Небольшой по своим размерам попугай кеа (Nestor notabilis), как правило, обитающий в горах и лесах Новой Зеландии, способен убить целую овцу. Обычно кеа в зимнее время кормятся умершими овцами, но, случается, что один или два попугая из стаи нападают на живых овец. Этих особей пастухи называют «убийцами овец». Попугаи садятся на землю рядом с потенциальной жертвой, а затем внезапно вскакивают ей на спину и начинают выклевывать у неё кусочки подкожного жира. Иногда у кеа не сразу получается уцепиться за шкуру овцы: жертва, сопротивляясь, старается сбросить с себя кровожадную птицу. Редко случается, когда овца всё-таки освобождается от напасти кеа, чаще всего, атакованные птицей животные умирают от полученных ранений, и становятся пищей остальных попугаев из стаи.
Ранее, до прихода европейцев, млекопитающих в Новой Зеландии, кроме одного вида крыс и одного вида летучих мышей, не было. Значит, кеа до этого времени не был известен вкус мяса млекопитающих. Но из-за недостатка других кормов (червей и насекомых), попугаи начали охотиться на овец. Используя свои мощные когти и клюв, изначально предназначенные только для лазания по коре деревьев, эти птицы начали раздирать раны животных. Это явление называется преадаптацией, когда заложенные приспособления выполняют новые функции.
Часто, найдя павшую овцу, пастухи приписывают её смерть птице. Из-за этого попугаи кеа долгое время истреблялись. На самом же деле кеа охотится на овец очень редко, и гибель овец от нападения хищных попугаев имеет совсем ничтожный процент. В 1986 году людей убедили прекратить истреблять этих птиц, и ставшие исчезающим видом кеа сегодня находятся под защитой.
Известны случаи «нападения» кеа на машины людей, причиной которых, опять же, становится желание найти что-нибудь съестное в салоне автомобиля. Кроме того, попугаев может заинтересовать содержимое рюкзака туристов, путешествующих в местах обитания этих птиц. Несмотря на это, попугаи кеа по-прежнему привлекают людей, которые любят наблюдать, как птицы играют, кувыркаясь в снегу или барахтаясь в только что оттаявших лужах. Ещё одной исключительной особенностью этих птиц является то, что кеа – единственные попугаи, которые живут и размножаются на высоте 1500 м над уровнем моря.
Материал и фото http://nat-geo.ru/ Сайт National Geographic Россия
Комментарии для снимков:
[I]Охотиться на овец Кеа вынуждает недостаток другого корма (черви и насекомые), которым обычно питается этот вид попугаев. [/I]
[I]Мощные когти и клюв изначально служили Кеа только для лазания по коре деревьев, но впоследствии с помощью них эти птицы начали раздирать шкуру овец. Подобное явление называется преадаптацией, когда заложенные приспособления выполняют новые функции.[/I]
[I]Кеа не боятся людей, и поэтому, в поисках пищи могут попытаться залезть в машину.[/I]
Сезонные миграции журавлей, как и других перелётных птиц, являются одним из важнейших периодов в их годовом жизненном цикле. Дважды в год журавли преодолевают большие расстояния, перелетают от мест гнездования к местам зимовок и возвращаются обратно. В Амурской области наиболее выражены перелёты чёрных журавлей. Это объясняется тем, что численность чёрных журавлей значительно выше численности других пролетающих по территории Амурской области видов журавлей – японского, даурского, серого. Наряду с этим, на миграционных путях журавлей, в местах имеющих благоприятные условия, исторически сформировались пункты длительного * , в которых журавли пополняют израсходованные при перелёте запасы жира. В таких местах на продолжительное время формируются устойчивые скопления чёрных журавлей численностью до нескольких сотен особей, они-то и привлекают внимание людей. Эти места уникальны и жизненно необходимы для птиц-мигрантов. Места жировок по своей значимости для птиц можно сравнить со специальными аэродромами, устроенными на длинных авиационных маршрутах, на которых дозаправляют самолёты и меняют лётные экипажи. В Амурской области пунктами длительной остановки чёрных журавлей являются, в частности, Амурский и Муравьёвский природные заказники.
