — А я разве не в счёт? Я же парикмахер. — Нет! — воскликнул клиент. — Их не существует, иначе не было бы заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице. — Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах. Просто люди сами ко мне не приходят. — В том то и дело! — подтвердил клиент. — И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут его и не приходят к нему. Вот почему в мире так много боли и страданий. источник: Притчи и Афоризмы!
Все хорошее, как известно, приходит неожиданно. Вот и на этот раз звонок мобильного телефона раздался прямо во время лекции. Звонили из отдела аспирантуры: «Кирилл Викторович, Вы первого числа должны быть на стажировке, а молчите! Немедленно пишите заявление на командировку, а суточные в пятницу получите!»
Пришлось срочно менять свои планы. Запланированную на начало октября поездку в деревню с целью подготовить домик к зимовке, а заодно побродить по осенней степи и понаблюдать за пролетом птиц, пришлось отменить. Сами сборы у меня много времени не заняли. В дорогу я много не беру. Смена одежды, ложка, кружка, тарелка, ножик, пачка чая, фотоаппарат, нет-бук … вот, собственно, и все.
В назначенный день автобус уже несет меня по просторам Русской равнины по направлению к столице. Кажется, я еду навстречу осени. Под Воронежем дубы ещё не начинали желтеть, а уже от Ельца почти все лесные великаны оказались одетыми в золотую броню. Тополя и ясени в придорожных лесополосах, уже начиная от границы с Липецкой областью, почти все стояли практически полностью облетевшими.
Перед Москвой на трассе образуются пробки. Столица явно давала понять, что с ней шутки плохи. От Домодедово до Видного мы ехали больше часа. А уже за МКАДом начался мелкий противный дождик. Столь разительное отличие от солнечной погоды в Воронеже навевало тоску.
Переночевав у родственников, следующим утром направляюсь в Московский педагогический государственный университет (МПГУ). Найти его труда не составило. Какая-то девушка довольно подробно и обстоятельно (что необычно для москвички) объяснила мне дорогу от станции метро «Юго-западная».
Подходя к зданию университета, ещё издали замечаю вывеску «МПГУ – национальное достояние России». Как потом рассказывали нам сотрудники МПГУ, сия афиша их сначала повергла в шок, да и сейчас навевает некоторое опасение: «Не иначе, как закрыть собираются!»
Прямо в вестибюле у главного входа в здание висел плакат, на котором аршинными буквами было выведено высказывание нашего Премьера: «МПГУ – национальное достояние России, эталон для всех педагогических вузов страны».
К назначенному времени являюсь в отдел переподготовки, но регистрировать нас ещё не собираются. Какая-то девушка-секретарша попыталась поговорить по поводу моей скромной персоны, на что тамошние вузовские чиновники ответили: «Пусть подождет в коридоре!». Такое отношение меня покоробило. Могли бы и кофе предложить!
Наконец, появляются и нужные мне люди. Передо мной извиняются (это несколько сглаживает первоначальное негативное впечатление от нелюбезной встречи), затем быстро регистрируют. К назначенному времени подходят и другие слушатели курсов.
В основном это были женщины в возрасте где-то от бальзаковского и старше. Такую публику можно встретить в любой провинциальной школе или на кафедре ботаники провинциального вуза. Их внешность и манеры не вызвали у меня особого интереса. Мужчин (считая с вашим покорной слугой) оказалось всего двое. Картину несколько разбавляла приятная девушка – орнитолог из Волгограда.
Первую лекцию нам читал заведующий кафедрой зоологии и экологии. Это оказался довольно живой и разговорчивый мужчина. На вид ему было чуть больше пятидесяти. Правда, он больше нам не рассказывал, а расспрашивал нас самих. Дескать, кто мы, откуда, чем занимаемся и т.д. Под конец завкафедрой сделал небольшой обзор современного состояния экологического образования.
Из его лекции выходило, что экологию собираются вернуть в школы в качестве отдельного предмета в … 2020 году. Почему именно в 2020 – никто не знает. Министерство образования последние лет шесть вообще не считает нужным общаться со специалистами и что оно затевает, можно лишь догадываться (хотя по всем его предыдущим действиям легко предположить, что ничего хорошего ждать не приходится).
На такой вот не дюже веселой ноте и закончился первый день занятий. На обратном пути моё внимание привлекла одна московская ворона, с деловым видом прохаживающаяся по крыше припаркованного автомобиля и что-то собирающая. Меня она подпустила довольно близко, так что было грех упустить случай сделать интересный кадр. Встреча с вороной была, пожалуй, самым ярким впечатлением за весь первый день занятий.
На второй день лекции проходили в корпусе возле станции метро «ВДНХ». Корпус биолого-химического факультета произвел на меня благоприятное впечатление. Здание не блещет архитектурными изысками, но внутри есть то, что принято называть «аурой» или «духом». Благоприятное впечатление произвели и студенты, считающие нужным поздороваться даже с незнакомыми преподавателями (наверно, шкурой чувствуют!).
Коллеги нас уже ждали. В отдельной аудитории для нас был накрыт стол, на котором стоял электрический чайник, пачки чая, кофе и сахара, коробки с печеньем и бисквитами. Хозяева кафедры предложили нам подкрепиться перед занятиями, показали, где висит ключ от нашей аудитории, и попросили не стесняться.
Первая тема должна была быть посвящена экологической нише. Но… нас невольно всех «снесло» на состояние современного образования. Пришлось лектору (тому же вчерашнему завкафедрой) рассказывать все, что он знает по этому вопросу.
Профессор начал с того, что последние года четыре так называемое Министерство образования вообще перестало обращаться к тем, на ком, собственно, это образование держится. Из министерства приходят стереотипные ответы, сводящиеся к одному: нам плевать на ваши научные и прочие достижения. Вы должны лишь предоставить нам соответствующие бумаги: те то и те то…
А начались реформы ещё в начале «нулевых» годов. В то время два известных московских профессора, светила экологической науки, обратились с письмом в министерство, в котором описали ситуацию, сложившуюся с экологическим образованием. Последствия оказались самыми неожиданными.
Профессоров вызвал к себе ректор. Об их разговоре стало известно из рассказа одного из них. Впрочем, рассказа, это громко сказано. Выйдя из кабинета ректора, известный зоолог, чьи труды неоднократно издавались за границей, произнес лишь одну фразу: «Я такого унижения в жизни не испытывал!»
В итоге мы пришли к выводу, что в идущих «реформах» образования необходимо принимать возможно меньшее участие. Это значит, выполнять требования министерства, от выполнения которых уклониться невозможно. Но, упаси, Боже, идти на разные нововведения типа «создания малых предприятий при кафедрах», «разработка компетенций» и т.п. Только так можно будет затормозить, а в итоге и остановить это варварство, нивелировав последствия так называемых «реформ».
К слову сказать, за все время стажировки к нам однажды обратились представители учебной части с просьбой написать рекомендации по разработке «компетенций». Большинство моих коллег отказались в этом участвовать.
Таким образом, лекция была несколько скомкана. А после неё нас ждала экскурсия в Музей землеведения МГУ. Её я описывать не буду. Пусть лучше читатели сами посетят это замечательное место и составят себе впечатление.
Во время посещения МГУ главное впечатление произвел царящий всюду полумрак. На мой недоуменный вопрос наш гид хмуро ответила: "Экономим. Мы же на бюджете".
Третий день нашей стажировки ознаменовался лекцией замечательного натуралиста профессора Владимира Михайловича Галушина. Это – замечательный лектор! Его лекция о биосоциальной сущности человека на нас всех произвела неизгладимое впечатление. Владимир Михайлович развлекал нас и весь следующий день. Не могу им не восхититься. В его возрасте «оттарабанить» восемь часов лекций, не выказывая признаков усталости и всё время «зажигая» аудиторию это, знаете ли, не каждому дано…
Следующие дни проходили довольно насыщенно. Лекции чередовались с занятиями в компьютерном классе. Весьма «зажег» профессор Эрнст Викторович Ивантер, рассказав об «экологических мифах». Здесь его несколько «повело». Многоуважаемый академик с ходу отверг почти все общеизвестные экологические проблемы: и сохранение биоразнообразия, и вымирание, и загрязнение. Меня задело то, что экологическое светило подвергло сомнению необходимость создания лесных полос и напрочь отвергло существование юго-восточных суховеев.
Занятия в компьютерном классе проводила очаровательный молодой преподаватель Анна Ивановна Бокова. Мы долго с ней разбирались с моделями колебаний численности в системе «хищник – жертва». Тем не менее, занятие пошло нам на пользу и в следующий раз, оценивая на компьютере структуру, слушатели проявили большее осмысление происходящего.
После занятий хозяева снова пригласили нас в аудиторию попить чаю. За дружеским разговором незаметно бежало время. Уходить от гостеприимных коллег не хотелось, но … пора и честь знать. Так закончилась первая неделя стажировки.
На второй неделе запоминающейся стала экскурсия по кафедре. Моложавый доцент спортивного вида оживленно рассказал нам об истории создания зоологической коллекции, ставшей в дальнейшем основой Дарвиновского музея. По секрету гид сообщил нам, что уже в наше время зоологические коллекции становились объектом крупных краж.
В тот же день состоялась экскурсия в газоаналитическую лабораторию. Нам продемонстрировали какой-то газовый анализатор, предназначенный для измерения содержания азота в живых тканях. Правда, как нам сообщил наш гид, работает он пока мало из-за отсутствия материала.
Пожалуй, ярким событиями моей стажировки стали экскурсии «Палеометро» и в Палеонтологический музей. Первая проходила на станции метро «Красносельская». В облицовке из мраморовидного известняка нам показали многочисленные отпечатки кораллов, моллюсков и так называемых стромалитов – древнейших экологических сообществ, состоящих из смеси сине-зеленых бактерий и органических веществ. Подобные сообщества обильно заполняют легендарный Сиваш и некоторые другие более мелкие водоемы.
Экскурсия в Палеонтологический музей продолжалась два с половиной часа. Нашим гидом был один из ведущих специалистов – профессор Кирилл Юрьевич Еськов. Описывать подробно я её не буду. Пусть читатели сами посетят это замечательное место и познакомятся с его экспозицией. Из музея мы выходили в пять вечера, когда Москва уже прочно замерла в пробках.
Последний день стажировки снова ознаменовался лекцией В.М. Галушина, который был в ударе, рассказывая о современных демографических проблемах и путях их решения в разных странах. При этом Владимир Михайлович неоднократно останавливался на известных ему фактах влияния заокеанских советников на проводимые у нас «реформы» образования. Эти факты пока косвенные, но в общей сложности выстраиваются в весьма логичную последовательность событий. Давая ещё в 90-е годы кредиты на данные «реформы», госдеп неукоснительно настаивает на их отработке.
Затем нам торжественно вручили дипломы и предложили завершить стажировку традиционным чаепитием. На прощание нам подарили обилие различной научно-методической литературы и сбросили на наши флеш-карты презентации проходивших у нас лекций. Такой щедрости мы никак не ожидали! Мы распрощались с гостеприимными хозяевами и покинули ставший нам почти родным биолого-химический факультет.
Общие впечатления от моей стажировки. Сотрудники биолого-химического факультета МПГУ отличаются не только высоким профессионализмом (в этом никто и не сомневался!), но и исключительным гостеприимством, радушием и добросовестным подходом к делу. Ни разу не было случая опозданий преподавателей на занятия или замены назначенного ранее лектора на другого. Мне приходилось также быть свидетелем доверительных отношений между преподавателями и студентами, что тоже кое о чем говорит. Я в очередной раз получил свидетельство наличия «феномена педагогических университетов», природа которого лично мне ещё до конца не ясна.
Из Москвы я уезжал ранним утром. Столица провожала меня дождем. Золотая осень уже окончательно вступила в свои права. Через Москву шел пролет дроздов рябинников, чьи характерные трескучие голоса были слышны практически отовсюду. За МКАДом мне навстречу бежала сверкающая яркими красно-золотыми цветами Русская Равнина.
Так как в настоящие время являюсь студентом - магистрантом кафедры лесного хозяйства ВГМХА, кроме орнитологии я еще занимаюсь дендрологией и таксацией леса и мое увлечение в дальнейшем будет связано с моей профессиональной деятельностью, я решил опубликовать не которые фотографии сделанные в районе проведения исследований моей магистерской диссертации. Фото сделаны на пробной площади №1 и №2 02.09.2012
Друзья вот снова решил написать в своем блоге не сколько сообщений. В этом году решил вновь принять участие в международных днях наблюдения за птицами (6 - 7.10 2012) и вот какие результаты у меня получились. В ходе наблюдений были встречены 25 видов птиц и 523 особи разных видов!!
Вид птицы
Количество особей птиц
1.Зарянка (Erithacus rubecula)
3
2.Скворец обыкновенный (Sturnus vulgaris)
38
3.Свирестель (Bombycilla garrulus)
32
4.Дрозд рябинник (Turdus pilaris)
23
5.Дятел большой пестрый (Dendrocopos major)
34
6.Белый гусь (Anser caerulescens)
10
7.Синица большая (Parus major )
36
8.Кряква (Anas platyrhynchos)
5
9.Грач (Corvus frugilegus)
37
10.Галка (Corvus monedula)
20
11.Серая ворона (Corvus cornix)
41
12.Ворон (Corvus corax)
10
13.Сойка европейская (Garrulus glandarius)
5
14.Сорока (Pica pica )
16
15.Зяблик (Fringilla coelebs)
23
16.Сизый голубь (Columba livia)
36
17.Дятел малый пестрый(Dendrocopos minor)
17
18.Сизая чайка (Larus argentatus)
21
19.Синица хохлатая (Lophophanes cristatus)
18
20.Длиннохвостая синица (Aegithalos caudatus)
27
21.Щегол черноголовый (Carduelis carduelis)
10
22. Синица московка (Periparus ater)
15
23. Черноголовая гаичка (Poecile palustris)
13
24.Буроголовая гаичка (Poecile montanus)
18
25.Журавль серый (Grus grus)
15
Карточка регистрации пролетных стай Место наблюдения (обл., административный р-н, ближайший населенный пункт): Вологодская область, Кадуйский район, поселок Кадуй, окрестности деревни Хламово Барановского сельсовета.
Акция «Сделаем!» проводится в этом году в нашем городе в первый раз. А всего в ней участвуют более восьмидесяти городов Российской Федерации. Смысл этой акции состоит не в банальной уборке мусора (он, наверно, в нашей стране никогда не переведется), а в пропаганде именно его раздельного сбора и сортировки.
Здесь уместно вспомнить мэра бразильского города Куритиба Хайме Лернера. Этот город недаром считается «экологической столицей Бразилии» и параллельно является городом с самым высоким уровнем жизни в этой стране. На вопросы журналистов о том, как ему удалось достичь такого оглушительного результата, мэр города отвечал: «В первую очередь сортируйте мусор и пореже пользуйтесь личным автомобилем».
На счет «пореже пользоваться личным автомобилем» - дело, похоже, будущего, а вот сортировать мусор у нас пытаются начать уже сейчас. Акцию проводила Общественная палата, а непосредственным организатором выступило Воронежское управление Центра экологической политики.
В назначенное время мы со студентами-экологами собираемся возле ДК имени Кирова. Студенты проявили немалый энтузиазм (ведь известно, что при новой системе поощрений в вузах участие в подобных акциях светит немалыми бонусами), так что уговаривать молодежь поучаствовать в акции не пришлось.
Раннее утро, но молодежь шутит и полна энергии. Непрерывно щелкают затворы цифровых фотоаппаратов. Девушки стараются запечатлеть себя на фоне уличных киосков, придорожных деревьев и даже обшарпанного (вот уже сколько лет!) здания ДК.
Наконец появляются организаторы. Мы направляемся на пляж на берегу нашего «Воронежского моря». Дует сильный ветер. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что работы нам тут предстоит много. Наши сограждане после пикников явно не утруждаются убрать за собой.