В Амурском заказнике устойчивые осенние скопления чёрных журавлей в ряду лет достигают численности 1200-1500 особей. Увидеть такое количество журавлей разом кормящихся на поле - зрелище потрясающее. Численность даурских журавлей не превышает в общей сложности 180-220 особей. К редким видам журавлей на осеннем пролёте относится японский журавль – 8-12 особей, в небольшом числе пролетают серые журавли и гибридные особи - помеси чёрных и серых журавлей. Чёрные журавли гнездятся в республике Саха (Якутия) и в небольшом числе на севере Амурской области на верховых болотах, покрытых разреженными лиственничными лесами и кустарником. На юге области этих журавлей можно встретить в период се-зонных миграций и небольшое количество неполовозрелых особей остаются в наших краях на лето. Многочисленные скопления чёрных журавлей, формирующиеся ежегодно в Амурском заказнике в период осенней миграции, позволяют предположить, что журавли слетаются в заказник с обширной территории, на которой они гнездились. Отдельными семьями и небольшими стаями чёрные журавли только им известными воздушными путями слетаются в середине сентября на небольшой клочок земли - Амурский заказник. В заказнике журавли пробудут три – четыре недели, восстанавливая израсходованные во время перелёта запасы жира, чтобы продолжить свой путь к местам зимовок. В последних числах октября журавли покидают Амурский заказник, пересекают государственную границу в районе села Новопетровка, преодолевают невысокие хребты Большого Хингана, и летят на зимовки расположенные в Юго-Восточной Азии.
Заказник привлекателен для чёрных журавлей и других птиц-мигрантов удачным сочетанием природных и сельскохозяйственных ландшафтов. В срединной части его территории протекает небольшая речка Топкоча, извилистое русло которой блуждает по широкой заболоченной долине. В период миграций заболоченные участки долины служат журавлям местами ночёвок и дневного отдыха. В укромных местах речной долины, лежащих вдали от сёл, даурские и японские журавли строят свои гнёзда. Обширные заболоченные территории заказника позволяют чёрным журавлям при необходимости менять места ночёвок, приурочивая их к местам кормёжки и соответственно экономить время и энергию при перелётах к кормовым полям. Для журавлей в период активной жировки важным является и то, что места водопоя также находятся неподалёку от мест кормёжки. Сельскохозяйственные поля в окрестностях сёл Войково, Новопетровка, Дим, Нижняя Полтавка, полукольцом охватывающие периферию заказника, обеспечивают журавлей обильными кормами в виде семян злаковых культур утерянных при уборке урожая. В этом году журавли кормились преимущественно на убранном поле кукурузы, расположенном в трёх километрах от села Новопетровка. После уборки кукурузы на силос, большое количество початков с вызревшими семенами оказались лежать на земле. В дальнейшем поле было обработано дисками, при этом значительная часть початков и семян были погребены в землю и оказались недоступными для журавлей. И всё же значительное количество початков и обмолоченных семена лежало на поверхности почвы. Для журавлей и других многочисленных любителей семян кукурузы был «накрыт» богатый стол. Тем не менее, к концу первой декады октября при, казалось бы, ещё значительных запасах корма на поле журавли покинули его и переместились на поля зерновых культур расположенные у села Нижняя Полтавка. Учёт семян кукурузы на кормовом поле показал, что в его срединной части, на которой преимущественно кормились журавли, запасы семян в среднем составили 391 кг на 1 га поля. Высокая численность журавлей в скоплении при ежедневном снижении запасов корма на поле порождала повышенную конкуренцию птиц за пищу и, вероятно, ухудшала возможность каждой особи насытиться за относительно короткое время. По краям поля, где журавли не кормились из-за боязни человека и техники, запасы семян составили 732 кг на 1 га поля. Фактор беспокойства и, вероятно, прямое преследование журавлей не дали птицам возможности максимально использовать имеющиеся на поле запасы корма, эффективно пополнить свои жировые запасы.