Получаем перчатки и разноцветные полиэтиленовые мешки: черный – для пластиковых бутылок, белый – для стекла, зеленый – для всего остального. Теперь главное – не перепутать.
Перед тем, как приступить к работе, наказываю своим подопечным держаться на расстоянии прямой видимости друг от друга. Место здесь в это время довольно пустынное, так что мало ли что…
Поначалу, пока ещё не заполнены первые мешки, мне делать особо нечего. Но работа идет споро, мешки быстро наполняются, а мужчин на нашем факультете всегда был дефицит. Так что таскать Вам, товарищ доцент, не перетаскать!
Тем не менее, первый мешок девушки решают доставить в условленное место сами. Это, в конце концов, вопрос принципа. Надо, чтобы первый мешок был собран студентами ЕГФ и никаких разговоров! С этой задачей мои подопечные успешно справляются, опережая других участников акции.
Наибольшие хлопоты нам доставляют пластиковые бутылки. Их надо сдавливать, чтобы в мешке они занимали меньше места, а для этого необходимо открутить крышку, которую почему-то наши несознательные сограждане считают нужным закрутить, что есть силы, перед тем, как выкинуть бутылку под ближайший куст. Девушки несколько раз обращаются ко мне за помощью.
Вторая сложность заключалась в том, что кромка берега в том месте возвышается над уровнем воды где-то на метр. Так что образуется обрыв, хотя и маленький. Под обрывом тоже скопился мусор, но как его достать? Несколько отважных студенток лезут вниз, однако я запрещаю в дальнейшем это делать и всю работу, связанную с риском намокания, выполняю сам. Хватит мне больных и сопливых (в буквальном смысле!) на занятиях.
Уже через полчаса работы видны результаты нашего труда. Довольно большое пространство пляжа, где только что даже ступить было трудно, очищено от мусора и сияет почти идеальной чистотой. Сотрудники Центра экологической политики двигаются за нами и устанавливают здесь несколько аншлагов с надписями «Не оставляйте после себя мусор!»
То и дело раздается смех моих подопечных. Оказывается, на пляже среди мусора можно найти и немало полезных вещей. Девушкам попалась почти новая гладильная доска (студентки даже раздумывали, не взять ли её к себе в общежитие), пара практически неношеных шлепанцев и даже … парик ярко-рыжего цвета. Последний почему-то вызвал у девушек наибольший интерес.
Часа через полтора организаторы зовут нас обратно. Небо заволакивается тучами и можно ожидать дождя. Мы приносим последние мешки с мусором. Возле машины нас уже ждут призы: симпатичные рюкзачки с надписями «Будем беречь природу вместе!», кепки зеленого цвета и книжка «Экология для любознательных». При виде призов у девушек загораются глаза. Значит, недаром работали!
Напоследок – общий кадр на фоне груды мешков с мусором. В данном случае участникам акции она наверняка казалась Монбланом, на вершине которого хотелось бы установить Знамя победы!
Вчера, 22 сентября встретил козодоя. Я спугнул его, бродя по дну высохшего пруда. Он улетел в лес, но я его потом опять спугнул, он сел на ветку и сидел там довольно долго, пока я снимал его (в том числе с близкого расстояния, в том числе со вспышкой).
До сих пор козодоя я под Новосибирском не встречал. Птица ночная, скрытная. В определителе Рябицева написано, что они улетают в конце июля-августе, хотя по другим данным вполне могут задерживаться до сентября и даже до октября.
Развернувшаяся в нашей области борьба против планируемой разработки медно-никелевых месторождений неизменно привлекает моё внимание. В течение лета редкий из номеров областной газеты «Воронежский курьер» выходил без статьи на эту тему. Общий тон статей был примерно таким: да, разработка представляет опасность для природы Черноземья, но … может быть, все-таки стоит попробовать? Одновременно в тех же статьях сыпались обвинения на головы «политиканствующих» активистов, «разжигающих страсти» и «недобросовестно эксплуатирующих антиникелевую тему». Некоторые авторы статей даже предлагали (цитирую дословно!) «запретить выход однобокой негативной информации».
Осенью статьи на «никелевую» тему из местной прессы вдруг почему-то резко исчезли. Это произошло после того, как в Новохоперске некоторые активисты антиникелевого движения были приговорены к крупным денежным штрафам за «нарушения законодательства о митингах и других общественных акциях». Они, дескать, не слишком любезно обошлись с нашим губернатором, приехавшим в Новохоперск на открытие новой районной больницы.
Для непосвященных позволю себе маленький экскурс в историю. Залегания медно-никелевых руд были обнаружены в 70-х годах двадцатого века. Но тогда разработка этого месторождения не состоялась, как не соответствующая профилю нашего сельскохозяйственного региона.
Вопрос этот вновь был поднят в начале этого года. Президент РФ объявил конкурс на разработку месторождений. На конкурс были поданы документы от двух компаний: Норникель и УГМК. Казалось бы, все шансы выиграть конкурс были у куда более солидного Норникеля, но … в мае произошло неожиданное. Конкурс выигрывает УГМК, чей профиль совершенно не соответствует предполагаемым разработкам. И это при том, что данная компания никогда никелем не занималась и даже не представила проект разработок! На мой взгляд, такое возможно только в нашей стране! Более того этот проект не представлен до сих пор. По всем законам УГМК не должна была бы даже быть допущенной к этому конкурсу.
Знакомые геологи уверяли меня, что разработка этих месторождений невыгодна, так как никелевые руды в этих местах залегают на огромной глубине. Чтобы дорыться до них необходим котлован площадью … триста восемьдесят (!!!!) квадратных километров. Это больше площади Воронежского заповедника. Если же бурить шахту, то это будет по стоимости сопоставимо со стоимостью всей залегающей руды.
Поднявшийся массовый протест населения Прихоперья (в основном жителей Воронежской и Волгоградской областей) заставил губернатора сделать заявление о том, что он, дескать, не допустит осуществления в области проектов, не имеющих поддержки населения.
Дело дошло до стычек. На месте предполагаемых месторождений хоперские казаки установили поклонные кресты, которые затем были снесены местной администрацией. Кресты были восстановлены, и сейчас казаки выставили при них постоянную заставу.
На заседании общественного совета, проходившем накануне, представитель УГМК представил … презентацию о деятельности УГМК, заполненную … слайдами с изображениями различных призов, полученных компанией за … в общем, непонятно за что. При этом ни на один вопрос, связанный с обеспечением экологической безопасности, сей деятель не ответил. Похоже, он вообще не понимал, о чем его спрашивают! По крайней мере, у присутствующих на заседании специалистов экологов возникло именно такое ощущение.
На сегодня на два часа дня в центре города был назначен митинг. К назначенному времени подъезжаю к условленному месту. Ещё на подходе замечаю нескольких людей с зелеными флагами. Один из них уже на самой площади о чем-то довольно долго говорил с сотрудниками ДПС.
На самом митинге замечаю людей, стоявших под флагами самых различных расцветок. Преобладали флаги «Яблока», но были и флаги «Справедливой России», движения «Солидарность», красные и зеленые полотнища. В глаза бросался большой желто-черно-белый флаг с двуглавым орлом посередине. Его держали в руках несколько крепких парней – представители какой-то националистической организации. Среди националистов замечаю одного своего студента-заочника с факультета физической культуры, параллельно работающего в нашей охране. Общее количество людей на митинге было оценено примерно в две тысячи.
На митинге собирали подписи под резолюцией митинга, а также раздавали различные оппозиционные газеты и листовки (мне вспомнились слова И. Пономарева о «политическом мародерстве»). Из лозунгов, помимо соответствующих теме митинга (особенно запомнился лозунг с надписью «ВОРНикель»), были и лозунги другого содержания. Тут были и протесты против роста тарифов ЖКХ, и против абортов, и против ювенальной юстиции … и ещё какие-то лозунги на политическую тему. Почти все люди, присутствующие на митинге, имели при себе зеленые ленты, обвязанные вокруг руки или вокруг шеи. Некоторые девушки прицепили ленточки к сумочкам. Здесь же с удовольствием замечаю нескольких своих студенток, пришедших безо сюда всякого давления с моей стороны, а чисто «по зову души».
Мое внимание также привлек пожилой мужчина, одетый как типичные хиппи 60-х годов. На нем была майка, спереди стороны которой была надпись «Да, я проспал свою эпоху», а сзади «Зато с какими женщинами».
Митинг начинается. Я не буду утомлять читателей подробностями выступлений, а попытаюсь обрисовать картину такой, какой она выглядела со слов выступающих.
Итак, реализация проекта пока приостановлена. УГМК теперь обязана «провести дополнительные исследования» почв, вод, растительности, животного мира, в общем, «окружающей среды» вокруг своих предполагаемых месторождений. На все исследования были выделены … шесть миллионов рублей. Этих денег не хватит не только на химические анализы, и вообще на сколько-нибудь серьезные работы, но даже на проезд до Хопра. Ситуация осложняется ещё и тем, что осталось непонятным, что именно нужно исследовать, так как проект не представлен до сих пор. Похоже, УГМК тем самым весьма прозрачно намекнула: мы вам даем деньги и даже не требуем за них отчета. Можете хоть рассовать их по карманам и даже не выезжать на полевые исследования, но … потом предоставьте нам нужное заключение.
Многие геологи, до недавнего времени лояльно относившиеся к планируемым разработкам, побывав на заседании общественного совета, заявили свои сомнения в целесообразности предоставления права на разработку именно этой компании. Но … конкурс уже прошел!
Тем не менее, часть ученых повелась на эту удочку. Мне грустно было слышать знакомые фамилии людей, которых я до этого уважал, и которые теперь сочли возможным принять деньги таким сомнительным образом. Эх, опозорилась моя alma mater!
Поставив свою подпись под резолюцией митинга и прихватив несколько наклеек и листовок, ухожу с площади.
Общий вывод по ситуации: правительство решило выждать. Дескать, протесты сами улягутся, а тогда и начнем? Чем ответят борцы антиникелевого фронта?
Разбирая фотографии за этот год, я обнаружил снимки хищника, сделанные 10 июня, в котором товарищи с форума опознали хохлатого осоеда.
Совершенно даже не думал, что он может здесь (под Новосибирском) быть. Хотя в принципе мы попадаем на самый край ареала хохлатого осоеда. Вот здесь, например, утверждается, что под Новосибирском он наблюдался буквально несколько раз:
Известно лишь несколько случаев обнаружения хохлатого осоеда под г. Новосибирском. В 1960-х гг. здесь были встречены молодая и взрослая птицы. Около Академгородка осоедов наблюдали весной и осенью 1989 г. и 1992-94 гг.
Хотя не исключено, что во многих случаях его не отличали от обыкновенного осоеда. Как и я не отличил.
В этом году День города как-то подозрительно совпал с планируемым на тот же день Маршем миллионов. Одновременно отмечался 100-летний юбилей Воронежского аграрного университета – старейшего вуза нашего города.
С утра центр города уже был перекрыт. Из-за этого многие студенты и коллеги опоздали на занятия. Но что такое начало занятий по сравнению с важностью проводимого мероприятия?
Проходя рано утром, заметил возле главного корпуса аграрного университета какое-то странное сооружение, напоминающее нечто среднее между скифским курганом и шатром какого-нибудь варварского вождя.
Уже в полдень все подъезды к аграрному университету были перекрыты, а к главному ходу не подпускали даже пешеходов. Какой-то старушке пришлось, дабы дойти до магазина, делать большой крюк по парку. Но … с полицией разве поспоришь? «Нам сказали никого не пускать, мы никого и не пускаем!» - ответствовал на мой вопрос какой-то бравый лейтенант. Старушка, кряхтя и опираясь на палку, поковыляла по аллее парка, который накануне силами, конечно же, студентов тщательно в кои веки убрали!
В шесть вечера мирную тишину парка пронизал рев рок-музыки. Возле замеченного мною утром шатра соорудили эстраду, и сейчас там начинался концерт. Звуки музыки, сочетающиеся с воплями каких-то истеричных певичек, разносились по окрестностям весь вечер, перекрываясь с похожими звуками, доносившимися со стороны центра города.
Концерт возле аграрного университета завершился салютом. Грохот взрывов и мельканье ракет в сочетании с восторженными воплями толпы наводили на мысль о приближающемся конце света. Это впечатление закрепили сработавшие в результате детонации сигнализации машин, припаркованных в радиусе как минимум километра. Когда салют закончился, мой сосед задумчиво произнес: - Нда, на ремонт нашего дома хватило бы – имея в виду потраченные на сие зрелище суммы. - Ещё бы и отметить хватило – ответил второй сосед.
Ранее я уже писал о простой конструкции кормушки-дозатора. Однако та кормушка все-таки была сделана из непрозрачной картонной коробки, а хочется, чтобы кормушка прозрачной была (и чтобы запас корма видеть, и чтобы видеть птиц,которые туда башку засунули). Предлагаю следующую очень простую конструкцию:
Вот так она выглядит незаполненная:
А вот так - с семечками:
Таким образом, семечки "обтекают" перегородку и сыплются под нее по мере надобности.
И еще о способе заправки: для заправки можно использовать воронку, сделанную из обрезанной бутылки. Для соединения делается конструкция из двух прорезанных и склеенных крышек. Одна крышка привинчивается к воронке, другая - к кормушке. Резать толстый пластик, из которого сделаны крышки удобно горячим ножом.
Однажды два охотника наняли самолет, чтобы добраться в далекую лесную зону. Две недели спустя пилот прилетел забрать их обратно. Взглянув на их охотничьи трофеи, он сказал: — Самолет не сможет поднять больше одного буйвола. Вам придется оставить одного здесь. — Но в прошлом году летчик согласился взять на борт двух буйволов похожего размера, — запротестовали охотники. Летчик задумался. В конце концов он сказал: — Ну ладно. Если у вас все получилось в прошлом году, то должно получиться и на этот раз. Самолет попытался взлететь с двумя пассажирами и двумя буйволами на борту, но, не набрав нужную высоту, врезался в ближайший холм. Выбравшись из обломков самолета, охотники оглянулись вокруг. Один сказал другому: — Как ты думаешь, где мы? Его приятель осмотрел местность и ответил: — Думаю, мы в двух милях левее того места, где рухнули в прошлый раз. Источник
Вот и наступил долгожданный для многих (и, увы, далеко не ежегодный в наших засушливых краях) грибной сезон. В это время сотни любителей «тихой охоты» наполняют собой леса в поисках драгоценных трофеев. В нашем регионе таковыми являются: белые грибы, польские белые грибы (некоторые грибники неправильно называют их «каштанчиками») подберезовики, подосиновики, рыжики, маслята, опята и … многие другие виды, которых я … начинающему грибнику собирать не рекомендую.
Итак, я нахожусь в одном из подворонежских лесов. Напасть на грибное место удалось довольно быстро, и моя корзинка довольно быстро наполняется «слюнявыми» маслятами и эффектными рыжиками. Последние, между прочим, искать довольно сложно. Рыжики умеют прятаться! Их выдают только небольшие бугорки в лесной подстилке или мхе. В местах, где растут рыжики, им приходится не просто «кланяться», а буквально падать на колени, ища эти ценнейшие и вкуснейшие грибы буквально на ощупь.
В лесу много и других грибов. Весьма обильны сыроежки. Нередко попадаются скромно окрашенные шляпки рядовок разных видов – нашего условно съедобного гриба. То тут, то там встречаются эффектные шляпки мухоморов сразу трех видов: красного, пантерного и вонючего. А вокруг отдельных сосновых стволов разместились «ведьмины круги» бледной поганки – смертельно ядовитого гриба, унесшего не одну жизнь незадачливого грибника.
В этот день я в лесу не один. Рядом расположено садово-огородное товарищество, и многие дачники решили воспользоваться благоприятной погодой для некоторого разнообразия в своей деятельности, связанной со сбором и переработкой урожая, а также подготовкой дачи к зиме. Неподалеку собирает грибы компания людей в возрасте чуть больше тридцати лет. До меня доносятся отдельные фразы их разговора.