Немаловажное значение для формирования устойчивых скоплений журавлей в заказнике имеет и его охранный статус. Охота в заказнике запрещена, и это сводит к минимуму фактор беспокойства журавлей охотниками в период осенней охоты на водоплавающих птиц. Подтверждением этому служит факт - можно проехать по сельскохозяйственным угодьям юга Зейско-Буреинской равнины многие десятки километров, побывать на убранных полях зерновых культур и кукурузы и не встретить ни одного журавля. Имея комплекс необходимых журавлям условий, заказник является составным и неотъемлемым звеном на их длинном миграционном пути. Информацию о месте расположения заповедной территории журавли-родители передают своим птенцам во время осеннего перелёта, и таким образом из поколения в поколение устанавливается территориальная связь журавлей с заказником. Нерадостная картина предстала нашему взору в очередное посещение заказника. Обширная заболоченная территория срединной части заказника, основного места гнездования даурских и японских журавлей, полностью выгорела с 8 на 9 октября. Пал полосой прошёл по пади от с. Войково до южной окраины с. Нижняя Полтавка. От Нижней Полтавки огонь прошёл по всей долине Топкочи и переметнулся через дорогу, ведущую от села Дим к селу Новопетровка. В охранной зоне заказника уничтожил всю растительность в широкой пади, лежащей вдоль дороги. Зрелище жуткое: чёрная испепелённая по-жаром обширная территория с кое-где сохранившимися узкими лентами тростника вдоль озёр и заболоченных берегов речки, обгоревшие деревья и среди этого пепелища – не-большие группы отрешённо блуждающих чёрных и даурских журавлей. Весенние и осенние пожары - большое бедствие не только Амурского заказника, но и других охраняемых природных территорий Амурской области. На конец октября, по данным дирекции по охране и использованию животного мира и ООПТ Амурской области, от пожаров пострадало 11 заказников, то есть каждый третий заказник. Не один десяток лет «ведётся активная борьба» с этим злом, но видимых побед на огненном фронте пока не видно. Причины возникновения пожаров общеизвестны: неосторожное обращение с огнём, проведение сельскохозяйственных работ с применением огня, брошенная у дороги непотушенная сигарета или спичка, выжигание сухой растительности на пастбищах и сенокосах, поджоги травы на болотах браконьерами с целью вытеснения косуль в места наиболее доступные для отстрела животных…
В Хинганском государственном заповеднике накоплен положительный опыт защиты гнездовий журавлей от огня и предупреждения проникновения пожаров на охраняемую территорию посредством выжигания сухой травы узкими полосами, которые, в случае возникновения пожара, преграждают ему путь. В дальнейшем этот приём, при полном выполнении объёма необходимых работ, хорошо зарекомендовал себя в Муравьёвском парке и заказнике. Казалось бы, надо совершенствовать этот приём: определить оптимальные параметры температуры и влажности воздуха, влажности сжигаемой травы, скорости и направления ветра при которых можно проводить это мероприятие. Но чиновничьи препоны начинаются уже с момента утверждения наиболее подходящих для проведения огненных работ сроков. Всех землепользователей стригут под одну гребёнку – от сель и до сель. Но сроки проведения контролируемых палов на сельскохозяйственных полях не совпадают с оптимальными сроками проведения отжигов травы для сохранения местообитаний животных. Отжиги сухой травы в местах гнездования журавлей должны проводиться значительно раньше, до прилёта этих птиц, во второй - третьей декаде марта.
В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (Ст. 24) юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесённые в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира. А органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые условия для сохранения «краснокнижных» видов животных. Одним из необходимых и обязательных условий со-хранения и воспроизводства животных в природе является сохранение среды, как совокупности абиотических и биотических условий, в которой они обитают. Деньги, которые выделяются из федерального бюджета на сохранение редких и исчезающих видов животных, должны в первую очередь расходоваться на сохранение среды обитания этих самых животных. Возможно, что на проведение контролируемых отжигов из областного бюджета можно привлечь определённую сумму денег, предусмотренных на проведение профилактических противопожарных мероприятий по защите населённых пунктов от огня. По границам многих природных заказников расположены сёла. В частности, по границам Амурского заказника расположено четыре села, Муравьёвского заказника – шесть сёл.