- А ты знаешь, что это за гриб? – спрашивает молодая женщина.
- Нет! – ей отвечает мужской голос.
- Бери – слышу третий голос – дома разберемся!
«В реанимации разберутся» - проскальзывает мысль в моей голове. Поспешить бы к этим незадачливым грибникам, высыпать на землю их добычу, выкинуть оттуда возможно затаившуюся в их сумках и пакетах смерть, но … условности оказались сильнее меня.
Невежество, сочетающееся с самонадеянностью, встречающееся у некоторых наших соотечественников, просто поражает. Мне вспомнился случай, произошедший со мной несколько лет назад. Тогда посреди Воронежской Нагорной дубравы ко мне обратилась (хорошо хоть не постеснялись!) молодая симпатичная пара с просьбой помочь им разобраться в собранных ими грибах. А потом я трясущимися руками выкинул на землю и принялся яростно топтать (чтобы другие горе-грибники не подобрали!) десятка два бледных поганок.
- Как? – возмутились грибники, - А мы старались?
- У вас дети есть? – пришло мне в голову спросить.
- Да! – ответил незадачливый молодой папаша. – Мы хотели сына угостить. Да и теща у меня грибы любит.
Я достал из сумки один из грибов.
- Вот такого грибка – произношу насколько можно назидательней, - хватит, чтобы всю вашу семью отправить на тот свет! И ещё десяток человек в придачу!
- Как, разве их нельзя есть? – продолжали почему-то упорствовать мои собеседники.
- Есть можно! Выжить потом нельзя!!! Это – бледная поганка!
Как сами понимаете, никакой благодарности за спасение жизни своей и своих близких я от горе-грибников не дождался. Они явно на меня обиделись и наверно до сих пор считают, что я просто над ними подшутил и из хулиганских соображений лишил значительной части законного «улова».
Но вернемся в наши дни. Встреченная в осеннем лесу компания грибников направилась к ожидавшей их машине, о чем-то оживленно разговаривая и срывая … наиболее заметные грибы. В их сумках оказались ещё несколько грибов-зонтиков, сыроежек, валуев. Слава Богу, семья мухоморов вонючих (их шляпки на молодых плодовых телах по окраске светло-коричневые и не похожи на столь знакомые нам шляпки мухоморов красных) в их корзинки не попала, хотя один из грибников некоторое время в задумчивости простоял рядом с ними, хотя сорвать все-таки не решился. И то слава Богу!
Когда грибники уехали, я неторопливо направился следом, собирая притаившиеся прямо на обочинах и между колеями рыжики.
Моя мама, грибник с пятидесятилетним стажем, также наблюдавшая за этой компанией, подошла ко мне и произнесла, кивая в сторону удаляющейся компании:
- Боюсь, сегодня вечером у реанимации будет немало работы!
Какой в итоге следует вывод? Уже по опыту знаю, что читать лекцию о различиях между съедобными и несъедобными грибами бесполезно, основная масса населения все равно разбираться в этих скучных подробностях не будет. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь через блог к грибникам, не знающим грибов: не собирайте грибы! Собирать грибы, не зная их все равно, что сыграть в гусарскую рулетку или попробовать рыбу фугу!!!
Синичник на балконе. Заняли синицы, было отложено 11 яиц и вывелось как минимум 8 птенцов, однако гнездо было разорено дятлом, который перетаскал всех птенцов, кроме одного (но он все равно погиб).
Мухоловочник на огороде. Поселились горихвостки, выкармливали. По всей вероятности, потомство успешно выведено, слетки потом встречались около домика.
Полудуплянка на огороде. Никто не поселился, но несколько раз в ней была замечена белка.
Трясогузочник там же на огороде. Никто не селится уже два года.
Гнездовой ящик на балконе в ИЯФе. Заняли горихвостки, разножение было успешным, слетков потом встречал на территории института недалеко от балкона с ящиком.
СМИ все больше внимания уделяют проблеме борьбы с педофилами. Звучат предложения об ужесточении наказаний: пожизненный срок, кастрация. Очевидно, проблема эта была всегда, но только сейчас обозначилась наиболее остро в век информационных технологий.
Государство и Церковь не справляются (Ватикан не знает, как отмыться от многочисленных историй священников и мальчиков). Граждане начинают сами наказывать педофилов.
Хочется поклониться очаровательной девушке, молодому воронежскому юристу Анне Левченко. Она выслеживает педофилов в интернете и передаёт материалы в прокуратуру. Её единомышленники-программисты обрушивают их сайты.
А недавно группа молодых людей из движения «Новые люди» пикетировали под лозунгами «Нет разврату!» салон интимных товаров «Афродита», расположенный явно ближе разрешенного законом расстояния от гимназии имени Басова.
На Урале объявилась группа бывших десантников, которые на сайтах знакомств притворялись детьми, назначали жаждущим детского тела свидание, а потом устраивали негодяям допрос с пристрастием. Те дрожали от страха и лепетали: «Да просто пообщаться…» Записи выкладывались в Интернет.
Сейчас на фоне готовящегося нового закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (первой жертвой которого уже стал замечательный советский мультсериал «Ну, погоди!») вновь разгораются страсти по поводу борьбы с педофилией.
В принципе, такого и следовало ожидать. Но никакое государство, никакие энтузиасты крутых мер не перебьют беспечность родителей.
Мой друг однажды рассказал мне следующую историю. Передаю ему слово. «Однажды я вошёл в лифт, и ко мне в кабину влетела юная школьница. Сразу, ни секунды не задумываясь, влетела. Мы с ней молча доехали до её этажа, я вышел вместе с ней и подождал, когда она позвонит в дверь. Открыла мама. Я жёстко сказал: «Сотрудник милиции Козлов. Это ваша дочь? Почему вы до сих пор не объяснили ей, что нельзя входить в лифт с незнакомым мужчиной?» Мама похлопала глазами и, очевидно, просто не поняла сути вопроса.
Честно говоря, я что-то не слышал, проводятся ли в школах сейчас уроки безопасности на тему: «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Объясняют ли деткам про интернет-знакомства, и к чему они приводят? Ведётся ли работа по снижению беспечности родителей? Это всё крайне необходимо расширить и углубить, но я хочу пару слов сказать о другой стороне медали.
О мощном движении тинэйджеров навстречу с педофилами. Передаю слово ещё одному знакомому. «Года два назад я установил у себя «аську». Однажды ко мне «постучалась» 11-летняя девочка. Сначала, я подумал, что ей одиноко и не с кем просто поговорить. Я расспрашивал её про школу, учителей, подружек, и по этому разговору понял, что ей действительно не больше 11. Но на второй день она средь разговора написала: «А я сейчас в ванной». Я не насторожился и написал: «Чистота – залог здоровья». Потом: «А я уже вытираюсь. Ты хотел бы посмотреть?.. А не только посмотреть? А не хотел бы ты…» Не воспроизведу дальнейшее. Статьи уголовного кодекса замелькали у меня перед глазами и я по-быстрому её забанил.»
Обратимся к классике. Вот отрывок из «Лолиты» Набокова. «Девственно-холодные госпожи присяжные! Я полагал, что пройдут месяцы, если не годы, прежде чем я посмею открыться маленькой Долорес Гейз; но к шести часам она совсем проснулась, а уже в четверть седьмого стала в прямом смысле моей любовницей. Я сейчас вам скажу что-то очень странное: это она меня совратила».
Педофилов нужно ловить и наказывать. Детей и родителей предупреждать, просвещать и воспитывать. Но, боюсь, мы никогда не узнаем подлинных масштабов этого явления. Нам не дано подсчитать количества Гумбертов и Лолит, которые совокупляются при полном взаимном согласии, без какого либо принуждения и чаще всего по инициативе именно детей. Их встречи в век Интернета значительно облегчились…
Отсюда возникает следующий вопрос: как вести просвещение? Не добьемся ли мы обратного: «просвещенные» дети будут искать половых контактов ещё более активно? Давайте обратимся к истории.
Половое воспитание человека прошло много этапов. В древних Египте, Индии, Греции и Риме царила свобода нравов. При этом родители не боялись за нравственность детей, более того, считали правильным передавать им «науку любви».
Современные ведущие религиозные конфессии преследуют не только изображения обнаженных тел, но и передачу от поколения к поколению информацию о брачных отношениях, на вопросы детей отвечая: «Вырастешь – узнаешь».
Кто же прав? Автор не берется быть третейским судьей в этом споре, который, наверно никогда не закончится. Слишком уж противоречива сексуальная природа человека разумного, слишком много здесь нестыковок и непонятного. Но попытаться разобраться в проблеме «первородного греха, аиста и капусты» все-таки стоит. Хотя бы для того, чтобы объяснить «юным зрителям», почему человек ведет себя так, как он себя ведет. Ведь потом поможет им и в интимных сторонах их жизни.
Начнем с того, что человек появился на нашей грешной планете далеко не первым, то есть, он обладает инстинктивными программами, унаследованными от своих биологических предков. Половое поведение человека в большой мере определяется врожденными программами. Некоторые из них пригодны для современных условий, а другие безнадежно устарели, хотя могут и сыграть определенную роль. Если бы мы просто подчинялись врожденным программам, то наше половое поведение было бы очень диким, примитивным, грубым, эгоистичным, а порой и просто нелепым. Некоторые люди так себя и ведут. Но современные условия все-таки стараются исправлять устаревшие программы.
Итак, обратимся опять к поведению животных. Животное появляется на свет с набором врожденных программ. В том числе о том, что нужно делать, чтобы оставить после себя потомство. Когда программа потребуется всерьез, её неумелое использование может стоить жизни.
Как узнать заранее – полноценная или нет досталась тебе программа, сможешь ли ты сделать все правильно? Для этого природа изобрела игровое поведение. Играя, детеныши проверяют и тренируют свои программы, в том числе и программы полового поведения. Щенки и котята нередко изображают спаривание, меняясь ролями, осваивая не только свое поведение, но и поведение партнера. В опытах на мартышках выяснилось, что, если в детстве им не дают играть, они вырастают пугливо-агрессивными, с трудом образуют пару и плохо заботятся о потомстве.
Нам досталась от предков не только программа спаривания, но и команда проверить её в играх со сверстниками. Она срабатывает в возрасте 4 – 6 лет. Где-нибудь в укромном месте дети играют в «папы – мамы» или в «доктора». Биологическая суть игры состоит в попытках воспроизвести спаривание, о чем дети сами не подозревают. Ранее, если взрослые заставали детей за столь грешным занятием, они приходили в ужас, а «провинившихся» строго наказывали. Родители из благополучных семей находили только одно объяснение: их порядочные дети попали под влияние детей из неблаговоспитанных семей.
Многие родители думают так и сейчас. Но среди бывших благовоспитанных детей нашлось много смельчаков, которые, став взрослыми, решительно заявили: никто их этим играм не учил, они придумывали их сами.
У всех видов, заботящихся о потомстве, детеныши любят своих родителей. Природа использует любовь к родителям, помимо всего прочего, не вызывающего сомнений, ещё для одной цели: их облик запечатлевается в детстве как образец будущего партнера по размножению. Чтобы это сработало, естественный отбор «подмешал» в любовь к родителям малую долю сексуальности. Девочка часто не просто любит отца, но и немного ревнует его к матери. Да и будущего супруга пытается подобрать похожим именно на отца.
Посмотрите, как знакомятся две уважающие себя собаки. Они сначала обнюхивают друг другу носы, затем обнюхиваются сзади. В инстинктивных программах содержатся сведения о брачном партнере своего вида. Человек в настоящее время живет практически среди одних людей. Животные живут среди множества похожих друг на друга видов. И тут главное – не спутать. Программа требует: научись узнавать видовые признаки, а также признаки пола, возраста и готовности размножаться.
Мы знакомимся лицом к лицу, учитывая возросшую роль мимики, речи и жестикуляции. Но древняя программа, характерная, кстати, для приматов, и тут не дает нам покоя и проявляет себя во внимании мужчин к женским ягодицам. Считается, что это неприлично. Но женщины поощряют данный интерес походкой или облегающей одеждой. Значит и они подсознательно следуют этой древней программе.
Хорошо, со взрослыми, надеюсь, всё ясно. Но некоторые боятся, что на детей изображения обнаженных людей дурно влияют. Но это далеко не так. Дело в том, что ребенок по своим врожденным программам – ребенок голого человека. И ему программа подсказывает: ты должен знать, как выглядит твой будущий брачный партнер. Если он такую информацию вовремя получил, то интерес к ней снижается. В странах, где «сексуальная революция» произошла несколько десятилетий назад, дети совершенно равнодушны и к эротическим фильмам, и к порнографическим открыткам. Более того: там, где ещё в начальных классах детей с помощью муляжей и учебных фильмов познакомили со строением половых органов, интерес к этой области утрачивается на несколько самых «опасных» лет.
Если ребенок подобной информации лишен, он всячески стремится её добыть. Отсюда его подглядывание за родителями, за купающимися, за переодевающимися сверстниками. Он знает, что подглядывать нехорошо и при этом испытывает угрызения совести. Но могут быть и страшные последствия, связанные с насилием. Этим кстати нередко пользуются педофилы.
До прихода времени размножения самцы и самки многих видов похожи друг на друга и особого интереса к противоположному полу не проявляют. Мальчишки и девчонки до определенного этапа даже «презирают» друг друга. Но приближается время размножения, увеличивается выработка половых гормонов, и внешний облик преображается. Самцы тритона «отращивают» яркий гребень, самец лосося покрывается красными пятнами, у самцов оленей вырастают рога, у многих обезьян – гривы, усы и борода. Назначение всех этих сигналов – выделить готовую к размножению особь. Подобные признаки встречаются и у людей. У мужчин это растительность на лице, грубый голос, особый запах. У женщин – утолщенные и яркие губы, грудь, расширенные бедра, высокий голос и опять же особых запах, для усиления которого у обоих полов в соответствующих местах вырастают волосы. У человека эти признаки усиливаются различиями в прическах, в одежде, парфюмерией, косметикой и прочими украшениями. Половые гормоны изменяют поведение: животные начинают демонстрировать друг перед другом свои половые признаки. Они поднимают и опускают яркие хохлы, трубят, ревут, поют, барабанят по стволам деревьев и так далее.
У человека проявление врожденных программ можно понять, наблюдая, как пытаются обратить на себя внимание невоспитанные подростки. Правда под влиянием развитых социальных отношений поведение облагораживается: важничанье переходит в манерное поведение, вопли и крики – в серенады под гитару, сила демонстрируется в спортивных турнирах, жеманничанье переходит в милое кокетство, визг и наскоки – в тонкие беседы с подшучиванием.
Так вот чему может быть стоит обучать подростков? Не запрещать им общаться по признаку пола, а наоборот, грамотно направлять их, одновременно оберегая. Этой цели должны служить уроки поведения, спортивные секции, танцевальные студии, туристические походы (где кстати молодые люди вполне могут показать себя друг другу с самой лучшей стороны), и, конечно же уроки общения, которые вполне можно совместить с уроками безопасности.
Одновременно подобные уроки следует преподать и молодым родителям. А главное, побудить их всемерно общаться со своими детьми, а не «откупаться» от них дорогими игрушками. Ведь дефицит общения нередко толкает детей в лапы сомнительных личностей – от политических фюреров до педофилов.
О том, что приближается 1 сентября, можно догадаться, не заглядывая в календарь. Достаточно посмотреть группы различных школ, вузов и факультетов в социальных сетях. Привожу посты с группы одного из факультетов Воронежского педагогического университета в социальной сети «В контакте».
- Я один уже поскорей хочу в универ?
- Нееет, ты не одинок! Уже безумно хочу учиться и со всеми перезнакомиться!
- Деньки считаю.
- Сама уже жажду сентября.
- И я ооооооооочень хочуууууу!
- Чуть больше недельки осталось.