Эффективная охрана журавлей в Амурском заказнике должна быть организована, прежде всего, с понимания значимости этой территории для мигрантов как неотъемлемого и чрезвычайно важного звена в общей цепи миграционного пути этих птиц. Она должна быть обеспечена экологическими исследованиями, включать мероприятия по сохранению мест обитания и мероприятия направленные на снижение фактора беспокойства журавлей на местах кормёжек и ночёвок и на предупреждение возможного преследования птиц человеком. Для сохранения этого уникального места в будущем, как пункта остановки мигрантов, необходимо, прежде всего, сохранить ныне существующее соотношение естественных и сельскохозяйственных площадей. Не допустить осушения территории заказника и не нарушать гидрологический режим речки Топкоча, который напрямую зависит от объёма воды поступающего из водохранилища сооружённого в русле реки у с. Нижняя Полтавка. Основу кормовой базы журавлей в заказнике составляют семена зерновых культур, в первую очередь – кукурузы. В связи с этим, в севооборотах сельскохозяйственных предприятий необходимо сохранять кукурузу. В условиях рыночной экономики для сельхозпроизводителя каждая тонна зерна ценна и каждое хозяйство, с целью получения прибыли, стремиться провести сельскохозяйственные работы в наиболее оптимальные сроки с соблюдением технологических приёмов. В сложившейся экономической обстановке руководителям хозяйств уже не до журавлей. Однако в беседах с руководителями близ лежащих к заказнику хозяйств, проведённых мною три-четыре года назад, все они согласились с тем, что на небольших площадях работы по подготовке почвы к посевной можно в разумных пределах смещать на более поздние сроки или переносить работы на весну. К тому же, зерновые культуры чередуются в севооборотах с соей, сев которой на юге области проводится во второй половине мая. К этому времени мигранты, основные потребители семян зерновых культур, в основной массе уже улетают к своим гнездовьям. Весной журавли и дикие гуси кормятся не только падалицей семян на невспаханных полях, но и на посевах зерновых культур, поедая высеянное зерно и всходы. При этом возникают конфликтные ситуации между сельхозпроизводителями и птицами. В случаях существенной потравы посевов птицами конфликт можно разрешить только компенсацией ущерба нанесённого землепользователю. И эту проблему нельзя оставлять без решения. Хозяйств, которым птицами-мигрантами наносится ущерб, в Амурской области не более десятка. Эти хозяйства, в силу географического расположения полей, с одной стороны, имеют неоценимое значение для птиц-мигрантов, обеспечивая их кормами, и с другой стороны, эти хозяйства несут никем не компенсируемый материальный убыток.
Для осуществления мероприятий по организации небольших подкормочных полей для птиц-мигрантов, потребителей семян культурных злаков, на возделываемых сельскохозяйственных полях с целью компенсирования предполагаемого ущерба, со стороны Министерства сельского хозяйства и Правительства Амурской области должны последовать встречные предложения. Благо, что для этого есть весомое основание – Федеральный закон «О животном мире» (1995). В частности, закон предусматривает регламентацию сроков и технологий проведения хозяйственной деятельности, установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам, обеспечивающих воспроизводство объектов животного мира. Следовательно, если на деле, а не на словах, заниматься сохранением журавлей и других зерноядных птиц-мигрантов, надо пойти навстречу сельхозпроизводителям. Установить для них определённые льготы взамен на сохранение в севооборотах кукурузы, регламентацию сроков и технологий проведения сельскохозяйственных работ на подкормочных полях. Введя в практику биотехнических мероприятий подкормочные поля можно не только сохранить имеющуюся численность журавлей, но и приумножить её.
Материал и фото орнитолога, члена Амурского экологического клуба «Улукиткан» Василия Антоновича Дугинцова. Информация с сайта http://av-kalashnikov.livejournal.com/
У меня в кормушке,что у окна и,что в парке-в первую очередь едят орехи,конечно не кедровые;Вы меня извините,но цена на них такая!!! что можно 3-4 кг купить грецких,лесных,арахиса!Грецкие я заготавливаю с осени.[/QUOTE] Это зависит от региона. Вы заготавливаете грецкие, а у нас собирают кедровые. Этой осенью собрал немного, по возможности (не ставил специально цель собрать как можно больше шишек), был урожай кедра. В основном использую для подкормки домашних птиц. Для диких используется преимущественно подсолнечник.
[QUOTE]doc пишет: ...По размерам она никак не отличалась от дикарей...[/QUOTE] Скорее всего - обычный природный меланист, какие известны и у др. видов птиц у которых одомашненные особи не встречаются.
По вопросу окраски кряквы. Не обязательно присутствие крови домашней утки, вполне возможное объяснение - возникновение мутаций приводящие к частичному меланизму/альбинизму. Подобные мутации известны не только у крякв, но и у др. представителей, где приток генов одомашненных особей исключен.
[QUOTE]Мельников Владимир пишет: А путного атласа перьев не порекомендуете?[/QUOTE] Есть такой: Helm Identification Guides, [B]Tracks & Singns[/B] of the Birds Britain & Eurore.
Ромбики заселяются более-менее разнообразным спектром видов, а данный вид гнездовья исключительно пищухой. Хотя, для изготовления, досок нужно, действительно, поменьше :)