Ну, и так далее. Студентам уже надоело отдыхать, хочется новых впечатлений, знакомств и (потешу своё преподавательское самолюбие) знаний.
Вторым признаком приближающегося Дня знаний является оживление на вещевых рынках. Родители спешат обеспечить своих чад обновами, дабы в начале учебного года те были «не хуже других». На одном из рынков я замечаю своих студенток, примеряющих новые белые кофточки. Девушки так поглощены этим занятием, что даже не замечают подошедшего преподавателя. Что ж, дело важное, кто спорит?
Видя всю эту предпраздничную (именно так!) суету, невольно переносишься воспоминаниями во времена моей молодости. В то время окончание каникул было трагедией для миллионов школяров бывшего СССР, и никакие положительные эмоции не могли компенсировать надвигающейся «катастрофы»! «Каникулы кончились, господа школяры, бегом учиться и примите наши глубокие соболезнования» - так примерно иронизировали в то время.
У студентов отношение к 1 сентября было несколько другим, я бы сказал, более спокойным. Начну с того, что для советских студентов 1 сентября отнюдь не означало начала занятий. В этот день (или чуть позже) тысячи будущих учителей, инженеров, врачей, агрономов и т.д. и т.п. отправлялись не в аудитории, а (правильно вы подумали, студенты моего и старших поколений) в колхоз! Труженики села в то время хронически не справлялись с «невиданным» урожаем и требовалась помощь молодых, грамотных, передовых и инициативных… в общем, студентов.
В то время ходил анекдот. Разгадывают двое кроссворд. Первый читает «Механизм для уборки картофеля». Второй, подумав: «Студенты!». Первый: «Нет, букв мало!». Второй: «Ну, тогда пиши ещё и «преподаватели»».
В колхозе студенты сидели как минимум до начала октября, а случались годы, когда занятия начинались после ноябрьских праздников. Не забуду тот год, когда приходилось выбивать отбойными молотками свеклу из уже скованной морозами почвы. А так убирать приходилось, что скажут: картофель, морковь, лук, свеклу. Настоящим везением (так, по крайней мере, считал весь университет) было попасть на уборку яблок. Тогда из колхоза возвращались на автобусах, загруженных чуть ли не по крышу мешками и рюкзаками с золотистыми плодами.
В общем, на мой взгляд, черты именно праздника День знаний наиболее отчетливо стал приобретать уже в наши дни. А раньше это было так: кому-то горе, а кому-то лишь продолжение летних приключений (правда, со своей спецификой). Но уж никак ни начало учебы!
Начало учебного года, 1 сентября, толпы наряженных в свои лучшие наряды девушек, смех, шутки, улыбки, радостные восклицания и приветствия давно не видевшихся однокурсников – все это должно было бы настраивать на оптимистический лад.
Но, увы, ситуация в нашем высшем образовании (да и в образовании вообще) далека от радужной. И причина здесь далеко не в демографической яме или в нехватке средств, как то пытается представить наше правительство и его апологеты.
В 90-е годы при значительно худшей экономической ситуации образование продолжало развиваться. Открывались новые вузы, факультеты, специальности, кафедры. Сейчас, когда президент и премьер всё время твердят о каких-то инновациях, призывая, как в советские годы «повысить, улучшить, увеличить», вузы и научные учреждения закрываются одно за другим. Откуда же возьмутся инновации?
Не так давно мне пришлось познакомиться с системой образования одной из африканских стран, ВВП которой на душу населения, должен заметить, в шесть раз меньше российского. Так вот в этой стране, не смотря на все экономические трудности, создаются государственные вузы. И в этих вузах открываются отделения русского языка и литературы, горного дела, экологии, педагогики. Значит, эта страна считает нужным все это изучать! А у нас закрываются филфаки и горные институты! Да и не только они!
Министр образования, заступая на должность, громогласно объявил «Я никому не позволю халтурить!». Первым его шагом было закрытие Московского горного института (а ведь горных институтов в России было всего три). После этого «по городам и весям», добираясь до самых отдаленных уголков, разъехались толпы каких-то мутных личностей, называвших себя «независимыми экспертами».
В речи «независимого эксперта», проводившего аккредитацию одной из специальностей, то и дело проскакивали слова «Я не обязана перед вами отчитываться!», «Я отчитываюсь только перед министерством!», «Я не могу ни с кем общаться!». Надо сказать, что за время своей работы эта «эксперт» не удосужилась поговорить ни с кем (!) из преподавателей, ведущих занятие на аттестуемой специальности. Так и осталось непонятным, кто она сама-то по специальности…
На съезде учителей географии, проходившем в МГУ под эгидой Русского географического общества, также выступала одна из таких «экспертов». Привожу её выступление практически дословно: «Мы никогда НЕ допустим специалистов к разработке новых стандартов образования. Специалисты НЕ понимают (!) современных требований». Вот так, прямо не в бровь, а в глаз! Хотелось бы спросить, а она то сама и те, кто за ней стоит, эти требования понимают?
О бумаготворчестве в вузах я уже писал. Сегодня оно достигло таких масштабов, что уже мешает реальной учебной, научной и воспитательной работе. Какие в таких условиях могут быть созданы инновации?
И что интересно, государство отнюдь не трогает (или трогает весьма незначительно) частные коммерческие вузы. Нет, ему подавай что-то действительно стоящее! Только на нем оно может удовлетворить свою кастраторскую ярость! Это сродни ярости бездари и посредственности, уничтожающей красивую вещь, созданную гением!
Идущие сокращения в вузах напоминают времена Калигулы в Древнем Риме, когда тоже закрывались школы. До падения Римской империи оставалось менее пятидесяти лет. Исторические параллели, как говорится, напрашиваются. Нечто подобное происходило в России во времена императора Александра III, но там ситуация могла быть объяснена политической обстановкой.
А чего стоит теперь зависимость набора от численности выпуска? Теперь мы должны будем дрожать над каждым двоечником, а может быть, и полным дегенератом, который позволит сохранить или увеличить число приема! И это сейчас, когда к нам стали приходить действительно хорошие выпускники школ, среди которых многие по окончании вуза идут работать по специальности! И сейчас все это хотят порушить! Что это, хочется спросить, глупость или преступление?
Неужели наступит тот день, когда 1 сентября я уже не увижу красивых девушек в своих лучших нарядах, не услышу смеха, шуток, не увижу улыбок на молодых лицах? Ведь проходящие «реформы» убивают самое важное – то, что невозможно измерить и сосчитать, но без чего не обойтись – душу нашей высшей школы!
Идея этой поездки возникла, как всегда, неожиданно. Для начала – справка. Озеро Песчаное относится к пойменным озерам и входит в группу т.н. Ольховатских озер, расположенных на границе двух районов на юге Воронежской области.
Во время сплава на байдарках по Дону мы наблюдали в районе Ольховатских озер довольно многочисленных больших белых цапель – птиц, занесенных в Красную книгу области. Желание познакомиться с этими птицами поближе и, по возможности, сфотографировать их и легло в основу данной поездки.
Осуществлению данной идеи способствовало также помпезное открытие около года назад понтонного моста, связавшего правый и левый берега Дона. Такой подарок местным жителям был сделан по личному распоряжению нашего губернатора. Решили совместить приятное с полезным и по дороге заехать в райцентр на рынок. Тем более, что жить в деревне нам оставалось ещё чуть больше недели и было бы желательно обеспечить продуктами и себя и наших котов.
Рынок в нашем райцентре в общем-то достаточно типичен для современной ситуации. Обильная «барахолка», кишащая китайскими и турецкими изделиями плюс ряды сельскохозяйственных товаров. Накануне 1 сентября здесь царило оживление. Родители спешили обеспечить своих чад обновами, дабы в начале учебного года те были «не хуже других». Замечаю своих студенток, примеряющих новые белые кофточки. Девушки так поглощены этим занятием, что даже не замечают подошедшего преподавателя.
Но … всего, что нужно, нам на рынке купить не удалось. Приходится заехать в местный супермаркет, принадлежащих сети «Магнит» (последние годы эти супермаркеты чрезвычайно распространились по области, появившись не только во всех райцентрах, но и в некоторых крупных селах).
Осмотр райцентра позволил сделать некоторые новые наблюдения. Асфальт практически на всех улицах, по которым я проезжал, был новый. Везде проложены ливневые стоки. Причем в одном месте «ливневка» даже пересекала … выезд с примыкающей улицы. Так что выезжать мне пришлось с немалой осторожностью, дабы не оставить на дороге куски поддона.
Сквер на центральной площади райцентра был, как сейчас модно стало говорить, «реконструирован». Деревья побелены, аллеи заасфальтированы, в углу устроена детская площадка. Правда при этом я не нашел в сквере ни одной урны, так что, чтобы выбросить какую-то бумажку, мне пришлось протопать целый квартал.
Произвела впечатление … выставка-продажа мягкой мебели, развернутая прямо с машин на центральной площади райцентра. Притом количество той мебели было таким, что вполне могло мы обеспечить не только поселок с населением в десять тысяч человек, но, как минимум, областной центр.
В общем, осталось лишь порадоваться за благоустройство поселка. На моих глазах «дикий колхоз» превращался в фешенебельную столицу. Только бы мусорных урн побольше поставить и «ливневку» убрать, что поперек дороги проложена, и … Париж задохнется от зависти. Да, ещё бы тротуары не мешало кое-где устроить.
Дальнейший наш путь лежал по тем местам, где два года назад бушевали лесные пожары. Там, где раньше зеленел сосновый бор, теперь стояли обгорелые, напоминавшие частокол, стволы. А поверхность почвы под бывшим лесным пологом уже прочно захватили различные сорняки, среди которых своим количеством выделялся наш заморский гость – мелколепестник канадский. В общем, довольно безрадостное зрелище. Не требовалось большого воображения, чтобы представить себе лунный ландшафт.
Дорогу на озеро Песчаное мы нашли без труда. Путь туда оказался довольно торным. Берег озера представлял собой довольно обширный песчаный пляж, усеянный (это уж как водится!) мусором. Ну не может русский человек после себя мусора не оставить! При нас на озере «причащалась» какая-то солидная компания, по виду, руководство местного ОАО. В пользу такого предположения говорила стоявшая рядом двадцать четвертая «Волга».
Белых цапель мы увидели почти сразу. Группа из трех птиц сперва кружилась над озером, а потом перелетела на противоположный берег, где расселась по прибрежным ольхам. Так что хороших кадров сделать не удалось.
Мы быстро искупались в озере (для меня это был уже девятый (!) водоем, в котором я в течение года совершал «омовение») и направились домой, держа курс на широко разрекламированную понтонную переправу.
Когда мы торжественно пересекли понтонный мост (три недели назад мы проплыли под ним на байдарках, распластавшись на дне подобно цыплятам табака), нам дорогу преградил «кирпич». Вот тебе и раз! А ведь ещё год назад об открытии этой дороги было торжественно объявлено губернатором и показано по телевидению!
Набравшись наглости, направляю машину прямо по дороге, лавируя между ямами в асфальте (ох, уж этот мне «ямочный ремонт»). По дороге несколько раз объезжаю попадавшуюся дорожную технику. Рабочие косятся в нашу сторону (кто это тут, понимаешь, разъездился?), но попыток нас остановить не предпринимают. Поэтому благополучно выезжаем на основную дорогу и возвращаемся домой, совершив «кругосветку».
Общие выводы по поездке:
1) Большие белые цапли, похоже, гнездятся на Ольховатских озерах;
2) Наш райцентр успешно борется на звание «самого благоустроенного райцентра»).
В общем, как говорит, одна моя коллега в любой ситуации «все хорошо».
Деревенская усадьба всегда требует сил, времени и труда. Даже самый что ни на есть новый дом с вспомогательными постройками (сараями, летней кухней, душем и т.д. и т.п.) по истечении нескольких лет напомнит о том, что где-то надо поменять шиферины на крыше, где-то подукрепить фундамент, где-то … дел может возникнуть сразу с десяток одновременно.
Уже это обстоятельство ставило меня в тупик, когда наши городские знакомые, всплеснув руками, восклицали: «Как? Вы целое лето проводите в деревне? Что вы там все время делаете? Так же наверно скукотища?» Как им потактичнее объяснить, что сидеть, сложа руки, в деревне не приходится, я не знаю до сих пор. Ну, это так, к слову.
На этот раз срочной замены потребовала крыша на нашем дровяном навесе. Этот навес стоял ровно двадцать четыре года, из которых первые восемь лет служил нам летней столовой, а затем, когда построили летнюю кухню, мы под ним хранили заготовленные на холодное время года (мы иногда приезжаем в деревню поздней осенью и ранней весной) дрова.
Для ремонта потребовалось напилить новых досок и опорных столбиков. Тут нам с помогавшим мне соседом и пришло в голову использовать недавно приобретенную мною за … (впрочем, о сумме позволю себе умолчать) бензопилу. Купленная ещё весной она простояла почти до конца лета без дела. Просто случая подходящего не было. А тут как раз подвернулся случай проверить её на деле.
И вот изделие фирмы “Kraftsman», сверкающее новизной и пахнущее свежей смазкой, было торжественно извлечено на свет Божий. К слову сказать, мне до сих пор иметь дела с бензопилами не приходилось, но у соседа кое-какой опыт имелся.
Итак, изделие извлечено из чехла, и мой сосед подходит к ней с видом «Нам это раз плюнуть!». Эффектно нагнувшись, прижимая правой ногой рукоятку (так написано в инструкции), мастер правой рукой с силой дергает приводной шнур. Бензопила издает тихий рокот и замолкает. Недоуменно хмыкнув, Виктор (так зовут моего соседа) повторяет попытку. Эффект тот же!
- Может быть, бензин кончился? – задает мой товарищ риторический вопрос. Но проверка показала, что бензина в камере достаточно.
Заморское изделие переходит в мое распоряжение. Тщательно проверив рычаг запуска и рычаг дросселя, несколько раз дергаю за пусковой шнур. Бензопила, издав сначала какой-то обнадеживающий рокот, вновь замолкает.
- А вы инструкции внимательно прочитали? – задает вопрос моя мама, всю жизнь проработавшая преподавателем математики в одном из воронежских вузов. Мы удостаиваем её снисходительного взгляда («Ну что математик может понимать в бензопилах?») и продолжаем с остервенением дергать за приводной шнур.
- Да она совсем новая! – преподаватель математики пытается возражать.
- Ну, и что? – с видом знатока заявляет Виктор.
Не взирая на мамины увещевания, мы приступаем к разборке пилы. Извлечь свечи сразу не удается, Виктору приходится несколько раз бегать домой за соответствующими ключами. Проходит часа два: свечи извлечены. Мы с соседом выхватываем их друг и друга из рук, тщательно осматриваем, продуваем и совершаем другие манипуляции. Наконец, все свечи тщательно проверены и не без труда ввинчены на прежнее место. Но … попытки продолжаются с тем же результатом, т.е. с отсутствием такового.
Наши силы уже на исходе. Мы продолжаем с остервенением дергать приводной шнур, поминая на чем свет страну-изготовителя (США). Ей досталось и за истребление индейцев, и за войну во Вьетнаме, и за колебания курса доллара. Бедной миссис Обама должно было бы икаться, когда мы ей припомнили грядки возле Белого дома.
Наконец, силы наши иссякли. Мы беспомощно смотрим на упрямое заокеанское изделие, от души желая здоровья всем американским гражданам. И тут моя мама твердо подходит к бензопиле.
- Смотрите! – мама указывает на какие-то английские надписи на задней стороны кожуха. Мы их видели и раньше, но особого внимания не обратили. Что там интересного они могут означать?
Нашу реакцию на вмешательство математика предугадать нетрудно («Отойди! Что ты понимаешь? Уж если у нас специалистов не получилось!»). Но мама уже решительно взялась на приводной шнур.
- Смотрите, здесь написано: дернуть пять раз, затем вдавить рычаг дросселя и… Пила, весело взвизгнув, заводится…